Что мы называем сюжетной постановкой
Сюжетный русский народный танец
Оглавление
Введение
Глава I. Методика создания сюжетных номеров в русском народном танце Теоретические основы создания сюжетной постановки в русском танце
1.1 1.1 Определение понятия сюжет. Способы его развития (зеркальный, закольцованный из литературы, троекратный повтор – как в сказке и т.д.) Что мы называем сюжетной постановкой
1.2 Русский танец как материал (над этим словом еще подумаем!!!) для создания сюжетного номера (здесь как раз можно перечислить жанры и раскрыть их суть в общем)
1.2 Источники подбора сюжета в постановке русских народных танцевдля создания номера на материале русского танца
Глава II. Технология создания сюжетной постановки на материале русского танцаХудожественные особенности русского народного танца
2.1 Основные жанры русского танца. ПляскаЭтапы создания сюжетного номера на основе пляски
2.2 Анализ собственного постановкипостановочной работы «Чаепитие»
Лида, нужно добавить материал, перекомпановать уже имеющийся, изменить стиль текста и добавить ссылки на источники. Материальчик неплохой, но можно еще поискать. Посмотри Устинову!!!! Обратись к репертуару танцевальных коллективов.
Глава I. Методика создания сюжетных номеров в русском народном танце
Что мы называем сюжетной постановкой
Сценический танец - понятие широкое и многообразное. Пластический язык, на котором говорит хореография со зрителем, таков, что понятен человеку любой национальности без перевода. Сценический танец способен взволновать зрителя: вызвать у него смех, слезы, заставить серьезно размышлять... Особенно все это характерно для сюжетного танца.
Сюжет (от франц. SUJET - тема, предмет), ход событий, развитие действия в балетном спектакле или в любом другом виде хореографии. Сюжетом в литературе, как и в театре, называют цепь событий, раскрывающих художественные образы в действии. Сценическое действие может быть физическим или психологическим, активным или пассивным, непосредственным или символическим.
Действие в сюжетном танце - движущая сила его драматургии, его идейно-художественного уровня.
Что мы называем сюжетной постановкой?
Сюжетный танец - это как бы маленькая пьеса, новелла, где отражаются жизненные события, конфликты, показываются действия и переживания героев с их индивидуальными характерами, взаимоотношениями, внутренним миром, чувствами и мыслями.
Содержанием танца может быть: радость, жизнерадостность, любовь, молодость, задор, бытовой юмор и т.д. Танец, имеющий определенный сюжет, где средствами танца раскрывается определенное действие - сюжетный танец. Сюжетный танец всегда бывает образным. Действуя в танце, раскрывая сюжет, герои его всегда несут определенный образ. Характер раскрытия образа танца диктуется идеей танца, имеющее и важное значение в его трактовке.
Сюжет - стержень музыкально-хореографического действия танца. В сюжете обязателен конфликт-столкновение различных сил, характеров, мыслей, чувств, их борьба, приводящая к победе одной их конфликтующих сторон. В сюжете реализуется столкновение противоборствующих сил сквозного действия и контрдействия, раскрываются и развиваются характеры и образы танца.
Сюжет - важнейшая сторона содержания танца, раскрывающая его тему и идейный смысл.
Идейно-тематическое содержание обычно находится в движении событий сюжета, связанных определенной жизненной ситуацией и разрешением драматического конфликта.
Основой сюжета хореографической постановки является план-сценарий, который воплощается в музыке.
Работая над сюжетным танцем, балетмейстер как художник выступает в трех основных качествах: драматург, хореограф и режиссер. Отсюда становится понятным, какой объем знаний и умений требуется автору сюжетного танца. Авторами либретто-сюжетных танцев, как правило, бывают сами хореографы.
Поэтому им необходимо помимо соответствующих знаний в области танца, музыки, режиссуры и оформления сцены владеть мастерством драматурга.
Формы зарождения балетмейстерского замысла очень разнообразны. Но независимо от того, что послужило первоисточником замысла, главное одно -роль личной взволнованности, творческой заинтересованности постановщика, значение его субъективного отношения к той теме, которую он хочет преподнести зрителю и что этой темой он хочет выразить (идея). Этой взволнованностью хореограф должен заразить всех исполнителей и музыкантов на период сочинения и постановки сюжетного танца. Только тогда возможен успех.
Выбор сюжета, темы - ответственный момент в работе руководителя. Художник должен чувствовать время, в котором он живет и для которого творит.
Главным в творчестве балетмейстеров всех времен было стремление отразить в своей работе окружающую действительность, найти средства для решения того или иного замысла. В то же время мало «выносить» сюжет и тему. Надо еще подумать о том, можно ли это показывать? Нужен ли такой танец, постановка людям? Принесет ли он пользу? Обогатит ли ваша работа зрителя? Разумеется, обращаться следует к материалу, который руководитель хорошо знает. В своих постановках каждый город, каждая область, район, село, естественно должны стремиться отразить то, что самобытно и присуще данной местности.
Темы и сюжеты могут быть лирические, героические, производственные. И конечно, в центре постановки должен находиться современный человек. Выявление, выбор темы и сюжета потребует немалой затраты времени, труда и энтузиазма как со стороны руководителя, так и участников коллектива. Когда руководитель выберет сюжет и определенную тему для постановки, он должен определить для себя, в каком жанре будет ее решать, чтобы яснее раскрыть ее замысел и тогда уже в соответствии с жанром подбирать выразительные средства.
Темы и сюжеты могут быть разнообразные и должны решаться в различных жанрах: лирическом, героическом, комедийном.
Жанр определяет сам руководитель в зависимости от своих возможностей как постановщика и исполнительских данных коллектива.
Под выразительными средствами мы понимаем: танцевальные движения, пантомиму, музыку и оформление.
Осуществляя постановку, руководитель подбирает такие выразительные средства, которые наиболее ясно выражали бы содержание постановки. Жанр определяет характер танцевальных движений, предъявляет определенные требования к музыкальному материалу, который в дальнейшей работе способствует решению постановок. Музыка и характерные выразительные движения должны строго соответствовать жанру, иначе тема и сюжет останутся не раскрытыми, они не «прозвучат».
Многие почему-то думают, что если они решают, например, военную тему в героическом жанре, то средства выразительности этого жанра обязательно будут темпераментные, резкие движения, с сильным ударом, акцентом. А разве на войне не свойственна осторожность? А разве мы не можем в героическом танце показать разведчика, который будет именно бесшумно выполнять свою задачу? [M1]
То же самое можно сказать и о лирическом танце девушки и юноши. Предположим, все в нем развивалось хорошо, спокойно, руководитель подобрал медленные, плавные движения на лирическую, спокойную тему, но вдруг что-то произошло между героями, где он или она могут сделать именно резкие движения, например, сильно топнуть ногой.
Разве лирические взаимоотношения между юношей и девушкой можно решить только плавными, медленными движениями? Почему мы не можем эти же взаимоотношения раскрыть на игровом музыкальном материале в более подвижном темпе и не плавными движениями, а легкой дробушкой? [M2] Подтекст между ними останется все тот же - лирические взаимоотношения. Это говорит о том, что готовых, конкретных рецептов здесь быть не может: все зависит от темы, сюжета и возможности коллектива и руководителя, от того, какими выразительными средствами он владеет и какие он использует для раскрытия постановки.
Таким образом, в сюжетной, игровой и тематической постановках, определенный жизненный материал, отобранный постановщиком, дает возможность в художественной форме донести до зрителя ту или иную идею. Что же такое тема, идея?
Тема - это основной круг вопросов, поставленный художником в произведении искусства и раскрытый на определенном жизненном материале, это то, о чем говорится в танце.
Материалом для темы могут быть самые различные явления, факты действительности, которые интересуют, волнуют и находят живой отклик у народа. Например, это может быть тема труда, героико-революционная тема, патриотическая тема, тема дружбы народов, бытовая тема.
В процессе сценического действия зритель должен прийти к определенному выводу, умозаключению.
Они и будут той идеей, во имя которой создается композиция, подбирается тот или иной материал.
Следовательно, руководитель, обращаясь к сюжетно-тематическим постановкам, должен, прежде всего, уметь выразить главную мысль произведения, его идею.
Идеей сюжетного танца является мысль автора, в которой он хочет убедить зрителя. Эта мысль находит свое первичное выражение в теме -основном материале, посредством которого раскрывается идея произведения. Носителями идеи и темы сюжетного танца являются хореографические образы. Темы и идея обязательно рассматриваются в единстве как основа постановки.
Хореографический образ в танце - это характер человека или явления, выраженный средствами танца. Общее направление развития образа выражается в его сквозном действии. То высшее, во имя чего стремятся к своей цели сквозным действием образа, является его сверхзадачей.
В зависимости от исполнительских возможностей можно браться за постановку сюжетов той или иной психологической сложности. Надо начинать с работ, не требующих большого технического и актерского мастерства; и постепенно переходить к более крупным постановкам.
Как правило, руководители коллективов сами находят материалы и составляют сценарий будущего танца. Для этого может послужить бытовой сюжет, литературный источник, названия песен, например «Провожали гармониста в институт», «У колодца», или сам текст какой-нибудь песни, народные поговорки, живописные полотна.
Не следует к выбору темы, сюжета подходить поспешно, опрометчиво. Руководители, имеющие небольшой опыт в постановках тематических и сюжетных номеров, должны с особой тщательностью отнестись к хореографической разработке сценария, заранее увидеть глазами художника свою будущую постановку, суметь представить ее сценическо-хореографическое воплощение.
Итак, у балетмейстера родился замысел, иначе говоря, творческое видение образа.
Но от замысла до его воплощения лежит сложный тернистый путь творческих поисков и находок, взлетов и падений. Хореограф заранее должен «увидеть» свою будущую постановку. При этом он всегда должен помнить, что между решением темы, сюжетом и музыкой должно быть полное соответствие.
Как рождается танец?
Естественно, у каждого балетмейстера по-разному, каждый идет к цели своими путями. Здесь не может быть канонов, точных определений, строгих правил. Один сразу «видит» весь танец, другой только отдельные кульминационные моменты, элементы движений, характеризующие образ, развитие действия, а третий начинает ставить танец с первых тактов музыки и в процессе работы над постановкой сочиняет, находит те образные, выразительные движения, которые у другого балетмейстера родились еще до начала работы. Но определяющим началом для всех балетмейстеров является одно: они должны быть хорошо знакомы со всеми компонентами постановки -музыкальным материалом, планировкой сценической площадки, костюмом исполнителя.
Приступая к работе, руководитель? должен помнить об одном необходимом условии. Что бы он ни ставил - сольный или массовый танец, пантомимную сцену, - он всегда обязан следовать основному закону драматургии. Балетмейстер должен стремиться почувствовать весь образ, предельно точно выразить его характер средствами хореографии. К.С. Станиславский говорил: «Красиво не то, что по театральному ослепляет и дурманит зрителя. Красиво то, что возвышает жизнь человеческого духа на сцене и со сцены, то есть чувства и мысли артистов и зрителей».
Первый барьер на подготовительном пути создания постановки - либретто, в котором драматургия сюжетного танца находит свое первое рождение. Именно здесь, в литературной форме заложена идея, тема, сюжет и характеристика персонажей будущего хореографического произведения. Только после того, когда станет ясно, во имя чего он сочиняет танец, о чем он хочет рассказать зрителю и какими средствами сценической выразительности будут пользоваться, осуществляя свою постановку, можно приступить к разработке либретто. Уже в либретто определяется время и место действия. Если в основе замысла лежит исторический материал, необходимо заранее познакомиться с культурой и бытом данной эпохи.
При хореографической интерпретации литературных сюжетов надо помнить, что в каждом виде искусства существуют свои, присущие только ему законы композиции.
Часто источником творческого замысла балетмейстера являются ранее созданные музыкальные образы. В этом случае либретто сюжетного танца строится в строгом согласии с идейно-художественной концепцией музыкального произведения, его формой, структурой и прочим.
Но бывает, что балетмейстер сам сочиняет сюжеты танца. Здесь на одном вдохновении далеко не уедешь. Необходимо глубоко и всесторонне изучать предмет своего внимания, искать ситуации, активно развивающие сквозное действие, окружать героев обстоятельствами, полнее раскрывающими их главные характерные черты.
Сценическое решение во многом зависит от жанра произведения (героика, лирика, комедия, гротеск), от особенностей танцевального языка, на котором автор собирается разговаривать со зрителями. Выразительные средства классического танца требуют от либреттиста одних сценических решений, народного танца - других, эстрадного - третьих и т. д.
Всем хорошо известно, что музыка и танец неотделимы друг от друга, что музыка - душа танца.
Она должна быть образна, выразительна, содержательна и эмоциональна. Очень часто неудачи постановок являются следствием того, что выбранная тема или сюжет не могут быть решены средствами хореографии, в то время как музыкальный материал хорошо подобран. Бывает и наоборот.
Чтобы не впасть в ошибку, необходимо помнить: если мы привлекаем конкретный музыкальный материал, он должен соответствовать эпохе, тому времени, о которых говорится в постановке.
Как нельзя для раскрытия сущности сюжетно-тематического танца лишь механически подгонять одно движение под другое, так нельзя формально, механически подбирать, компилировать музыкальный материал.
В постановочной работе только в исключительном случае можно использовать музыку разных композиторов, но здесь важно помнить о том, что музыка должна быть единой по стилю и полностью отвечать драматургии, задуманной хореографами.
Нередко балетмейстеры обращаются к песенной музыке. Иногда песня берется за основу музыкального материала для постановки танцевального номера, но тогда она специально обрабатывается. Так, песня В. Соловьева-Седого «Подмосковные вечера» была использована для лирического танца девушки и юноши. Но брать музыкальный материал таким, как он написан для песни нельзя.
Небрежное отношение к подбору музыкального материала не просто затруднит работу руководителя, но и приведет к неудаче. Далее для завершения подготовительного периода балетмейстеру остается совсем немного определить композиционную форму будущего сюжетного танца. ...Составление композиционного плана - это очень ответственный период в работе руководителя. Если в плане окажется ошибка, она непременно повторится в музыке.
Руководитель разбивает постановку на части, и это находит отражение в композиционном плане, где точно указывается время и место действия. Время действия - исторический период, либо время года, часть дня -рассвет, утро, вечер. Место действия - географическое положение: Сибирь, Урал, Кавказ; потом, где происходит действие на лужайке, на берегу реки, на улице, на балу в помещении.
Затем надо изложить суть всего номера или постановки с перечислением действующих лиц. Подробно поясняется: кто должен находиться на сцене после открытия занавеса, очередность появления и ухода исполнителей, что происходит на сцене.
Композиционный план представляет собой сюжетно-тематическую схему будущего музыкального произведения. В композиционном плане фиксируется желательный характер музыки, ее ритм и размер, указывается характер каждой музыкальной части, дается точный хронометраж, то есть продолжительность музыкального периода в минутах и секундах. Руководитель должен точно рассчитать, сколько ему нужно минут для каждой части и для всей постановки. Часто танцы проигрывают от того, что бывают очень длинны, затянуты. Смотришь такой танец и видишь: все, что руководитель задумал, хотел сказать в своей постановке, траты творческих сил. И не всегда радостные находки сопровождают эти поиски. Иногда рождаются, возникают многочисленные, порой противоречивые варианты... о вот найден единственный из всех возможных - это результат большого творческого труда!
Сюжетно-тематические постановки можно разделить на тир группы:
- сюжетные
- игровые
- тематические
К игровым - относятся обрядовые и игровые танцы в народных хорах, иллюстрирующие содержание песни, а также танцы, созданные балетмейстерами. В своей основе они могут иметь сюжет, но отличаются от сюжетной постановки тем, что характеры героев здесь не раскрываются, они статичны.
В тематической постановке показываются отношения к событию, факту, жизненному явлению или роду человеческой деятельности. Это массовый танец, но здесь могут быть и отдельные герои, действия и поступки которых способствуют раскрытию общего замысла постановки.
Сюжетно-тематические постановки строятся и развиваются по законам драматургии.
В начале танца руководитель должен как бы ввести зрителя в курс действия, показать среду, взаимоотношения, условия, в которых возникает в дальнейшем конфликт, - это называется экспозицией. Далее следует событие, с которого начинается действие и благодаря которому появляются последующие события, - это называется завязкой. Она порождает углубление конфликта, выражающегося в ряде поступков, взаимодействий, - это будет развитие действия. Развитие действия, в свою очередь, приводит к наибольшему напряжению в борьбе, к кульминации. После нее наступает последний этап -заключение, показ того, что создалось в результате развития всего действия, в результате борьбы, - развязка, в которой дается логический вывод, подсказанный всем ходом развития конфликта.
Разберем сюжетную игровую постановку. Возьмем для примера известный белорусский танец «Юрочка» (балетмейстер - И.Моисеев).
На сцене появляется герой танца - Юрочка. В его манере держаться, видна влюбленность в себя, уверенность в неотразимости. Когда-то этот танец объявлялся: «Юрочка - деревенский сердцеед», или «Юрочка - деревенский Дон-Жуан».
Выход Юрочки и поведение его будет экспозицией танца.
Увидев приближающихся девушек, Юрочка приглаживает волосы, одергивает рубашку, поправляет пояс, подтягивает голенище сапог и прячется за кулисы. Выход трех девушек является второй экспозицией. Юрочка, украдкой оглядев подруг, начинает поочередно ухаживать за ними. Такова завязка танца.
Все последующие события - развитие действия.
Известно, что донжуаны не отличаются постоянством - эту мысль и приводит балетмейстер. Увидев новых девушек, Юрочка прерывает свой танец и устремляется к ним. Он представляется каждой из второй тройки и танцует с ними. Когда все обиделись на его непостоянство и отвернулись, герой сердится и, сильно топнув ногой, с важностью смотрит по сторонам. Лукаво переглянувшись, подружки делают вид, что испугались его грозного вида и подбегают к нему. Юрочка вновь танцует с самодовольным видом, а они, одна за другой, незаметно убегают со сцены. Пораженный кавалер принимается их искать, и вдруг...Девушки появляются в паре с юношами. Юрочка озадачен, он высматривает себе партнершу, стремится привлечь какую-нибудь из них себе, но все тщетно.
Тогда он останавливается в выжидательной позе, с благосклонной улыбкой, уверенный в том, что девушки кинутся к нему. Но они прячутся за своих юношей. Юрочка изумлен.
Далее каждая из них в паре со своим партнером весело убегает со сцены, оставляя Юрочку одного, - эта сцена - вершина во взаимоотношениях Юрочки с девушками, она и есть кульминационная.
А вот с чем остался герой - это развязка.
Пример сюжетно-тематической композиции «Партизаны» (постановщик - И.Моисеев).
Экспозиция - разведка, появление партизан.
Завязка - обнаружен противник.
Развитие действия - «бой».
Несколько эпизодов проходят один за другим. Накал борьбы.
Кульминация - радость победы, ликование!
Развязка - партизаны-победители уезжают.
которого начинается действие и благодаря которому появляются последующие события, - это называется завязкой. Она порождает углубление конфликта, выражающегося в ряде поступков, взаимодействий, - это будет развитие действия. Развитие действия, в свою очередь, приводит к наибольшему напряжению в борьбе, к кульминации. После нее наступает последний этап -заключение, показ того, что создалось в результате развития всего действия, в результате борьбы, - развязка, в которой дается логический вывод, подсказанный всем ходом развития конфликта.
Композиционно-драматургическое построение действия в танце -«архитектоника» (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка) определяют силу эмоционального воздействия на зрителя. Эмоциональное воздействие может быть усиленно, когда с нарастанием действия движения и рисунок танца усложняется, темп музыки ускоряется, динамика звучания увеличивается. В другом случае - наоборот, с развитием действия движение и рисунок упрощается, темп замедляется иногда до полной остановки; динамика звучания снижена, однако, напряжение действия, как и в первом случае, достигает кульминации.
После того как выстроена композиционно-драматургическая структура танца, далее процесс сочинения хореографического произведения проходит обычным путем: музыка - текст - режиссура. Но для сюжетного танца в каждой части этого пути имеются свои особенности.
Музыка в сюжетном, как и в любом другом танце, является его образным и организующим началом, а также одним из выразительных средств. Движение (хореографический текст) в сюжетном танце - это художественный синтез всех пластических возможностей человека, раскрывающий во времени и пространстве в условной сценической форме законченную мысль. Этой же цели служат вводимые иногда в танец элементы пантомимы.
Поза, как пауза в музыке, - это остановленное движение, но не прерванная мысль. Поза и ракурс придают танцу скульптурность, которая в сюжетных танцах, особенно в героических, встречается довольно часто.
Одним из динамических средств выражения действия в сюжетном танце служит рисунок пространственного перемещения исполнителей. Если в бессюжетных танцах «рисунок» выступает как основной образно-декоративный элемент, то в сюжетных он помимо всего другого тесно связан с режиссурой.
Исполнительская техника должна выступать в сюжетном танце не как самоцель, а как средства раскрытия художественного образа. Актерская работа над образом требует глубокого проникновения во внутренний мир героя, тонкой передаче всех его эмоциональных побуждений условным языком танца.
Успеху танца способствует удачное художественное оформление сцены, костюмы и грим.