Называем, сколько времени займет ожидание

3. «Закрываем» фразу, спросив клиента: «Хорошо?» – после которой становится ясно, что человек все понял.

Если предполагаете, что ожидание может превысить 20 секунд, или же видите смысл в том, чтобы взять номер телефона, потом спокойно решить вопрос и позднее перезвонить, то в этом случае вам может помочь следующая хорошая фраза:

– Имя, мне необходимо некоторое время, чтобы уточнить информацию. Предлагаю сделать следующим образом: я запишу ваш контактный номер и перезвоню вам в 13:15. Я готов записать ☺ (или: я записываю).

В этом скрипте решены следующие задачи.

1. Названо точное время, когда вы перезвоните, а не некий промежуток времени. Это удобно и для вас (вы сразу планируете свой график), и для человека (ему не нужно высчитывать, когда пройдут 25 минут). Это комфортно.

2. Назвать время с точностью до 10 или даже 5 минут. Это повышает важность, обязательность и эффективность общения. «Целое» время, например, «в 2 часа», большинство людей воспринимают как промежуток с часу до трех! ☺ 13:15 воспринимается однозначно, клиент будет ждать звонка именно в это время! Останется сдержать свое слово, чем вы еще и заработаете «плюс» в глазах клиента.

3. Предложить «я записываю», а не просить разрешения. Или доброжелательно, но активно: «Я готов записать». Оба варианта хороши, побуждают к действию и свидетельствуют об обоснованности вашего предложения.

Иногда продавцы предлагают клиенту самому сделать выбор: ожидать ли ему на линии или ему перезвонят позднее:

– Имя, как вам удобнее: подождать на линии около 20 секунд или я запишу ваш контакт и перезвоню немного позднее?

На первый взгляд отличная фраза! Но я не рекомендую ее использовать, и вот почему.

1. Продавец передает инициативу в руки клиента, а значит, сам перестает быть ведущим, разговор может «подвиснуть», так как клиенту порой непросто сделать выбор.

2. Клиент чаще всего ответит: «Ничего, я подожду!» Но чем это оборачивается? Занятой линией, риском, что ожидание затянется, и негативом клиента.

Некоторые продавцы используют второй скрипт не потому, что «им нужно время», а чтобы получить контакт, так как их к этому обязывают руководитель и стандарты работы. Вместо того чтобы довести начатое общение до результата (и у них на это есть время), такие менеджеры сразу говорят:

– …Вы знаете, я сейчас не у компьютера, давайте, я запишу ваш номер… – И так далее.

Многие продавцы быстро понимают, что прием «я не у компьютера» – легкий способ получить контакт в самом начале разговора, не начиная его вообще! И выглядит это так:

– Компания «Зенит‑М», отдел продаж, Сергей Карныгин, добрый день! ☺

– Здравствуйте, меня интересует модель 23–10, сколько она стоит и есть ли в наличии?

– Да, конечно! Вы знаете, я сейчас не у компьютера, давайте, я запишу ваш номер и буквально через пятнадцать минут, когда смогу посмотреть, вам перезвоню. Я записываю ваш номер…

Это работает! В восьми случаев из десяти клиент оставляет имя и номер телефона, так как звонок входящий и клиент – лицо заинтересованное.

Я же предлагаю делать иначе: если до вас дозвонился клиент и вы свободны для общения – продолжайте разговор! Потому что:

– во‑первых, прием «я сейчас не у компьютера» – это уже маленький «облом» клиента, он лишает его первого хорошего впечатления от общения с вами;

– во‑вторых, профессионализм в общении обеспечит вам контакты клиента и без подобного «лукавства»;

– в‑третьих, цель подобного приема – это угодить собственному руководству, а не продать больше;

– в‑четвертых, эффективность «перезвона» клиенту не будет выше, чем при обычном общении;

– и наконец, самое важное: нет никакой гарантии, что клиент будет ожидать вашего перезвона, скорее всего он, коротая время, позвонит в другое место и поедет туда!

Поэтому, если есть возможность – общайтесь сразу, а если на самом деле заняты с «живым» клиентом – берите контакты и перезванивайте. Чтобы не провоцировать такие ситуации, просто не берите трубку во время общения с «живым» клиентом и предупреждайте ассисента, чтобы он не переводил звонки на вас.

Если же вы все‑таки решили воспользоваться приемом «я не у компьютера», чтобы получить контакт и дополнительное время для подготовки, то логично делать его с максимальной выгодой и в полном объеме:

– Компания «Зенит‑М», отдел продаж, Сергей Карныгин, добрый день! ☺

– Здравствуйте, меня интересует модель 23–10, сколько она стоит и есть ли в наличии?

– Да, конечно! Вы обратились по адресу! А уже конкретно определились с 23–10 или пока еще выбираете?

– В принципе определился…

– А как скоро вам необходимо, если не секрет?

– Ну, в принципе, если устроит цена – готов брать…

– Кстати, а как к вам лучше обращаться?

– Андрей.

– Очень приятно, Андрей! А меня, еще раз повторю, Сергей Карныгин. Андрей, я сейчас не у компьютера, давайте, я запишу ваш номер и буквально через двадцать минут, в 12:45, вам перезвоню. Я записываю!

Таким образом, получая контакт, вы производите позитивное впечатление, уточняете запрос и степень принятия решения.

Особых причин использовать этот прием две: если вы в этот момент заняты с другим клиентом или если вы на самом деле не у компьютера и не можете продолжить общение (что вообще‑то сомнительно, если вы профессионал). Так что остается всего одна! В общем, рекомендую использовать прием только тогда, когда это единственный способ не потерять звонок!

Тренировка. Задание № 12. Можно выполнять самостоятельно без партнера: необходимо вслух отработать по 15 раз каждый из трех нижеприведенных вариантов.

Вариант 1:

Мне необходимо время, чтобы уточнить информацию. Пожалуйста, оставайтесь на линии, это займет ориентировочно 15 секунд. Хорошо?

Вариант 2:

Имя, мне необходимо некоторое время, чтобы уточнить информацию. Предлагаю сделать следующим образом: я запишу ваш контактный номер и перезвоню вам в 13:15. Я записываю!

Вариант 3:

Очень приятно, Андрей! А меня, еще раз, (Имя, Фамилия), я сейчас не у компьютера, давайте, я запишу ваш номер и буквально через двадцать минут, в 12:45, вам перезвоню. Я записываю!

Правило уточнения

Правило относится к любому общению: никогда не думай за человека – всегда уточняй!

Позволяет меньше ошибаться: вместо принятия решений за других и презентации без разведки мы можем уточнять, что происходит на самом деле, получая возможность действовать эффективно! А также исключить давление – предложения того, чего не хочет человек.

Если владеешь неполной информацией, то действуешь на основании своих ожиданий, и вероятность того, что станешь предлагать ненужное, очень велика!

Ожидание – это субъективное умозаключение о будущем, полностью построенное на собственном опыте, предположениях и установках: как «должно» быть или как нам хотелось бы, чтобы было.

Чаще всего ожидание заканчивается разочарованием, так как никогда не совпадает с реальностью на 100 %, независимо, негативное это было ожидание или позитивное. Несколько простых примеров.

– Продавец позвонил клиенту, который постоянно покупает их продукцию, чтобы предложить новый товар, а тот сухо отказал! Продавец расстроен, так как ожидал согласия!

– Менеджер хорошо подготовился к холодному звонку, изучил сайт потенциального клиента, узнал имя, прописал аргументы, а когда позвонил, то сразу получил жесткое «нет». Он разочарован, так как после всей проделанной работы ожидал, что его хотя бы выслушают!

– Продавец профессионально принял входящий звонок, клиент согласился приехать в офис продаж, но так и не приехал! А продавец ожидал, что продажа уже «в кармане».

От большого количества мелких разочарований у нас опускаются руки, появляются печаль, обида, злость, нежелание что‑либо делать. Чтобы избежать этого, следует помнить, что наши ожидания не имеют отношения к реальности и мыслям других людей.

Главный же инструмент, помогающий не думать за клиента во время общения, – уточняющие вопросы.

Уточнение – это вопрос, позволяющий получить больше информации о предмете разговора.

Особенно важно использовать уточнение, когда человек говорит «неизмеримыми» словами, например такими.

1. Мне бы побыстрее!

2. Это долго.

3. Далеко.

4. Я немного готов подождать.

5. У меня есть немного времени.

6. Это хороший продукт.

7. Так поступать плохо.

8. Мне нравится все красивое.

9. Со мной некорректно поговорили до вас.

10. Я был у вас недавно.

11. Меня все устраивает.

12. Это дорого.

Можно продолжить список, но и этого будет достаточно. Есть два вида уточняющих вопросов: универсальный – всего один и частные – их много, они простые и начинаются с одних и тех же «вопросительных слов» – о них скажу ниже.

Универсальный вопрос: «Уточните, пожалуйста, что вы имеете в виду, говоря…» После слова «говоря» передаете краткий смысл услышанного вами. Простота и сила в том, что вопрос подходит для уточнения абсолютно любой информации и его легко задавать, не задумываясь, и получать развернутые ответы.

Теперь частные варианты. Они тоже раскрывают смысл сказанного и начинаются с «вопросительных слов» их десять: 5 «К» – кто, как, когда, какой, который; 2 «Ч» – что (чем, зачем), чей; и «Г, С, П» – где, сколько (насколько), почему.

С этих же слов начинаются открытые вопросы. И наши уточняющие вопросы, само собой, будут открытыми. Когда в ходе тренингов я задаю вопрос: «Что такое открытые вопросы?» – всегда следует один и тот же ответ: «Это вопросы, на которые нельзя ответить односложно “да”, или “нет”». Красивое определение, но оно не раскрывает основной сути.

Открытые вопросы– это вопросы, которые содержат или начинаются с «вопросительных слов» «5К, 2Ч, ГСП».

Теперь зададим универсальные (У) и частные (Ч) варианты уточнения для тех же самых фраз:

– Мне бы побыстрее!

– У: Уточните, пожалуйста, что вы имеете в виду, говоря «побыстрее»?

– Ч: Как быстро вам нужно?

– Это долго.

– У: Уточните, пожалуйста, что вы имеете в виду, говоря «долго»?

– Ч: Что для вас долго?

– Далеко.

– У: Уточните, пожалуйста, что вы имеете в виду, говоря «далеко»?

– Ч: Что для вас далеко? Как далеко?

– Я немного готов подождать. У меня есть немного времени.

– У: Уточните, пожалуйста, что вы имеете в виду, говоря «немного»?

– Ч: Как долго вы можете подождать? Сколько конкретно у вас есть времени?

– Это хороший продукт.

– У: Уточните, пожалуйста, что вы имеете в виду, говоря «хороший продукт»?

– Ч: С чем вы сравниваете? Насколько он хорош?

– Так поступать плохо.

– У: Уточните, пожалуйста, что вы имеете в виду, говоря «плохо»?

– Ч: С чем вы сравниваете? Что, по‑вашему, – плохо?

– Мне нравится все красивое.

– У: Уточните, пожалуйста, что вы имеете в виду, говоря «красивое»?

– Ч: С чем вы сравниваете? Что, по‑вашему, – красиво?

– Со мной некорректно поговорили до вас.

– У: Уточните, пожалуйста, что вы имеете в виду, говоря «некорректно поговорили»?

– Ч: Что именно вам сказали? Что именно произошло?

– Я был у вас недавно.

– У: Уточните, пожалуйста, что вы имеете в виду, говоря «недавно»?

– Ч: Когда именно вы у нас были? Когда это было?

– Меня все устраивает.

– У: Уточните, пожалуйста, что вы имеете в виду, говоря «все устраивает»?

– Ч: Что именно вас устраивает? А что вас все‑таки устраивает не полностью?

– Это дорого.

– У: Уточните, пожалуйста, что вы имеете в виду, говоря «дорого»?

– Ч: А с чем вы сравниваете?

Обратите внимание: частный вариант уточнения более точно попадает в цель. Важное наблюдение: если клиент использовал субъективные критерии оценки, такие как дорого/дешево, хорошо/плохо, красиво/некрасиво, качественно/некачественно, надежно/ненадежно, долго/быстро, внимательно/невнимательно и т. п., то наилучшее уточнение:

– А с чем вы сравниваете?

Например, «дорого» может быть только в сравнении, и лучшего уточнения для «дорого» не найти!

Отсюда – дополнение к правилу уточнения: если вы услышали «дорого/дешево», «хорошо/плохо», «красиво/некрасиво» и т. п., то сразу уточните: «А с чем сравниваете?»

Выводы

1. Правило уточнения: никогда не думай за клиента – всегда уточняй! Услышал субъективную оценку «дорого/дешево», «долго/быстро» и т. п. – всегда спроси: «А с чем сравниваете?»

2. Давление – это предложение того, что человеку не требуется.

3. Ожидание – это субъективное умозаключение о будущем, построенное на собственном опыте, предположениях и установках, как «должно» быть или как нам хотелось бы, чтобы было.

4. Уточнение – это вопрос, позволяющий получить больше информации о предмете разговора.

5. Универсальное уточнение: «Что вы имеете в виду, говоря …?»

6. Открытые вопросы – это вопросы, которые содержат или начинаются с «вопросительных слов».

Тренировка. Задание № 13. Напишите по два уточнения на каждую фразу клиента: одно универсальное и одно частное. Затем попросите кого‑нибудь читать вслух фразы из списка. Ваша задача: на каждую из них сразу же задавать два уточняющих вопроса, желательно по памяти. Проделайте это упражнение 33 раза.

Пример:

Мне это невыгодно.

– Уточните, пожалуйста, что вы имеете в виду, говоря «невыгодно»? (универсальное уточнение).

– Что конкретно для вас невыгодно? (частное уточнение).

Фразы для отработки.

1. Мне бы побыстрее!

2. Это долго.

3. Далеко.

4. Мне это невыгодно.

5. Я готов немного подождать.

6. У меня есть немного времени.

7. Я обычно не сразу принимаю решения.

8. Это хороший продукт.

9. Мне бы скидку.

10. Меня не устраивают ваши условия.

11. Мне нравится все красивое.

12. Мне надо посоветоваться.

13. Это подозрительно дешево.

14. Со мной некорректно поговорили до вас.

15. Я был у вас недавно.

16. Кажется, это мне не подходит.

17. Я еще поезжу, посмотрю.

18. Я подумаю.

19. У меня нет денег на это. Меня все устраивает.

20. Это дорого.

Наши рекомендации