Критерии оценки (требования к зачету).

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Омский государственный университет

Им. Ф. М. Достоевского

Факультет филологии и медиакоммуникаций

Кафедра русской и зарубежной литературы

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

____________Т.Ю. Стукен
«____»__________ 2011г.

Рабочая программа дисциплины

«Отечественная литература»

Цикл ФТД. ФТД. 06

Входит в число обязательных дисциплин

к следующим образовательным программам по направлению подготовки

Направление подготовки, специальность Код направления подготовки/ специальности Форма обучения
«Библиотечно-информационная деятельность», специалисты   071201.65 Очная, заочно-ускоренная

г. Омск – 2011

Программа дисциплины «Отечественная литература».

Разработана Соломоновой В.В., к.ф.н., доцентом кафедры русской и зарубежной литературы

Программа рассмотрена на заседании кафедры русской и зарубежной литературы, протокол № 1 от «31» августа 2011 года.

Зав. кафедрой

русской и зарубежной литературы _______________ /Соломонова В.В./

Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ

Декан/директор _________________________ __________________________

(название факультета/института) (подпись, Ф.И.О. декана/директора)

I. Распределение общего объема часов по видам учебной работы (очная форма)

Курс Семестр Объем часов по видам работы
Аудиторные занятия Самостоятельная работа студентов
Всего Лекций Другие виды аудиторной работы Всего Домашние задания
Семинар 2 часа «Русский человек в великих романах XIX века»

Общая трудоемкость дисциплины: 46 часов

Форма итогового контроля – зачет.

Распределение общего объема часов по видам учебной работы (заочная форма)

Курс Семестр Объем часов по видам работы
Аудиторные занятия Самостоятельная работа студентов
Всего Лекций Другие виды аудиторной работы Всего Домашние задания
Семинар 2 часа «Русский человек в великих романах XIX века»

Общая трудоемкость дисциплины: 46 часов

Форма итогового контроля – зачет.

Цели освоения дисциплины. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Целями дисциплины является выяснение особой роли «золотого века» русской литературы в духовной жизни и самосознании нации, осмысление своеобразия словесной художественной культуры России, ее уникальности, ее нравственного и эстетического значения. В задачи преподавания данной дисциплины входит раскрытие личности художников XIX века, их «внутренней» биографии, обращение к великим произведениям не только как явлениям национальной культуры, но и шедеврам мировой литературы.

Для достижения этих целей и задач в лекциях предусматривается освещение тем и проблем общественно-исторического и культурологического характера для расширения и углубления представлений об особенностях эпохи, предполагается обращение наряду с художественными текстами к так называемым «человеческим документам» - мемуарам, дневникам, переписке.

В результате освоения дисциплины студенты должны: уяснить причинно-следственные связи в развитии русской литературы XIX века, получить целостное представление о типе словесной культуры России данного периода, увидеть ее созидательный характер, понять уникальность духовной жизни России XIX века.

Тематический план

(с распределением общего бюджета времени в часах).

Очная форма

Раздел дисциплины, содержание Аудиторные занятия (часы) Методические указания по организации СРС
Лекции Другие виды Всего Домашние задания, темы для самостоятельного изучения Формы контроля (промежуточный, текущий, итоговый)
1. Национальное своеобразие русской литературы XIX века     Читать ст. И. Ильина «Три бремени русского народа» (Сб. «Русская идея», т.2, с. 128 («О путях России»)) Текущий контроль в течение семестра – проверка конспектов лекций, чтения текстов
2. Романтическая эпоха в русской литературе ( I четверть XIX века)     Самостоятельно: И.А. Крылов; прочитать главу в учебнике о баснях Крылова, читать басни, одну - наизусть Групповая консультация по подготовке домашних заданий
3. А.Пушкин – феномен русской культуры   Самостоятельно: А.С. Грибоедов; прочитать главу о Грибоедове, перечитать пьесу «Горе от ума» Индивидуальные консультации по творчеству Крылова
4. Пушкинская поэтическая эпоха     Читать произведения Пушкина и поэтов пушкинского круга, вести читательский дневник, учить стихи наизусть Индивидуальные консультации по творчеству А. Грибоедова
5. М.Ю. Лермонтов – «поэт» другой эпохи   Читать произведения М.Ю. Лермонтова, учить стихи наизусть, вести читательский дневник Индивидуальные консультации по творчеству Лермонтова
6. Н.В. Гоголь – «мученик возвышенной мысли и неразрешимой задачи» (И. Аксаков)   Читать произведения Н.В. Гоголя, вести читательский дневник Индивидуальные консультации по творчеству Гоголя
7. Мир русской поэзии 50-х – 60-х годов XIX века (Некрасов, Тютчев, Фет)     Читать стихи, учить наизусть. Читать прозу II половины XIX века по списку Индивидуальные консультации по творчеству поэтов 50-х – 60-х годов
8. Россия и русский человек под пером И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, М.Е Салтыкова-Щедрина, А.И. Островского   Читать тексты, вести читательский дневник Индивидуальные консультации
9. Ф.М. Достоевский: судьба и книги     Читать тексты, вести читательский дневник Индивидуальные консультации по подготовке рефератов
10. Л.Н. Толстой – нравственно-религиозные искания, «толстовство». Толстой – «тайновидец» души   Читать тексты, вести читательский дневник. Выбирать текст для самостоятельной работы по предложенной теме. Готовить реферат. Индивидуальные консультации по подготовке рефератов
11. А.П. Чехов – бытописатель России конца XIX века     Чтение произведений А. Чехова. Подготовка реферата Индивидуальные консультации по подготовке рефератов
12. Национальный характер в великих романах русской литературы XIX века     Рефераты по теме, выступление с сообщением на семинаре на выбор по одному из романов II половины XIX века. Промежуточный контроль – проверка рефератов. Итоговый контроль – зачет.
          зачет
Всего      

Заочная форма

Раздел дисциплины, содержание Аудиторные занятия (часы) Методические указания по организации СРС
Лекции Другие виды Всего Домашние задания, темы для самостоятельного изучения Формы контроля (промежуточный, текущий, итоговый)
1. Национальное своеобразие русской литературы XIX века   Читать ст. И. Ильина «Три бремени русского народа» (Сб. «Русская идея», т.2, с. 128 («О путях России»)) Текущий контроль в течение семестра – проверка конспектов лекций, чтения текстов
2. Романтическая эпоха в русской литературе ( I четверть XIX века)   Самостоятельно: И.А. Крылов; прочитать главу в учебнике о баснях Крылова, читать басни, одну - наизусть Групповая консультация по подготовке домашних заданий
3. А.Пушкин – феномен русской культуры     Самостоятельно: А.С. Грибоедов; прочитать главу о Грибоедове, перечитать пьесу «Горе от ума» Индивидуальные консультации по творчеству Крылова
4. Пушкинская поэтическая эпоха     Читать произведения Пушкина и поэтов пушкинского круга, вести читательский дневник, учить стихи наизусть Индивидуальные консультации по творчеству А. Грибоедова
5. М.Ю. Лермонтов – «поэт» другой эпохи     Читать произведения М.Ю. Лермонтова, учить стихи наизусть, вести читательский дневник Индивидуальные консультации по творчеству Лермонтова
6. Н.В. Гоголь – «мученик возвышенной мысли и неразрешимой задачи» (И. Аксаков)     Читать произведения Н.В. Гоголя, вести читательский дневник Индивидуальные консультации по творчеству Гоголя
7. Мир русской поэзии 50-х – 60-х годов XIX века (Некрасов, Тютчев, Фет)   Читать стихи, учить наизусть. Читать прозу II половины XIX века по списку Индивидуальные консультации по творчеству поэтов 50-х – 60-х годов
8. Россия и русский человек под пером И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, М.Е Салтыкова-Щедрина, А.И. Островского     Читать тексты, вести читательский дневник Индивидуальные консультации
9. Ф.М. Достоевский: судьба и книги     Читать тексты, вести читательский дневник Индивидуальные консультации по подготовке рефератов
10. Л.Н. Толстой – нравственно-религиозные искания, «толстовство». Толстой – «тайновидец» души     Читать тексты, вести читательский дневник. Выбирать текст для самостоятельной работы по предложенной теме. Готовить реферат. Индивидуальные консультации по подготовке рефератов
11. А.П. Чехов – бытописатель России конца XIX века     Чтение произведений А. Чехова. Подготовка реферата Индивидуальные консультации по подготовке рефератов
12. Национальный характер в великих романах русской литературы XIX века   Рефераты по теме, выступление с сообщением на семинаре на выбор по одному из романов II половины XIX века. Промежуточный контроль – проверка рефератов. Итоговый контроль – зачет.
          зачет
Всего      

Содержание дисциплины

Лекция № 1. Национальное своеобразие русской литературы XIX века

o Династия Романовых: краткий исторический экскурс. Смысл понятий монархия – самодержавие – «самовластье». Идеи конституционной монархии во взглядах писателей XIX века.

o «Цветение русского духа у корней православия» (И. Ильин) как путь развития русской литературы.

o Отражение в русской литературе XIX века типа национального характера. Основные темы и идеи русской литературы: Божий мир и «Гордый человек», «преступление и наказание», свобода и воля, зрячесть и слепота, сон и пробуждение.

o Синкретический (универсальный) характер русской литературы, ее особая роль в самосознании нации. Современная проблема интерпретации классики.

Лекция № 2. Романтическая эпоха в русской литературе (I четверть XIX века)

o «Дней Александровых прекрасное начало», «Гроза 12 года», «безумство гибельной свободы» (14 декабря 1825г.) как основные вехи в истории России I четверти XIX века.

o Романтизм как мироощущение, как реакция на итоги буржуазных преобразований, на власть «рыцарей биржи и прилавка». «Двоемирие», «невыразимое», конечное – бесконечное, «мировая скорбь». Романтический идеал человека.

o Лирика как жанр бесконечного, культ поэта. Поэты – «пилигримы вечности». В.А. Жуковский - «Коломб русского романтизма», поэт «чувства и сердечного воображения». Проповедь самовоспитания, «религия сердца».

o Романтический мир К.Н. Батюшкова. Его кредо – «живи, как пишешь и пиши, как живешь». Идеи «веселого часа», эпикуреизм.

o Героический пафос романтической лирики К.Ф. Рылеева, герой – гражданин, свобода как путь Катона и Брута.

Лекция № 3. А.С. Пушкин – феномен русской культуры.

o Смысл понятия «культура». Культура и духовность, духовная сила нации. А. Пушкин как «явление чрезвычайное», тайна его «бессмертия».

o Творчество Пушкина как «эхо русского народа». Русскость Пушкина как «что-то невыразимое, понятное лишь русскому сердцу». В. Белинский об «общем колорите» его творчества.

o «Всемирная отзывчивость» Пушкина. Его представления о единстве и беспредельности великого Божьего мира. Пушкин о «тайной» свободе человека, о смерти и бессмертии, о мирской власти и Божьем суде.

Роман «Евгений Онегин»: «здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его, здесь его чувства, понятия, идеалы»…

Лекция № 4. Пушкинская поэтическая эпоха.

o Смысл выражений «поэты пушкинской поры», «поэты пушкинского круга», «спутники Пушкина», «в созвездии Пушкина». Культ «святой дружбы» и «высокой любви».

o «Самоцветные поэты» пушкинской эпохи. Ф.И. Тютчев – «без него нельзя жить» (Л. Толстой); Д.В. Давыдов – «самое яркое светило второй величины на небосклоне русской поэзии» (В. Белинский); А.В. Кольцов – «… чистое золото поэзии» (В. Белинский); П.А. Вяземский – «… и простодушие с язвительной улыбкой» (А. Пушкин); А.А. Дельвиг – «талант прекрасные и ленивый» (А. Пушкин); Д.В. Веневитинов – «как знал он жизнь! Как мало жил!»; Е.А. Баратынский – «… один и независим» (А. Пушкин); В.К. Кюхельбекер – «мой брат родной по музе, по судьбам» (А. Пушкин).

Лекция № 5. М.Ю. Лермонтов – «поэт другой эпохи».

o Поэт в «век рефлексий»: 40-е годы как «переходное состояние духа, в котором все старое разрушено, а нового еще нет» (В. Белинский)..

o «Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни…» Лермонтов как носитель психологии сиротства («Несчастная судьба отца и сына…»).

o «Любить? Три раза я любил…» Философия и этика любви в лирике Лермонтова. «С небом гордая вражда» и «диалог с небом» как вехи в духовном становлении лирического героя.

o Лермонтов и Печорин, автор – герой – время. «Вестничество» Лермонтова и его «миссия» в представлении русской философии.

Лекция № 6. Н.В. Гоголь – «мученик возвышенной мысли и неразрешимой задачи».

o Личность Н. Гоголя в воспоминаниях и переписке его современников. Творчество Гоголя как отражение «пошлости» и «мертводушия».

o Типы «небокоптителей», пафос смешного («чтобы посмеялся вволю человек над чертом») и страшного («тяжко становится сердцу»).

o Причины «страшной сердечной пустыни» автора «Ревизора» и «Мертвых душ». Лейтмотивы суда совести и ревизии души. Человеческая и творческая драма художника, посмертная судьба Гоголя.

Лекция № 7-8. Мир русской поэзии 50-х – 60-х годов XIX века.

o Новый герой, новые мотивы лирики, новый читатель. Основные мотивы и символы, пафос лирики данного периода.

o «Карающая лира» Н.А. Некрасова, «горькие» стихи о крестьянской России, разнообразие типов и характеров. Некрасов – «человек с народным сердцем» (А. Григорьев). Гимн величавой славянке в его лирике.

o Ф.И. Тютчев как автор философской, интеллектуальной лирики. Художественное исследование «последних» вопросов: жизнь – смерть, Вселенная – человек, небо – земля. «Душа – жилица двух миров», мотивы катастрофы, гибели, «роковых минут», «молчания». Любовь как «роковой» поединок («денисьевский цикл»).

o А.А. Фет: «тихая» лирика в смутное время. Особое понимание миссии поэта. «Ум сердца» в стихах Фета, пафос жизнелюбия, душевного восторга, вечной красоты, невозвратимой юности.

Лекция № 9-10. Россия и русский человек под пером И. Тургенева, И. Гончарова, М. Салтыкова – Щедрина, А. Островского.

o И.С. Тургенев – жизнь «на краю чужого гнезда». Автобиографизм его повестей-воспоминаний («Вешние воды», «Первая любовь»). Тургеневская героиня в разнообразии типов и характеров. Россия и герой времени в романе «Отцы и дети».

o Семейно – бытовые драмы в пьесах А.Н. Островского. Разрушение нравственных законов русского домостроя в пьесе «Гроза», отражение итогов этого процесса в пьесе «Бесприданница».

o И.А. Гончаров как бытописатель России. Три романа – «три момента русской жизни». «Переползание изо дня в день» как национальное бедствие. Кто виноват? Несовершенство человеческой натуры? Национальный характер?

o Россия, ее история в «хронике» М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». «Уродливая карикатура» (Суворин) или «горькая…книга» (И. Тургенев)?

Лекция № 11-12. Ф.М. Достоевский: судьба и книги.

o Начало творческого пути, искушение славой в петербургском кружке В. Белинского. Причины разочарований кружковцев в его таланте..

o Искушение страстями и гордыней в кружке Петрашевского. Духовное преображение на каторге и в солдатах.

o «Базаровы» на пути от человеколюбия к бесчеловечью в размышлениях Достоевского. Пророческое предсказание революционной катастрофы в сне Раскольникова (детальное описание плана революции и ее последствий) и в романе «Бесы»..

o Пушкинская речь Достоевского об идеях общечеловеческого «всеединства». Россия и русский народ в размышлениях Достоевского («Дневник писателя»).

Лекция № 13-15. Л.Н. Толстой – нравственно-религиозные искания. Творчество.

o «Родовые гнезда» Волконских и Толстых в истории России. Чувство рода, честь рода. Ясная поляна.

o Мучительные поиски «истины», духовные падения и взлеты, «толстовство».

o Семья Л.Н. Толстого. Автобиографизм романа – эпопеи «Война и мир». «Необозримый горизонт этой книги» (Н. Страхов). Толстой как психолог и «реалист».

o «Анна Каренина»: нигилистическое и «почвенное», семейное и родовое начала, «вечные вопросы жизни» в романе.

o Публицистика Л. Толстого: «Так что же нам делать?», «Не могу молчать», «Что такое искусство?»

Лекция № 16-17. А.П. Чехов – бытописатель.

o «В детстве у меня не было действа»: история семьи Чеховых, судьба братьев и сестры А.П. Чехова.

o Первые рассказы «Антоши Чехонте», текст и подтекст, герой – «нормальный» человек. Анекдот и драма жизни.

o «Благоразумный герой» в прозе Чехова. Испытание героя неспешным ходом времени, силой инерции.

o «В моих драмах люди… только обедают, а в это время … разбивается их жизнь» (на примере одной пьесы).

Критерии оценки (требования к зачету).

· знание текстов из обязательного списка и стихов наизусть;

· посещение лекций;

· знание основных фактов биографии писателей, их творческого пути;

· умение объяснить особенности творческой манеры художника, смысл произведения;

· понимание содержания основных терминов и понятий (пафос, проблема, тема, сюжет, композиция, жанр, стихотворные размеры, рифма, строфа, литературные направления, художественный образ, персонаж, лирический герой).

Наши рекомендации