Основные цели и задачи производственной практики.
Институт специальной педагогики и психологии
Международного университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга
Методические рекомендации
К производственной практике по общей психолого-педагогической помощи.
Составители: С. Т. Посохова
Л. В. Тхоржевская
М. Х. Пыжова
Санкт-Петербург
2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение | ||
1. | Основные цели и задачи практики | |
2. | Организация и этапы практики | |
3. | Объем и формы заданий | |
4. | Обязанности руководителей практики, психологов-методистов, студентов | |
5. | Отчетные материалы и документы. | |
6. | Рекомендации к оформлению отчета по производственной практике | |
7. | Критерии оценки практики студентов. | |
8. | Приложение к методическим рекомендациям | |
Введение
Практика по психолого-педагогической помощи в общеобразовательных учреждениях проводится в соответствии с учебным планом на дневном отделении в 7 семестре, на заочном отделении - в 8 семестре.
Продолжительность практики на всех отделениях 4 недели.
Производственная практика по психолого-педагогической помощи - обязательный этап обучения студентов по специальности "Специальная психология". Практика и представляет собой логическое продолжение усвоения психологических знаний и формирования научной позиции, основа которых заложена в общих и специальных теоретических курсах. В ходе практической деятельности студенты интегрируют знания, полученные при изучении таких дисциплин, как "Психология человека", "Психология развития", "Специальная психология", "Возрастная психология", "Этика психолога", "Общая психодиагностика", "Социальная психология" "Психологическая помощь и консультирование" и т.п.
Содержание психокоррекционной практики определяется функциями психолога-диагноста в структуре его реальной практической деятельности в образовательных учреждений различных типов. Она ориентирована на формирование практических навыков таких основных видов деятельности психолога, как:
1. Научно-методическая работа. - Психолог владеет современными теоретическими знаниями в области психологии человека, психологии личности, психологии развития, общими теоретико-методологическими и методическими принципами психологического и психодиагностического исследования. Психолог ведет постоянную методическую работу по определению диагностических возможностей средств психодиагностики.
2. Диагностика. - Психолог организует и проводит психодиагностические исследования в соответствии с поставленными целями и задачами, анализирует и интерпретирует полученный экспериментальный материал, составляет психологическое заключение.
3. Прогнозирование. - Полученные в психодиагностическом обследовании данные используются для прогнозирования перспектив индивидуального развития и возможных отклонений от его нормального хода.
4. Психодиагностическое консультирование. - Полученные в психодиагностическом исследовании данные с учетом этическим норм доводятся до сведения самого обследуемого или лиц, заинтересованных в них (родителей, учителей, воспитателей, специалистов) с целью определения наиболее оптимальных психологических условий для развития и становления индивидуальности, обеспечения психологического комфорта, а также минимизации проблемных зон, ослабления эмоционального напряжения и внутриличностных и межличностных конфликтов.
5. Общая психологическая коррекция - мероприятия общепедагогического порядка, нормализующие социальную микросреду ребенка, регулирующие психофизическую и эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизирующие процессы созревания психических свойств и личности.
6. Просвещение. - Полученные в диагностическом исследовании данные могут быть использованы для консультационной работы с широкими слоями населения, специалистами смежных областей, с лицами, участвующими в воспитательном и образовательном процессе, с целью формирования и совершенствования психологической культуры.
7. Психодиагностическая экспертиза. - Психолог участвует в организации и проведении психодиагностических исследований, предполагающих определение эффективности формирующих, развивающих, коррекционных программ, диагностических методик и "психофизиологической цены" их успеха, а также выявлений индивидуальных ограничений использования представленных на психодиагностическую экспертизу разработок.
Освоение всех указанных направлений практической и научно-методической работы обеспечивает постановку надежного, теоретически обоснованного объективного психологического диагноза как развернутого описания актуальных и потенциальных возможностей человека в конкретных условиях жизнедеятельности и развития, и намечает конкретные пути и формы коррекционно-развивающей и консультативной работы с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обследуемых.
Основные цели и задачи производственной практики.
1. Получение практических навыков самостоятельной разработки программы психологической помощи, консультативной, коррекционно - развивающей и коррекционно-обучающей работы с детьми, имеющими проблемы в обучении, проявляющиеся как в познавательной, так и в эмоционально-волевой и социальной сферах.
Достижение данной цели обеспечивается решением таких задач, как
n выбор цели, задачи, предмета и объекта коррекционной работы;
n установление должных профессиональных отношений с участниками практической работы (психологом, методистом, преподавателями, администрацией, родителями);
n подбор комплекса, приемов методик и организационных форм работы с ребенком или группой детей одного возраста, являющийся наиболее эффективным для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации.
n организация психокоррекционного пространства и времени в соответствии с целями, задачами и личностными особенностями детей;
n выбор и подготовка специально разработанной системы психокоррекционных мероприятий, основанных на ведущей для определенного возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции (игровая, семейная психокоррекция, музыкотерапия, арттерапия и т.д.)
n подготовка стимульного материала, необходимого для соответствующей коррекционной работы;
n оформление информационных карточек по выбранным коррекционным методикам и техникам.
2. Получение практических навыков самостоятельному оказанию психологической помощи - психокоррекционной и психоконсультативной работы.
Достижение данной цели обеспечивается решение следующих задач:
n изучение характера запросов учителей и родителей к психологу, изучение спектра затруднений детей группы риска и детей с особенностями психического развития с точки зрения учителей;
n проведение скринингового индивидуального или группового обследования с целью выявления детей группы риска (возможно использование результатов психодиагностики общей психлого-педагогической практики);
n установление первичного контакта и обеспечение эмоционального комфорта обследуемого в процессе совместной работы;
n усвоение различных способов фиксации результатов наблюдения, беседы, тестирования, получения достоверных результатов обследования;
n консультативная работа с педагогами и родителями, связана с обсуждением результатов проведенной диагностики и коррекции;
n всестороннее психолого-педагогическое изучение личности ребенка, особенности его эмоционального реагирования, уровня учебной мотивации, школьной и социальной зрелости, структуры и функционирования системы отношений;
n реализация программы психологической помощи, групповой или индивидуальной направленности;
n преодоление микросоциальной педагогической запущенности, коррекция неадекватных методов воспитания (непоследовательных, противоречивых, не учитывающих индивидуальных особенностей);
n помощь в разрешении психотравмирующих ситуациях, в формировании продуктивных отношений с окружающими, в повышении социального статуса (за счет проявления сильных и социально одобряемых качеств);
n составление рекомендаций для родителей и педагогов по индивидуализации общепедагогического подхода к детям из группы риска;
n поиск оптимальных путей обучения ребенка в условиях того же образовательного учреждения;
3. Получение практических навыков по определению эффективности программы психологической помощи как групповой, так и индивидуальных.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
· Проведения контрольного диагностического среза тех психических свойств и функций, на коррекцию которых была направлена программа
· Сравнение результатов первичной и контрольной диагностик
· Построение графиков и диаграмм, иллюстрирующих изменение корригируемых функций
· Анализ и интерпретация полученных результатов
4. Получение практических навыков разработки групповых и индивидуальных рекомендаций для педагогов и родителей.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
n написание заключения по итогам группового и индивидуального диагностического исследования, коррекционно-консультативной работы;
n написание рекомендаций и выводов;
n устное сообщение по результатам проведенной работы на родительском собрании или методическом объединении педагогов или при индивидуальном консультировании родителей.