Совершение «марионеточных» действий.

Эти упражнения тренируют такой способ совершения движений, когда мышцы совершенно не зажаты. Вы руками, плечами, головой ребенка выполняете те или иные действия, то есть «ведете» его как куклу, а он своим телом полностью следует за вашими направляющи­ми жестами.

^ Возьмите ребенка за плечи и раскачивайте (вращайте) его вправо-влево. Руки его при этом, слегка сгибаясь в локтях, должны как плети болтаться вокруг тела. Совершенно прямые руки говорят о наличии в них напряжений.

^ Возьмите руку ребенка выше кисти и поболтайте в разные сторо­ны его расслабленной кистью. Кисть руки должна при этом «тре­пыхаться», как лист на ветру. То же упражнение проделайте с другой рукой ребенка, а потом сразу с обеими.

■^ Ребенок должен открыть рот. Вы постукиваете его по подбородку, от этого его рот («клацая» при этом зубами) открывается и закры­вается.

^ Возьмите обе руки ребенка за запястья и совершайте ими любые действия, которые придут вам в голову. Скажите при этом ребен­ку, что он игрушечный мальчик (девочка). Действия должны быть обязательно разноименными. То есть если одну руку ребенка вы

поднимаете вверх, то другая при этом должна идти в сторону. Вы можете почувствовать, как ребенок пытается выполнять обеими руками синхронные (одинаковые) действия или пытается преду­гадывать дальнейшие движения и продолжать совершать их уже самостоятельно. Тогда скажите ему, что игрушечный человек ведь не знает, что он будет делать в следующий момент, поэтому дол- I жен полностью доверять кукловоду.

Упражнение, аналогичное предыдущему, но только различные дей­ствия нужно совершать не только с руками ребенка, но и с голо­вой, плечами, верхней частью туловища. То есть ребенка можно наклонять, выпрямлять, любым образом разворачивать и раска­чивать, поворачивать его голову вправо или влево и придумывать любые действия с ним. Обязательно следите за тем, чтобы при этом не возникало противодействия, мышцы ребенка должны быть как ватные.

Когда вы будете ставить ребенку речевое дыхание и голос, следите, что- бы на занятиях у него не возникало мышечных зажимов и напряже- ний, устраняйте их теми способами, которые были здесь описаны.

Постановка речевого выдоха

Немного позанимавшись с ребенком формированием двигатель­ных навыков, приступайте к параллельным занятиям по постановке речевого выдоха (см. с. 76). Не дожидайтесь, когда он научится в со­вершенстве управлять своим телом.

Постановку голоса нужно будет начать после исправления речево­го выдоха.

Постановка голоса

Постановка голоса включает следующие моменты:

• Необходимо понизить у ребенка высоту звучания голоса.

• Нужно избавить его от привычной восходящей интонации.

• Нужно научить ребенка начинать речь с мягкой атаки.

Работать над всеми этими моментами с ребенком нужно одновре­менно.

Понижение высоты голоса.

Из-за напряженных мышц плеч и шеи ребенок говорит зажатым голосом, звучащим иногда значительно выше, чем это было бы для

него естественно. Высокий голос дает и обратную реакцию — он усили­вает напряжения мышц.

^ Постановка голоса по подражанию.Для начала вы должны «по­казать» ребенку, каким голосом он говорит. Для этого повторите за ним какую-нибудь фразу нарочито высоким голосом. После этого вам нужно понизить свой голос и «показать» ему, каким голосом на самом деле он должен говорить. Скажите ребенку, что вот та­кой низкий, красивый голос — это его настоящий, а тот, которым он сейчас сказал (тонкий и писклявый) — ненастоящий, поддель­ный. Но для начала потренируйте свой собственный низкий го­лос, чтобы он не получался задушенным.

В дальнейшем ребенок должен повторять за вами слова и неболь­шие предложения. Можно задавать ему короткие вопросы. Гово­рить с ребенком на занятии нужно нарочито низким голосом, что­бы он мог его копировать. Получиться это у него может только после того, как будут сброшены мышечные зажимы с плеч, поэто­му упражнения по постановке голоса нужно делать после упраж­нений на «сбрасывание» зажимов. Когда в обычном общении ре­бенок будет повышать голос, говорите ему об этом и напоминайте о его напряженных поднятых плечах.

Понижение голоса автоматически приводит к восстановлению дыхания, оно перестает быть ключичным.

■^ Постановка голоса через «вживание в образ».Восприятие и мыш­ление детей младшего возраста исключительно образное. Этим обстоятельством можно воспользоваться для постановки голоса. Ребенку нужно предложить подходящий для этого образ (суще­ства с низким голосом), который он мог бы на себя «надеть» и в который он мог бы «вжиться».

Можно, например, использовать такой прием. Скопируйте высо­кий голос ребенка и скажите ему, что он пищит, как мышь, «та­кая противная, с тощим длинным хвостом мышь». То есть для начала вы создаете в его представлении зримый отрицательный образ его манеры говорить. Затем изобразите низкий голос и ска­жите ребенку, что вот так говорит пушистый, симпатичный, боль­шой, сильный (то есть именно такой, каким надлежит быть на­стоящему мальчику) мишка. В дальнейшем вы договариваетесь с ребенком, что он будет говорить, как медвежонок (в этом случае вы принимаете на себя обязанности медведицы). И, таким обра­зом играя, вы разговариваете с ребенком. Это нужно делать не только на занятии, но и в повседневном общении. Для девочки можно использовать другие подходящие образы: на­пример, той же мыши и мурлыкающей кошечки (только именно довольно мурлыкающей, а не орущей истошным голосом «мяу»). Когда кошечка мурлыкает, у нее голос низкий и бархатный.

Наши рекомендации