Конфликтология как междисциплинарная область науки. Универсальные характеристики конфликтологии. Принципы и задачи конфликтологии

Роль конфликтов и их регулирование в современном обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область знания – конфликтология: наука о закономерностях возникновения и развития конфликтов и методах их разрешения и предотвращения.

Переход общественной жизни в России на рельсы рыночной экономики резко повысил уровень конфликтности в социальной и профессиональной сферах жизнедеятельности человека. Особенно остро прослеживается необходимость получения знаний по данной дисциплине в системе социального образования, в частности, социальной работе. Это позволяет повысить уровень профессионального мастерства специалиста социальной работы. Всем, работающим с людьми, необходимо владеть искусством профилактики решения конфликтов и предупреждения их отрицательных последствий.

Специалист любой профессии, но особенно в социальной сфере, дорого расплачивается за свое незнание основ конфликтологии – потерей авторитета, профессионализма, нервов, здоровья, производительности труда и т.д. По мнению американских исследователей, в условиях рынка успех делового человека на 85 % определяется его коммуникативными качествами и способностью решать или предотвращать разногласия и лишь на 15 % - профессиональными знаниями. При конфликте теряется от 37 до 63 % производительности труда.

Конфликтология – это наука, изучающая концептуальные и методологические подходы к изучению и описанию конфликтных явлений разного рода и практику работы с ними. Это особая междисциплинарная область разных наук (психологии, социологии, права. этики и др.), объединяющая теоретические, методологические и методические подходы к описанию конфликтов.

Знание конфликтологии расширяет представления о человеке и обществе. Способствует разностороннему пониманию проблем социального взаимодействия, применению эффективных способов их разрешения.

Предмет конфликтологии, как области наук, - социальная природа, причины, типы и виды конфликтов, пути, средства их предупреждения и регулирования.

Как научная дисциплина, конфликтология сложилась в 50-60-е годы ХХ века, опираясь на синтез социально-психологических, юридических и педагогических знаний.

Таким образом, конфликтология молодая наука и пока рано говорить о ее успешности. Однако, конфликтология не только наука, но и искусство, которое включает мастерство ведения спора и диалога. Термин «искусство» лишь подчеркивает огромное значение личностно-творческого фактора и практического воплощения системы комплексных знаний в области конфликтологии.

Диалектический принцип- в понимании природы конфликтов, учитывающий единство субъективной природы конфликта и его связи объективными социальными противоречиями.

Принцип конкретности, акцентирующий своеобразие конфликта в зависимости от эпохи, исторического периода, типа социальной системы, особенностей межличностных отношений и индивидуальных особенностей человека.

Своими корнями конфликтология уходит в философию. Именно философы пытались понять суть противоречий в природе и обществе, в человеческой душе, между людьми, классами, обществами, государствами.

Содержательный анализ идей и теорий позволяет выделить в развитии конфликтологии
три основных этапа: донаучный, монодисциплинарный и междисциплинарный.

1 этап – донаучный, философский.На этом этапе философы стремились понять сущность войн, их роль в жизни человека и общества. Древние философы осуждали распри, но утверждали, что «в споре рождается истина». Основной конфликт, которым более всего интересовались ученые, - это конфликт человека и природы. В этом противостоянии и столкновении с физически более сильными животными. Природной стихией появляется понимание человеком особого сознания, связанного с необходимостью победить, выиграть. Если он этого не сумеет сделать, то тогда он будет побежден и, следовательно, обречен на гибель.

Особый интерес представляют труды философов, которые раскрывают предпосылки научного понимания конфликта между полярными явлениями – война и мир. Так древнегреческий философ Гераклит считал, что все в природе и мироздании подвержено «круговороту и взаимопревращению», но единственным всеобщим законом является война. Она превращает одних людей в рабов, других делает богатыми. Он считал, что источник конфликта в сущности мира, конфликты – это универсальное свойство мира, но кроме противоречий в мире есть и согласие. Все сущее сложено в гармонию через противообращенность. Греческий философ Эпикур считал, что войны и их последствия вынудят в конечном итоге людей жить в мире. Геродот доказывал, что «никто настолько не безрассуден, чтобы предпочесть войну миру». Подобные утопии обнаруживали притягательную силу и привлекали внимание. Идея философов о войне как мщении за причиненное зло, как о насилии справедливом была продолжена в Средние века. Взгляды философов, постепенно развиваясь, переходили от признания войны к пониманию значимости мира для человечества, к осознанию важности построения мирной жизни.

Христианская философия с начала своего развития пыталась доказать преимущества мира, согласия и братства между людьми. Проблемы войны и мира, насилия и ненасилия глубоко прорабатывались и в других религиозных учениях.

На этом этапе происходило осмысление роли конфликтов в человеческой жизни, хотя самого термина еще не существовало. В практике это осмысление проявилось в пословицах и поговорках, которые дошли до наших дней: «Силой не делай ничего», «худой мир лучше доброй ссоры», «Раздор зло творит» и т.д. История развития философской мысли показывает, что изучая, в чем же их сила – разрушительная или созидательная, мыслители древности поставили вопрос о необходимости регулирования и предупреждения конфликтов.

2 этап – монодисциплинарный.Он характеризуется ориентацией направлений исследований на решение конфликтов в рамках двух основных дисциплин – психологии и социологии.

В психологии на поиски причин межличностных конфликтов в сфере бессознательного первым обратил внимание З. Фрейд. По его мнению, конфликт составляет внутреннюю сторону жизни человека, поэтому он выделяет внутриличностный конфликт.

Конфликт внутриличностный-специфический тип конфликтного процесса, развертыва-ющегося внутри личности, вследствие дисгармоничности, противоречивости стремлений, присущих различным подсистемам и структурам психологической системы индивида, между сознательными и бессознательными его влечениями, между требованиями совести и стремлением к получению удовольствия, между инстинктивными позывами и нормами культуры и нравственности.

В социальной психологии конфликт привлекает внимание тем, что он неизбежен в обществе, так как людям присущи врожденные инстинкты. Опираясь на учение Ч. Дарвина об инстинкте борьбы за выживание, которое обеспечивает существование и развитие вида, У. Мак-Даугалл распространил его и на человеческое общество. Он создал теорию инстинктов социального поведения, которое стало основанием для социотропного направления в изучении конфликтов.

Источники конфликтов изучал и Курт Левин, считая причиной стиль взаимодействия лидера и группы. Он разработал концепцию динамической системы, при которой нарушается равновесие между индивидом и средой, в результате чего и появляются конфликты.

Наиболее интенсивно конфликты изучались в США Дж. Морено. По его мнению, конфликты определяются врожденными качествами человека, симпатиями и антипатиями по отношению друг к другу. Морено считал, что конфликты можно устранить путем перестановки людей в соответствии с их эмоциональными предпочтениями. Соединив людей, симпатизирующих друг другу, можно исключить конфликты.

На рубеже Х1Х-ХХ веков влияние на разработку проблематики конфликта стала оказывать социология, объясняющая процессы жизни, формирование и развитие общественных систем и подсистем через конфликт.

3 этап – междисциплинарный. Он начинается с 1990 года. Если предыдущий этап развивался в рамках двух наук, то в настоящее время проблема формирования конфликтологии происходит на стыке 11 отраслей знаний. Начинается резкое повышение интереса к данной сфере, рост количества исследований и публикаций, а также числа конфликтологов. Отраслями конфликтологии являются: военные науки, исторические науки, искусствоведение, математика, педагогика, политические науки, правоведение, психология, социология, биология и т.д.

В настоящее время конфликтология стремится помочь людям сохранить здоровье, благосостояние, которые несут огромный ущерб в результате разрушительных последствий воздействия конфликтов. И сегодня самая большая доля исследований конфликтологии принадлежит социологии и психологии. Социология ориентирована на рассмотрение конфликтов в обществе, в системе общественных отношений. Психология изучает внутриличностные и межличностные противоречия, ищет средства, способствующие разрешению конфликтов.

Знание конфликтологии сегодня особенно необходимо тем, кто активно взаимодействует с другими людьми: социальным работникам, педагогам, психологам и др. По мнению
А.Г. Асмолова «… человечество и научное мышление неизбежно придут к открытию, что не только конфликт является универсальным двигателем эволюции, не только борьба за существование выступает как монопольная сила отмирания старых и появления новых видов на нашей планете».

Периоды становления конфликтологии в России наиболее полно представлены в работах Анцупова и Прошанова. Ими выделены несколько этапов развития конфликтологии в России.

Первый – до 1924 года. Это период зарождения и развития практических и научных знаний о конфликтах, однако, как специальный объект исследования конфликт выделен не был.

Второй - 1924-1992 гг. Конфликт начинает изучаться как самостоятельное явление в рамках сначала двух наук – правоведение, социология, впоследствии становясь объектом изучения других, таких, как психология, экономика, юриспруденция и т.п.

Третий – с 1992 г. по настоящее время. Знания о конфликте выделяются в самостоятельную науку – конфликтологию. В настоящее время написано около 2500 работ по проблемам конфликтологии.

Конфликты в современном российском обществе органически связаны с его переходным состоянием и противоречиями, которые лежат в основе конфликтов. Корни некоторых из них лежат в прошлом. Но свое основное обострение они получают в процессе рыночных отношений. Образование новых социальных групп, класса предпринимателей и собственников, растущее неравенство становятся базой возникновения новых конфликтов.

Формируется новое социальное противоречие в обществе между элитой, представляющей различные группы новых собственников, и огромной массой народа, которого отстранили от собственности и власти. Конфликты в современных условиях отличаются остротой и частым применением насилия.

На основе углубления кризисного состояния общества, приводящего к столкновениям различных сил и общностей, обостряются социальные противоречия и их результатом становятся социальные конфликты.

Конфликтолог Л.Н. Цой в своей работе «Практическая конфликтология: проблемы и перспективы» указывает, что конфликтология, как развивающаяся научная, учебная и практическая дисциплина в России может быть представлена несколькими уровнями знаний:

- методическим;

- теоретическим;

- технологическим;

- практическим.

Методологический уровень – это исходные основания, позволяющие исследовать конфликты, как естественные процессы, систему принципов и взглядов, доминирующих в разных общественно-исторических условиях. Эти методы организации теоретической, технологической и практической деятельности основаны на выявлении соответствия разных теоретических конструкций, технологий с задачами практики. Этот уровень требует также включения в процесс исследования конфликтов и процесс рефлексивного анализа собственно мыслительных средств самого исследования.

Теоретический уровень-непосредственно научные теории и знания закономерностей развития и специфических свойств конфликтов, полученные научными методами в какой-либо науке. Естественно, что научные разработки необходимы практике, однако сегодня между теоретическими исследованиями и практикой существует существенный разрыв, который необходимо начинать преодолевать с учетом реальной ситуации в России.

Технологический уровень– представлен различными технологиями формирования определенных программ, по которым часто неосознанно действует субъект (группа) в конфликте: биопрограммы, психопрограммы, социопрограммы. Это также и технологии борьбы, конкуренции, конфронтации, соперничества, переговоров, манипулирования, технология профилактики, управления и разрешения конфликтов. Знание этих технологий, владение ими может иметь самые различные последствия. Однако, несомненно, что субъект, от которого эти технологии скрыты, в большей степени подвержен бессознательным импульсам и реакциям, а значит, является высокоманипулируемым в конфликте. Поэтому этот уровень знаний предъявляет к специалистам высокие профессионально-этические нормы и ответственность за ситуацию, в которой он начинает применять различные технологии.

Практический уровень–представлен реальными конкретными конфликтами и конфликтными ситуациями. В большей степени он связан с функцией управления, направленной на минимизацию разрушительных и деструктивных последствий конфликта, с планируемыми изменениями и принятием решений в управлении организацией, структурой, системой в целом на макро- и микро- уровнях. И если методологический уровень знаний исследует конфликты, в определенной степени, как естественный процесс, то на практическом уровне задача состоит в том, чтобы этот естественный процесс направить в «некоторое русло», ограничивая его процесс нормативными законами и социальными нормами.

Конфликтология является одновременно дисциплиной теоретической и практической, нацелена на решение задач, имеющих фундаментальный и прикладной характер.

К числу задач конфликтологииотносят:

- теоретико-познавательную задачу: поиск фундаментальных подходов в изучении и понимании конфликтов, исследование конфликтов и развитие теорий конфликтологии; изучение и понимание конфликтов в области социальной работы;

- аналитическую задачу: поиск объективных и субъективных причин возникновения и развития конфликтов, причины возникновения конфликтов в области социальной работы;

- прогностически-управленческую задачу: разработка прогностических моделей диагностики, управления и разрешения конфликтов; организация системы практической работы конфликтологов по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов; управление конфликтами в области социальной работы.

А также:

- создание системы конфликтологического образования в стране;

- популяризацию конфликтологических знаний в обществе.

Конфликтология появилась, как область прикладных исследований, по решению специалистами важных практических задач: вести переговоры, разрешать назревавшие в обществе проблемы, управлять взаимодействием людей, как вести себя в конфликте, как завершить конфликт, как его предупредить. Проводятся исследования конфликтов в различных сферах жизнедеятельности: деловой, профессиональной, бытовой, социальной. Конфликтология изучает конфликты разных уровней, их динамику и природу – возникновение, развитие и завершение.

Конфликт бытовой - конфликтное столкновение между индивидами и/или группами в бытовой сфере, возникающее из-за обладания жизненно важными ресурсами в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья, проведении досуга и т.п., где интересы, потребности и цели одних лиц и социальных групп сталкиваются с потребностями, интересами и целями других.

Особенностью конфликтологии является ее комплексный характер. Поскольку конфликты имеют место во всех сферах общественной жизни и на всех уровнях ее организации и развития, то ими интересуются представители различных гуманитарных дисциплин, которые изучают различные аспекты социальных конфликтов, их развитие и преодоление. Конфликты любого уровня и вида в обществе – комплексное явление.

В конфликтных ситуациях и действиях сплетаются социально-психологические, социальные, экономические, политические, духовные, а также индивидуальные и общественные элементы. Общая для всех смежных наук цель – выявление и объяснение механизмов, управляющих социальными процессами, связанными с конфликтами, их динамикой. Итак, конфликтология – это междисциплинарная область, объединяющая теоретические, методологические и методические подходы к описанию, изучению и развитию практики работы с конфликтными явлениями разного рода, возникающими в различных областях человеческого взаимодействия.

Наши рекомендации