Критерии оценки (требования к зачету).
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Омский государственный университет
Им. Ф. М. Достоевского
Факультет филологии и медиакоммуникаций
Кафедра русской и зарубежной литературы
«Утверждаю»
Проректор по учебной работе
____________Т.Ю. Стукен
«____»__________ 2011г.
Рабочая программа дисциплины
«Отечественная литература»
Цикл ФТД. ФТД. 06
Входит в число обязательных дисциплин
к следующим образовательным программам по направлению подготовки
Направление подготовки, специальность | Код направления подготовки/ специальности | Форма обучения |
«Библиотечно-информационная деятельность», специалисты | 071201.65 | Очная, заочно-ускоренная |
г. Омск – 2011
Программа дисциплины «Отечественная литература».
Разработана Соломоновой В.В., к.ф.н., доцентом кафедры русской и зарубежной литературы
Программа рассмотрена на заседании кафедры русской и зарубежной литературы, протокол № 1 от «31» августа 2011 года.
Зав. кафедрой
русской и зарубежной литературы _______________ /Соломонова В.В./
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ
Декан/директор _________________________ __________________________
(название факультета/института) (подпись, Ф.И.О. декана/директора)
I. Распределение общего объема часов по видам учебной работы (очная форма)
Курс | Семестр | Объем часов по видам работы | ||||
Аудиторные занятия | Самостоятельная работа студентов | |||||
Всего | Лекций | Другие виды аудиторной работы | Всего | Домашние задания | ||
Семинар 2 часа «Русский человек в великих романах XIX века» |
Общая трудоемкость дисциплины: 46 часов
Форма итогового контроля – зачет.
Распределение общего объема часов по видам учебной работы (заочная форма)
Курс | Семестр | Объем часов по видам работы | ||||
Аудиторные занятия | Самостоятельная работа студентов | |||||
Всего | Лекций | Другие виды аудиторной работы | Всего | Домашние задания | ||
Семинар 2 часа «Русский человек в великих романах XIX века» |
Общая трудоемкость дисциплины: 46 часов
Форма итогового контроля – зачет.
Цели освоения дисциплины. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
Целями дисциплины является выяснение особой роли «золотого века» русской литературы в духовной жизни и самосознании нации, осмысление своеобразия словесной художественной культуры России, ее уникальности, ее нравственного и эстетического значения. В задачи преподавания данной дисциплины входит раскрытие личности художников XIX века, их «внутренней» биографии, обращение к великим произведениям не только как явлениям национальной культуры, но и шедеврам мировой литературы.
Для достижения этих целей и задач в лекциях предусматривается освещение тем и проблем общественно-исторического и культурологического характера для расширения и углубления представлений об особенностях эпохи, предполагается обращение наряду с художественными текстами к так называемым «человеческим документам» - мемуарам, дневникам, переписке.
В результате освоения дисциплины студенты должны: уяснить причинно-следственные связи в развитии русской литературы XIX века, получить целостное представление о типе словесной культуры России данного периода, увидеть ее созидательный характер, понять уникальность духовной жизни России XIX века.
Тематический план
(с распределением общего бюджета времени в часах).
Очная форма
Раздел дисциплины, содержание | Аудиторные занятия (часы) | Методические указания по организации СРС | |||
Лекции | Другие виды | Всего | Домашние задания, темы для самостоятельного изучения | Формы контроля (промежуточный, текущий, итоговый) | |
1. Национальное своеобразие русской литературы XIX века | Читать ст. И. Ильина «Три бремени русского народа» (Сб. «Русская идея», т.2, с. 128 («О путях России»)) | Текущий контроль в течение семестра – проверка конспектов лекций, чтения текстов | |||
2. Романтическая эпоха в русской литературе ( I четверть XIX века) | Самостоятельно: И.А. Крылов; прочитать главу в учебнике о баснях Крылова, читать басни, одну - наизусть | Групповая консультация по подготовке домашних заданий | |||
3. А.Пушкин – феномен русской культуры | Самостоятельно: А.С. Грибоедов; прочитать главу о Грибоедове, перечитать пьесу «Горе от ума» | Индивидуальные консультации по творчеству Крылова | |||
4. Пушкинская поэтическая эпоха | Читать произведения Пушкина и поэтов пушкинского круга, вести читательский дневник, учить стихи наизусть | Индивидуальные консультации по творчеству А. Грибоедова | |||
5. М.Ю. Лермонтов – «поэт» другой эпохи | Читать произведения М.Ю. Лермонтова, учить стихи наизусть, вести читательский дневник | Индивидуальные консультации по творчеству Лермонтова | |||
6. Н.В. Гоголь – «мученик возвышенной мысли и неразрешимой задачи» (И. Аксаков) | Читать произведения Н.В. Гоголя, вести читательский дневник | Индивидуальные консультации по творчеству Гоголя | |||
7. Мир русской поэзии 50-х – 60-х годов XIX века (Некрасов, Тютчев, Фет) | Читать стихи, учить наизусть. Читать прозу II половины XIX века по списку | Индивидуальные консультации по творчеству поэтов 50-х – 60-х годов | |||
8. Россия и русский человек под пером И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, М.Е Салтыкова-Щедрина, А.И. Островского | Читать тексты, вести читательский дневник | Индивидуальные консультации | |||
9. Ф.М. Достоевский: судьба и книги | Читать тексты, вести читательский дневник | Индивидуальные консультации по подготовке рефератов | |||
10. Л.Н. Толстой – нравственно-религиозные искания, «толстовство». Толстой – «тайновидец» души | Читать тексты, вести читательский дневник. Выбирать текст для самостоятельной работы по предложенной теме. Готовить реферат. | Индивидуальные консультации по подготовке рефератов | |||
11. А.П. Чехов – бытописатель России конца XIX века | Чтение произведений А. Чехова. Подготовка реферата | Индивидуальные консультации по подготовке рефератов | |||
12. Национальный характер в великих романах русской литературы XIX века | Рефераты по теме, выступление с сообщением на семинаре на выбор по одному из романов II половины XIX века. | Промежуточный контроль – проверка рефератов. Итоговый контроль – зачет. | |||
зачет | |||||
Всего |
Заочная форма
Раздел дисциплины, содержание | Аудиторные занятия (часы) | Методические указания по организации СРС | |||
Лекции | Другие виды | Всего | Домашние задания, темы для самостоятельного изучения | Формы контроля (промежуточный, текущий, итоговый) | |
1. Национальное своеобразие русской литературы XIX века | Читать ст. И. Ильина «Три бремени русского народа» (Сб. «Русская идея», т.2, с. 128 («О путях России»)) | Текущий контроль в течение семестра – проверка конспектов лекций, чтения текстов | |||
2. Романтическая эпоха в русской литературе ( I четверть XIX века) | Самостоятельно: И.А. Крылов; прочитать главу в учебнике о баснях Крылова, читать басни, одну - наизусть | Групповая консультация по подготовке домашних заданий | |||
3. А.Пушкин – феномен русской культуры | Самостоятельно: А.С. Грибоедов; прочитать главу о Грибоедове, перечитать пьесу «Горе от ума» | Индивидуальные консультации по творчеству Крылова | |||
4. Пушкинская поэтическая эпоха | Читать произведения Пушкина и поэтов пушкинского круга, вести читательский дневник, учить стихи наизусть | Индивидуальные консультации по творчеству А. Грибоедова | |||
5. М.Ю. Лермонтов – «поэт» другой эпохи | Читать произведения М.Ю. Лермонтова, учить стихи наизусть, вести читательский дневник | Индивидуальные консультации по творчеству Лермонтова | |||
6. Н.В. Гоголь – «мученик возвышенной мысли и неразрешимой задачи» (И. Аксаков) | Читать произведения Н.В. Гоголя, вести читательский дневник | Индивидуальные консультации по творчеству Гоголя | |||
7. Мир русской поэзии 50-х – 60-х годов XIX века (Некрасов, Тютчев, Фет) | Читать стихи, учить наизусть. Читать прозу II половины XIX века по списку | Индивидуальные консультации по творчеству поэтов 50-х – 60-х годов | |||
8. Россия и русский человек под пером И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, М.Е Салтыкова-Щедрина, А.И. Островского | Читать тексты, вести читательский дневник | Индивидуальные консультации | |||
9. Ф.М. Достоевский: судьба и книги | Читать тексты, вести читательский дневник | Индивидуальные консультации по подготовке рефератов | |||
10. Л.Н. Толстой – нравственно-религиозные искания, «толстовство». Толстой – «тайновидец» души | Читать тексты, вести читательский дневник. Выбирать текст для самостоятельной работы по предложенной теме. Готовить реферат. | Индивидуальные консультации по подготовке рефератов | |||
11. А.П. Чехов – бытописатель России конца XIX века | Чтение произведений А. Чехова. Подготовка реферата | Индивидуальные консультации по подготовке рефератов | |||
12. Национальный характер в великих романах русской литературы XIX века | Рефераты по теме, выступление с сообщением на семинаре на выбор по одному из романов II половины XIX века. | Промежуточный контроль – проверка рефератов. Итоговый контроль – зачет. | |||
зачет | |||||
Всего |
Содержание дисциплины
Лекция № 1. Национальное своеобразие русской литературы XIX века
o Династия Романовых: краткий исторический экскурс. Смысл понятий монархия – самодержавие – «самовластье». Идеи конституционной монархии во взглядах писателей XIX века.
o «Цветение русского духа у корней православия» (И. Ильин) как путь развития русской литературы.
o Отражение в русской литературе XIX века типа национального характера. Основные темы и идеи русской литературы: Божий мир и «Гордый человек», «преступление и наказание», свобода и воля, зрячесть и слепота, сон и пробуждение.
o Синкретический (универсальный) характер русской литературы, ее особая роль в самосознании нации. Современная проблема интерпретации классики.
Лекция № 2. Романтическая эпоха в русской литературе (I четверть XIX века)
o «Дней Александровых прекрасное начало», «Гроза 12 года», «безумство гибельной свободы» (14 декабря 1825г.) как основные вехи в истории России I четверти XIX века.
o Романтизм как мироощущение, как реакция на итоги буржуазных преобразований, на власть «рыцарей биржи и прилавка». «Двоемирие», «невыразимое», конечное – бесконечное, «мировая скорбь». Романтический идеал человека.
o Лирика как жанр бесконечного, культ поэта. Поэты – «пилигримы вечности». В.А. Жуковский - «Коломб русского романтизма», поэт «чувства и сердечного воображения». Проповедь самовоспитания, «религия сердца».
o Романтический мир К.Н. Батюшкова. Его кредо – «живи, как пишешь и пиши, как живешь». Идеи «веселого часа», эпикуреизм.
o Героический пафос романтической лирики К.Ф. Рылеева, герой – гражданин, свобода как путь Катона и Брута.
Лекция № 3. А.С. Пушкин – феномен русской культуры.
o Смысл понятия «культура». Культура и духовность, духовная сила нации. А. Пушкин как «явление чрезвычайное», тайна его «бессмертия».
o Творчество Пушкина как «эхо русского народа». Русскость Пушкина как «что-то невыразимое, понятное лишь русскому сердцу». В. Белинский об «общем колорите» его творчества.
o «Всемирная отзывчивость» Пушкина. Его представления о единстве и беспредельности великого Божьего мира. Пушкин о «тайной» свободе человека, о смерти и бессмертии, о мирской власти и Божьем суде.
Роман «Евгений Онегин»: «здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его, здесь его чувства, понятия, идеалы»…
Лекция № 4. Пушкинская поэтическая эпоха.
o Смысл выражений «поэты пушкинской поры», «поэты пушкинского круга», «спутники Пушкина», «в созвездии Пушкина». Культ «святой дружбы» и «высокой любви».
o «Самоцветные поэты» пушкинской эпохи. Ф.И. Тютчев – «без него нельзя жить» (Л. Толстой); Д.В. Давыдов – «самое яркое светило второй величины на небосклоне русской поэзии» (В. Белинский); А.В. Кольцов – «… чистое золото поэзии» (В. Белинский); П.А. Вяземский – «… и простодушие с язвительной улыбкой» (А. Пушкин); А.А. Дельвиг – «талант прекрасные и ленивый» (А. Пушкин); Д.В. Веневитинов – «как знал он жизнь! Как мало жил!»; Е.А. Баратынский – «… один и независим» (А. Пушкин); В.К. Кюхельбекер – «мой брат родной по музе, по судьбам» (А. Пушкин).
Лекция № 5. М.Ю. Лермонтов – «поэт другой эпохи».
o Поэт в «век рефлексий»: 40-е годы как «переходное состояние духа, в котором все старое разрушено, а нового еще нет» (В. Белинский)..
o «Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни…» Лермонтов как носитель психологии сиротства («Несчастная судьба отца и сына…»).
o «Любить? Три раза я любил…» Философия и этика любви в лирике Лермонтова. «С небом гордая вражда» и «диалог с небом» как вехи в духовном становлении лирического героя.
o Лермонтов и Печорин, автор – герой – время. «Вестничество» Лермонтова и его «миссия» в представлении русской философии.
Лекция № 6. Н.В. Гоголь – «мученик возвышенной мысли и неразрешимой задачи».
o Личность Н. Гоголя в воспоминаниях и переписке его современников. Творчество Гоголя как отражение «пошлости» и «мертводушия».
o Типы «небокоптителей», пафос смешного («чтобы посмеялся вволю человек над чертом») и страшного («тяжко становится сердцу»).
o Причины «страшной сердечной пустыни» автора «Ревизора» и «Мертвых душ». Лейтмотивы суда совести и ревизии души. Человеческая и творческая драма художника, посмертная судьба Гоголя.
Лекция № 7-8. Мир русской поэзии 50-х – 60-х годов XIX века.
o Новый герой, новые мотивы лирики, новый читатель. Основные мотивы и символы, пафос лирики данного периода.
o «Карающая лира» Н.А. Некрасова, «горькие» стихи о крестьянской России, разнообразие типов и характеров. Некрасов – «человек с народным сердцем» (А. Григорьев). Гимн величавой славянке в его лирике.
o Ф.И. Тютчев как автор философской, интеллектуальной лирики. Художественное исследование «последних» вопросов: жизнь – смерть, Вселенная – человек, небо – земля. «Душа – жилица двух миров», мотивы катастрофы, гибели, «роковых минут», «молчания». Любовь как «роковой» поединок («денисьевский цикл»).
o А.А. Фет: «тихая» лирика в смутное время. Особое понимание миссии поэта. «Ум сердца» в стихах Фета, пафос жизнелюбия, душевного восторга, вечной красоты, невозвратимой юности.
Лекция № 9-10. Россия и русский человек под пером И. Тургенева, И. Гончарова, М. Салтыкова – Щедрина, А. Островского.
o И.С. Тургенев – жизнь «на краю чужого гнезда». Автобиографизм его повестей-воспоминаний («Вешние воды», «Первая любовь»). Тургеневская героиня в разнообразии типов и характеров. Россия и герой времени в романе «Отцы и дети».
o Семейно – бытовые драмы в пьесах А.Н. Островского. Разрушение нравственных законов русского домостроя в пьесе «Гроза», отражение итогов этого процесса в пьесе «Бесприданница».
o И.А. Гончаров как бытописатель России. Три романа – «три момента русской жизни». «Переползание изо дня в день» как национальное бедствие. Кто виноват? Несовершенство человеческой натуры? Национальный характер?
o Россия, ее история в «хронике» М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». «Уродливая карикатура» (Суворин) или «горькая…книга» (И. Тургенев)?
Лекция № 11-12. Ф.М. Достоевский: судьба и книги.
o Начало творческого пути, искушение славой в петербургском кружке В. Белинского. Причины разочарований кружковцев в его таланте..
o Искушение страстями и гордыней в кружке Петрашевского. Духовное преображение на каторге и в солдатах.
o «Базаровы» на пути от человеколюбия к бесчеловечью в размышлениях Достоевского. Пророческое предсказание революционной катастрофы в сне Раскольникова (детальное описание плана революции и ее последствий) и в романе «Бесы»..
o Пушкинская речь Достоевского об идеях общечеловеческого «всеединства». Россия и русский народ в размышлениях Достоевского («Дневник писателя»).
Лекция № 13-15. Л.Н. Толстой – нравственно-религиозные искания. Творчество.
o «Родовые гнезда» Волконских и Толстых в истории России. Чувство рода, честь рода. Ясная поляна.
o Мучительные поиски «истины», духовные падения и взлеты, «толстовство».
o Семья Л.Н. Толстого. Автобиографизм романа – эпопеи «Война и мир». «Необозримый горизонт этой книги» (Н. Страхов). Толстой как психолог и «реалист».
o «Анна Каренина»: нигилистическое и «почвенное», семейное и родовое начала, «вечные вопросы жизни» в романе.
o Публицистика Л. Толстого: «Так что же нам делать?», «Не могу молчать», «Что такое искусство?»
Лекция № 16-17. А.П. Чехов – бытописатель.
o «В детстве у меня не было действа»: история семьи Чеховых, судьба братьев и сестры А.П. Чехова.
o Первые рассказы «Антоши Чехонте», текст и подтекст, герой – «нормальный» человек. Анекдот и драма жизни.
o «Благоразумный герой» в прозе Чехова. Испытание героя неспешным ходом времени, силой инерции.
o «В моих драмах люди… только обедают, а в это время … разбивается их жизнь» (на примере одной пьесы).
Критерии оценки (требования к зачету).
· знание текстов из обязательного списка и стихов наизусть;
· посещение лекций;
· знание основных фактов биографии писателей, их творческого пути;
· умение объяснить особенности творческой манеры художника, смысл произведения;
· понимание содержания основных терминов и понятий (пафос, проблема, тема, сюжет, композиция, жанр, стихотворные размеры, рифма, строфа, литературные направления, художественный образ, персонаж, лирический герой).