Экспериментально-психологические методики.

Особую среди них популярность получили такие методики, как «Кубики Кооса», «Исключение предметов», определение последова­тельности событий, «Опосредованное запоминание» (по А.Н. Леон-тьеву), «Метод пиктограммы» и др. Многие из этих методик имеют модифицированные варианты для обследования испытуемых разных возрастных групп. Разработаны адаптированные варианты методики для лиц с нарушениями зрения, слуха. Экспериментально-психоло­гические методики являются основными приемами изучения нару­шенной психической деятельности.

С помощью каждой из экспериментальных методик может быть получен материал, дающий возможность судить о многих раз­личных особенностях психики. Например, метод «пиктограммы» позволяет делать выводы об уровне развития памяти, абстрактного мышления, о личностно-психологических особенностях ребенка. Методик, направленных на изучение только одного процесса, в аре-нале средств практической психологии не так много. Это необхо­димо учитывать при подборе заданий для обследования ребенка.

Важным условием применения экспериментально - психологи­ческих методик является оказание дозированной помощи во время проведения обследования. Разнообразные виды такой помощи опи­саны в работах С.Я. Рубинштейн (1989) и И.Ю.Левченко (2003, 2004). К ним относится: - простое переспрашивание, просьба повторить то или иное слово, что привлекает внимание ребенка к сказанному или к с/деланному;

- выражение одобрения и стимуляция дальнейших действий, на­пример, репликами: «Хорошо», «А дальше?»; - вопросы о том, почему испытуемый выполнил то или иное действие; - наводящие вопросы или критические возражения экспериментатора; - подсказ, совет действовать тем или иным способом;

Характер протекания беременности (нормальное, токсикозы, (нефропатия, недоношенность, внутриутробная гипоксия плода и др.)


- демонстрация действия и просьба самостоятельно повторить его;

- обучение тому, как надо выполнять задание.

Выбор адекватных способов помощи является одним из труд­ных разделов психолого-педагогического обследования. Общие пра­вила, которыми при этом следует руководствоваться, состоят в сле­дующем:

- сначала следует выяснить, не окажутся ли эффективными отно­сительно простые варианты помощи, и лишь затем перейти к демон­страции действий и обучению;

- экспериментатору не следует быть чрезмерно активным и мно­гословным в общении с обследуемым; его вмешательство в ход экс­перимента должно быть тщательно обдумано;

- каждый акт помощи, так же, как ответные действия ребенка, дол­жен быть внесен в протокол.

Основные экспериментально - психологические методики опи­саны С.Я. Рубинштейн в ее работе «Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике» (1989).

II. 5 Примерная карта-схема психолого-педагогического обследования ребенка с ограниченными возможностями развития, поступающего в учреждение общего образования

I. Общие данные.

_Дата рождения__________________

Ф.И. ребенка______________

Посещает ДОУ № / школу №_____________________
возрастная группа___________/ класс_____
Когда и в каком возрасте поступил в ДОУ (школу)______________

Характер протекания родов___________________________

Состояние ребенка при рождении____________________________

Особенности развития в раннем возрасте._____________________________________________

начал держать головку_________________сидеть_______________стоять___________________ходить_______________

Речевое развитие

гуление______________________________________

лепет___________________________________________

появление первых слов_________________________________
переход к овладению фразовой речью__________

(указать возраст)

Как проходило развитие речи ( нормально, быстро, задержка формирования речи и др.)_____________________

Перенесенные заболевания и травмы

в раннем возрасте (до 3-х лет)_________________________

в последующие годы____________________________________

в) Условия развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте (ребенок воспитывался дома_________ в детском саду____________________________________

Семейный анамнез ( заболевания / нарушения развития у родственников 1-2 поколения) /да, нет/ _________

Отмечаемые у них нарушения _____________________



II. Анамнестические сведения

а) Сведения о семье

Характеристика семьи ( полная, неполная )__________________

мать_____________________________________________________

(Ф.И.О., год рождения, образование, место работы, профессия) отец___________________________________________________

(те же сведения ) другие члены семьи__________________________________________________

Материально-бытовые условия_

г) Сведения о состоянии здоровья ребенка по данным медицинских обследований________________________

Состояние зрения___________________________________

слуха_________________________________________________

опорно-двигательного аппарата______________________

Физическое развитие ребенка_______________________

Неврологический статус____________________________



Заключение психоневролога_____________________________________


операционная стороны предметно-пракшчсскоь и интеллекту- альной деятельности ребенка.

При анализе организационной стороны деятельности анализи руется следующее:

- может ли ребенок ставить цель действия и удерживать ее;

- планирует ли он свою деятельность;

- контролирует ли он ее;

- правильно ли оценивает свою деятельность и ее результаты;

- способен ли ребенок осуществить перенос умений с ранее усвоенных на вновь осваиваемые способы решения задач;

- может ли обследуемый варьировать приемы решения познава­тельных задач, проявлять гибкость и самостоятельность при их решении;

- насколько ребенок способен проявить настойчивость и умст­венное напряжение при встречающихся трудностях и неудачах;

- какую (по характеру, объему) помощь и каким образом ис­пользует обследуемый ребенок.

При анализе исполнительной (операционной) стороны психи­ческой деятельности особое внимание уделяется состоянию опе­раций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации * абстрагирования.

Все формулируемые выводы иллюстрируются соответствую­щими примерами.

В заключении должны быть отражены следующие моменты:

- каковы содержание и структура нарушения развития: какие проявления (признаки) нарушения являются первичными, какие вторичное нарушения возникли вследствие первичного дефекта;

- какова взаимосвязь в развитии высших психических функций ребенка, в первую очередь - мышления и речи;

- соответствует ли уровень интеллектуального и речевого раз­вития ребенка возрастным нормам;

- каков уровень жизненного опыта (знаний, представлений Я практических навыков) к моменту обследования;

- какова степень обучаемости ребенка;

- как проявляется воздействие интеллектуального И речевого развития ребенка на формирование его личности.

4. Резюме наиболее важных данных. Формулирование практи­ческих рекомендаций для родителей ребенка и педагогов данного образовательного учреждения.

Методические рекомендации к составлению психологическо­го заключения

Психологическое заключение является логическим завершением анализа результатов психологического обследования ребенка. Психо-10ГИческое заключение всегда строго «индивидуально» и включает в себя феноменологическое описание индивидуально-психологических особенностей испытуемого, выявленных в процессе обследования.

Заключение на ребенка лучше готовить в два этапа. Сна­чала психолог, проводивший обследование, обрабатывает ре­зультаты выполнения проверочных заданий, обсуждает их с другими специалистами и приходит к определенным выводам об уровне развития познавательной деятельности, речи, эмо­ционально-волевой сферы, личности, поведения ребенка и о признаках своеобразия в его развитии, а также решает вопрос о характере необходимой коррекционной помощи. После это­го психолог оформляет полученные результаты в виде пись­менного заключения.

Условно все психологическое заключение может быть подраз­делено на четыре части. В первой части психолог дает описательную характеристику эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка в процессе обследования. Во второй - характеризует деятельность ребенка, в третьей - описывает качественное своеобразие исследуе­мых психических функций и состояние моторики. При этом обяза­тельно следует указывать способы выполнения проверочных тесто­вых заданий и качественную специфику познавательных процессов.

В заключительной части психолог должен определить психологи­ческий диагноз состояния познавательной деятельности и личностной сферы ребенка. Психологический диагноз - это вывод о результатах проведенного исследования.

Психологический диагноз является отправной точкой для последующей коррекционно-развивающей работы с ребен­ком. В связи с этим психологический диагноз представляет собой иерархически организованную последовательность психологических составляющих (от ведущего нарушения к Связанным с ним вторичным и сопутствующим нарушениям). Целостная картина психологического портрета ребенка долж­на завершаться указанием на сохранные функции - «сильные» звенья, позволяющие компенсировать негативные качества и личностные проявления.

В своей завершающей части психологаческое заключение должщ| содержать рекомендации, которые содержат обоснование последов», тельности включения в работу с ребенком тех или иных специали-

стов по психокоррекционной работе (психоневролога, психолога

общего профиля, коррекционного педагога и т.д.).

Психологическое заключение пишется в свободной форме;

тем не менее при его написании следует соблюдать определенные правила. Обычно заключение состоит из нескольких относительно самостоятельных частей.

В первой части указываются причины обследования ребенка, цель обследования, особенности поведения ребенка во время обследования. Обязательно отмечаются мотивация к выполнению заданий, особенности контакта и взаимодействия с психологом, способы выполнения заданий, характер дея­тельности, реакции на поощрение, замечание, успех или не­удачу; особое внимание обращается на способность ребенка продуктивно использовать помощь, виды необходимой помо» щи, умение переносить найденный совместно с психологом способ решения на аналогичную задачу. Отмечается наличие или отсутствие речевого сопровождения действий, характер ре­чевых высказываний, способность ребенка рассказать о своих действиях и объяснить их.

Во второй части дается анализ полученных результатов диагностического изучения познавательной деятельности ре­бенка. Содержание этого раздела зависит от задач исследова­ния, от того, какие психические функции и процессы изуча­лись в каждом конкретном, случае.

В третьей части заключения делается вывод о структур*) нарушения познавательной деятельности. При этом отмечают-ся не только выявленные нарушения, но и сохранные стороны психики, потенциальные возможности ребенка, определяющий прогноз его дальнейшего развития. Далее приводятся реко-

мендации организации и содержанию психолог-

педагогической помощи ребенку, оптимизации коррекционно-педагогической работы с ним. Эти рекомендации адресованы педагогам образовательного учреждения и родителям.

Текст заключения должен содержать указания на возраст обследуемого, дату обследования и оформления заключения, подпись психолога.

II. 6 Содержание педагогической характеристики ребенка, имеющего отклонения в развитии*

Педагогическая характеристика - документ, отражающий сведение и успеваемость учащихся, интересы и склонности к отдельным видам занятий, физическое и умственное развитие данного ребенка, дисциплинированность, некоторые его лично--тные черты (черты характера, коммуникабельность и др.).

В педагогической характеристике детей с ограниченными возможностями развития находят отражение не только особенно­сти познавательного и личностного развития ребенка, обуслов-1енные тем или иным нарушением, но и положительные стороны его личности, его возможности. Отмечаются изменения в общем развитии и поведении ребенка, происходящие под влиянием вос-питания и обучения, а также успехи в овладении знаниями и на­выками.

В специальной школе (детском саду компенсирующего вида) педагогическую характеристику составляет педагог-дефектолог (воспитатель коррекционной группы) на основе изучения каждо­го ребенка в процессе обучения и воспитания.

При составлении педагогической характеристики ребенка с проблемами в развитии в конце учебного года или при переходе в другую школу (ДОУ) следует указывать, как выполняются важ­нейшие задачи коррекционного обучения и воспитания: преодо­ление и компенсацию нарушений психофизического развития, подготовка ребенка, посещающего ДОУ, к обучению в школе; подготовка учащегося к общественно полезной профессиональ­ной деятельности.

При составлении педагогической характеристики педагог Должен использовать все данные, полученные при изучении де­тей: записи наблюдений, результаты анализа письменных работ, Рисунков; сведения, полученные от родителей и других членов семьи ребенка. В педагогической характеристике должны найти отражение не только недочеты и недостатки, свойственные ре­бенку с проблемами в развитии, но и его положительные качест-ва - то, на что педагог может опираться в учебно-воспитательной Работе.

*Рекомендовано Институтом коррекционной педагогики РАО для работников образовательных учреждений общего вида, а также сотрудников ПМПк (конселиумов).

II. 8 Примерная схема педагогической характеристики ребенка-выпускника детского дошкольного учреждения

В педагогическую) характеристику ребенка, имеющего от­клонения в развитии, необходимо включать конкретные факты характеризующие особенности личности ребенка, а именно:

• сведения о развитии и воспитании ребенка до поступления $ школу (ДОУ);

• наиболее важные медицинские показания;

• данные, характеризующие особенности развития речи ребен ка;

• формирование основных психических процессов и функци} (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и др.); « данные об успеваемости учащегося (об успешности усвоения знаний, умений и навыков по программе воспитания и обучения в ДОУ);

о об отношении ребенка к учебным занятиям, к педагогу, учеб­ному коллективу (другим детям); ® сведения об отношении к занятиям по труду, общественным поручениям;

•э данные, характеризующие дисциплинированность и поведе­ние ребенка, соблюдение им правил поведения в коллективе; данные, показывающие динамику развития ребенка под на­правляющим воздействием педагогов образовательного учреж­дения, процесса коррекционного обучения и воспитания. » В характеристике следует отразить достигнутые результаты обучения, те изменения, которые произошли в поведении ребенка в процессе овладения знаниями и навыками. Необходимо также определить задачи дальнейшей учебно-воспитательной работы.

Дополнительные сведения.

• В школе для неслышащих или слабослышащих и поздно-оглохших (в коррекциснном детском саду того же профиля) пе­дагогическая характеристика должна содержать подробные свС' дения о развитии всех сторон речи ребенка;

• в учебном заведении для незрячих (слепых) - данные о развй' тии пространственных представлений и навыков пространстве^' ной ориентировки;

• в специальной школе для детей с нарушениями интеллекту ального развития - данные о сдвигах в познавательном развитй'1 и в овладении детьми предметно-практической деятельностью.

МДОУ №__ ___________ округа / р-на г.________________

Дата составления характеристики ________ _____________

I. Сведения о ребенке и о его семье

Фамилия, имя ребенка _____________________

Дата и год рождения _____________________

Домашний адрес________________________ Срок пребывания в ДОУ _______________________ Родители ребенка (Ф.и.о., образовательный уровень, работы, должность)
мать_ _______________________________________________________ отец__

/Лица, заменяющие родителей______________________________

Состав семьи_________________________________________________

Состояние здоровья______________________

_______________________________________________

Сформированность психологическихи психофизиологических предпосылок к учебной деятельности___________________________

__________________________________________________________

Социальная и психолого-педагогическая готовность к школьному обучению_______________________________________________

II. Сведения об условиях жизни и особенностях развития ребенка в раннем возрасте___________________________________

III. Уровень готовности ребенка к школьному обучению

Общее педагогическое заключение об уровне ]иювносш к обучению в школе (хороший, средний, недостаточный, низкий)

Наши рекомендации