СЛОВАРЬ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 1

ТЕМА «Смена представлений о предмете и методе психологии в рамках основных психологических направлений в истории психологии»

Индивид –единичное природное существо, живая особь как представитель своего вида, как носитель индивидуально своеобразных черт, как субъект своей жизнедеятельности.Индивидом от рождения является любая индивидуальная особь животных или человека.

Субъект–индивид как носитель активности. Субъектом активности может быть и животное, и человек (см. Активность). В некоторых случаях субъектом может выступать группа (например, нация, общество и т.п.).

Человек – живое существо, представляющее высшую ступень развития жизни, субъект социальных отношений и деятельности; обладает способностью трудиться, создавая орудия труда и продукты труда, способностью устанавливать и развивать социальные отношения, опосредствованные социальными нормами и речью, способностью к логическому мышлению, воображению и сознательному отражению. Как личность человек способен к свободному волеизъявлению, т.е. к осуществлению поведения, которое детерминируется только собственным сознательным решением и волевыми усилиями, направленными на реализацию принятого решения.

Активность – всеобщая характеристика живых существ, выражающаяся в поддержании и преобразовании ими жизненно значимых связей с окружающим миром, т.е. во взаимодействии. Активность характеризуется обусловленностью производимых актов (действий) в большей степени внутренними состояниями субъекта непосредственно в момент действования, чем предшествующими внешними воздействиями. В этом смысле активность противостоит реактивности. У животных активность выступает в форме адаптации, приспособления, у человека – в форме деятельности, носящей целенаправленный, преобразующий характер.

Поведение –свойственное живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью, система отличающаяся целенаправленным характером последовательных действий, благодаря которым организм осуществляет практический контакт с природой. Попытки научного объяснения П. в разное время опирались на механистический детерминизм (по аналогии с взаимодействием физических тел) и на биологический детерминизм (Ч. Дарвин, И.П. Павлов). Бихевиоризм ограничил П. совокупностью лишь внешне наблюдаемых двигательных реакций в ответ на внешние стимулы, и тем самым противопоставил П., доступное внешнему наблюдению, сознанию, т.к. по мнению бихевиористов, интроспективные методы познания являются недостоверными и необъективными. Такая позиция бихевиоризма привела к тому, что целостная активность живых существ была разъединена на внешнюю (двигательную) и внутреннюю (психическую), которые соответственно стали изучаться и различными методами. Поэтому в современной психологии под поведением довольно часто понимают ту активность живых существ (включающую также и моменты неподвижности), которую можно наблюдать извне, а для обозначения целостной активности живых существ в единстве ее внешних и внутренних компонентов используются термины «деятельность» (у человека) и «жизнедеятельность» (А.Н.Леонтьев).

Психология –наука, изучающая факты, закономерности и механизмы функционирования психики.

Психика– системное свойство высокоорганизованной материи (мозга) активноотражать объективно существующий мир, возникающее в процессе взаимодействия с внешним миром и заключающееся в порождении неотчуждаемой от самого субъекта картины мира – идеального субъективного образа с целью ориентирования и саморегуляции.

Регуляция – управление процессами построения идеального образа, собственного поведения, деятельности, в том числе внутренней деятельности, опирающееся на потребности, ценности и имеющее обратную связь – коррекцию, обеспечивающую контроль достижения целей. Регулируется взаимодействие человека не только с внешней средой, но и с самим собой. Следовательно, саморегуляция – это самостоятельное управление процессами построения собственного сознания (идеального образа), поведения, деятельности, в том числе внутренней, опирающееся на личностные потребности, ценности и имеющее обратную связь – коррекцию, обеспечивающую контроль достижения личных целей.

Несмотря на разнообразие отраслей, единство психологии определяется единством ее предмета – психики (сознания=деятельность). Предмет психологии как самостоятельной научной дисциплины обладает собственной спецификой, отличающей его от предметов изучения в других дисциплинах. Специфика предмета психологии состоит в том, что психика и ее высшая форма – сознание не может быть сведена (редуцирована) ни к биологическим процессам, например, к нейрофизиологии, ни к социальным процессам, которые изучаются, например, в социологии или в культурологии.

Научные и житейские психологические знания имеют ряд существенных отличий (по способам и методам получения, по степени осознанности, формам фиксации и т.п.).

Общая психология(англ. general psychology) — раздел психологии,теоретически и экспериментально изучающий закономерности возникновения и функционирования психического отражения в деятельности человека и животных.Границы, отделяющие О. п. от других разделов психологии, очерчены нечетко. Наряду с разработкой конкретных проблем О. п. в качестве фундаментальной научной дисциплины занимается изучением вопросов методологии, теории и истории психологической науки. Общепсихологические понятия, методы и закономерности используются в различных областях прикладной (практической) психологии, которые, в свою очередь: осуществляют практическую проверку принципов и теорий общей психологии, а также «поставляют» новые проблемы и идеи для общей психологии, обогащают общепсихологические абстракции живыми фактами.

В историческом процессе развития взглядов на природу психики сформировались разные подходы и научные школы, которые внесли свой вклад в разработку основных категорий психологии: образ, мотив, действие, личности и др. Каждая из школ психологии ХХ века предлагала свое понимание предмета, метода и задач научной психологии.

Интроспективная психология – общее название для ряда психологических концепций, прибегающих к использованию субъективного метода интроспекции как главному или даже единственному. И. п. восходит к учениям Р.Декарта и Дж.Локка о том, что сознание человека познается принципиально иным путем, чем мир внешний, а именно путем внутреннего созерцания, или внутреннего опыта, объектом которого служат психические образы, мысли, переживания. К И.п. относят школу В.Вундта, структурную психологию Э.Титченера, психологию акта Ф.Брентано, Вюрцбургскую школу мышления, понимающую психологию В.Дильтея, частично функционализм У.Джемса и гештальтпсихологию. Для всех представителей И.п. при определенных различиях в понимании метода интроспекции единым является понимание сознания как «совокупности сознаваемых нами состояний» (В.Вундт). И.п. как отдельное направление в настоящее время не существует.

Интроспекция(от лат. introspecto – гляжу внутрь, всматриваюсь) –субъективный метод познания психических явлений путем непосредственного восприятия (наблюдения) субъектом содержания, феноменов, актов и законов собственного сознания. И. в школе В.Вундта понималась как внутреннее восприятие субъектом осознаваемых им психических процессов (возникающих в ходе эксперимента). Для преодоления ненадежности обыденного самонаблюдения использовалась специальная тренировка испытуемых, которые учились выделять простейшие элементы своего непосредственного опыта (т.н. аналитическая интроспекция). В Вюрцбургской школе мышления интроспекция была соединена с ретроспекцией (воспоминанием). В результате исследований, построенных на обобщении опыта интроспекции разных испытуемых, оформился особый вариант И. – систематическая интроспекция. Еще одним вариантом является т.н. феноменологическая интроспекция, предполагающая непосредственное описание феноменов своего внутреннего опыта (гештальтпсихология, функционализм У.Джемса, описательная психология В.Дильтея, гуманистическая психология). Метод интроспекции следует отличать от самонаблюдения.

Фрейдизм (психоанализ) – названное по имени его создателя –австрийского психолога З.Фрейда – направление, возникшее в конце 19—первой трети 20 в. из клинической практики изучения и лечения истерических неврозов. Результаты этой практики, а также анализ различных явлений обыденной жизни (сновидений, остроумия, ошибочных действий) были проинтерпретированы З.Фрейдом как результат действия общих психологических механизмов. Поскольку в центр Ф. были поставлены бессознательные психические процессы и мотивация, то объективно он оказался направленным против интеллектуализма ассоциативной психологии. Во Ф. функции, структура и развитие личности объясняется действием иррациональных, антагонистических сознанию факторов (бессознательного инстинкта либидо), вступающих в противоречие с внешними (социальными) и внутренними запретами, создающими «цензуру» сознания. Подавленная энергия бессознательных влечений прорывается через обходные пути в виде невротических симптомов, сновидений, ошибочных действий (оговорок, описок), забывание неприятного и т.п. Психические процессы и явления, личность в целом рассматриваются во фрейдизме с трех основных точек зрения: топической (структурно-пространственная организация душевной жизни, в которую З.Фрейд включал бессознательное, предсознательное и сознание; позже эти инстанции были заменены на «Оно» (Id), «Я»(Ego) и «Сверх-Я» (Super-Ego)), динамической (процессы функционирования каждой из подструктур личности, рассматриваемые в контексте реализации определенных влечений и тенденций, а также их взаимодействие) и экономической (анализ психических явлений как энергетических процессов возникновения и разрядки напряжения). Во Ф. были детально разработаны вопросы функционирования и развития личности, проблема ее отношений с окружающим миром, созданы новые методы изучения и психотерапевтического воздействия, а также было описано множество конкретных феноменов (проекция, защитные механизмы, сублимация, идентификация, катарсис, трансфер и т.п.). Свое философское завершение Ф. получил в спекулятивной концепции развития общества, происхождения морали, традиций, искусства и религии. Синонимом Ф. является понятие «психоанализ», которое также может использоваться для обозначения совокупности способов выявления в психотерапевтических целях особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами, теории и метода лечения неврозов в целом.

Бессознательное – понятие, обозначающее совокупность психических образований, процессов, и механизмов, в происхождении, функционировании и влиянии которых субъект не отдает себе отчета, а также форма психиеского отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии, составляя нерасчлененное целое. Б. отличается от сознания тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, его отношениями к миру, поэтому в Б. невозможны произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и оценка их результатов. В Б. прошлое, настоящее и будущее могут сосуществовать , объединяясь в каком-либо психическом акте (например, в сновидении). Б. находит свое выражение в стремелениях, чувствах, поступках, причины которых не осознаются человеком, а также в особых формах подпорогового восприятия и интуитивного познания.

Бихевиоризм – (от англ. behaviour – поведение) направление в американской психологии, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Предпосылками Б. выступили, во-первых, исследования Э.Торндайка, который изучал поведение животных в проблемных ситуациях (лабиринтах, проблемных клетках и т.п.) и установил, что решение проблемы достигается методом проб и ошибок и подчиняется законам научения. Во-вторых, исследования И.П. Павлова, разработавшего методы объективного изучения поведения животных. На фоне нарастающего кризиса интроспективной психологии интерес к объективному изучению поведения животных и человека усилился и привел к оформлению первой программы Б., сформулированной Дж.Уотсоном. Сознание в ней объявлялось недоступным для объективного изучения, а его роль как регулятора человеческой деятельности отвергалась. Б. внес существенный вклад в разработку эмпирических и математических методов изучения поведения. Глубокому и детальному исследованию были подвергнуты процессы научения. Были разработаны представления об оперантном (Б. Скиннер) и социальном научении (А. Бандура, Р. Сирс и др.). Эволюция Б. привела к сочетанию основной доктрины с элементами таких теорий как психоанализ, гештальтпсихология и т.п., что вынудило включить в число главных объяснительных понятий категории мотивации, образа, внутреннего («ментального») плана поведения, т.н. «промежуточных переменных». Возник необихевиоризм (См. также «Поведение»).

Научение – процесс и результат стихийного и неосознаваемого приобретения индивидом опыта (новых форм поведения) в ходе приспособления к среде обитания. У животных научение является основной формой приобретения опыта и происходит либо постепенно (в ходе повторения), либо сразу (запечатление). У человека роль и значение научения меняется в ходе онтогенеза: являясь основным способом приобретения опыта в дошкольном возрасте, затем научение отходит на второй план, уступая место учению, учебной деятельности. Установлено, что у человека научение существенным образом зависит от места усваиваемого материала в соответствующей деятельности. Человек лучше научается тому материалу, который занимает место цели деятельности.

Гештальтпсихология– психологическое направление, существовавшее в Германии с начала 10-х до середины 30-х годов ХХ века (М.Вертгеймер, В.Кёлер, К.Коффка, г. Берлин) и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов). Центральная идея – идея о том, что внутренняя системная организация целого определяет свойства и функции образующих его частей – рассматривалась как альтернатива характерному для структурной психологии принципу расчленения сознания на элементы, которые связываются по законам ассоциаций. Основным теоретическим принципом гештальтпсихологии является принцип изоморфизма (взаимно-однозначного соответствия) материальных (физических, физиологических) и психических процессов. Одним из методов Г. является метод феноменологического самонаблюдения, в ходе которого субъект обращается к содержанию собственного сознания. Сознание в Г. понимается как некое динамическое целое, «поле», каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными (по аналогии с электромагнитиными полями в физике), а единицей анализа является гештальт. Помимо исследований восприятия в Г. велось изучение процессов мышления (В.Келер, К.Дункер), процессов психического развития (К.Коффка), динамических процессов функционирования личности (К.Левин).

Гештальт – (от нем. Gestalt – форма, структура) — понятие, обозначающее целостные, несводимые к сумме своих частей структуры (целостные образования) сознания. Восходит к понятию «гештальт-качество», введенному в психологию Х. Эренфельсом для обозначения целостных («гештальтных», структурных) свойств некоторых образований сознания. Примеры Г.: кажущееся движение («φ-феномен»), оптико-геометрические иллюзии, инсайт, транспозиция мелодии. Г. рассматривался в гештальтпсихологии как единица сознания и психики. Г. образуются в психологическом поле на основе законов «расчленения психологического поля» (законов «фигуры и фона»). Понятие Г. иногда используется для обозначения некоторых целостных физических, физиологических и социальных феноменов.

Французская социологическая школа – социологическая концепция и выработанный на ее основе общественно-исторический подход к пониманию психики человека. Выдвинута Э.Дюркгеймом и Л.Леви-Брюлем, развита М.Гольбваксом, Ш.Блонделем. По Дюркгейму, человек – биосоциальное существо, в котром сосуществуют два начала: индивидуальное, его основой является организм, и социальное, которое формируется обществом. Общество – это независимая от индивидов вне- и надындивидуальная реальность, воплощенная в коллективных представлениях (социальные нормы и обычаи, религия, интеллектуальные операции, правила морали и т.п.). Коллективные представления, доминируя над индивидами, внедряются в их индивидуальное сознание путем особого духовного процесса взаимодействия сознаний, опосредствованного речью. Положение об обусловленности психики индивида общественным сознанием было применено к анализу явлений мышления (Л.Леви-Брюль), памяти (М.Гольбвакс), аффективно-волевым процессам (Ш.Блондель). Ф.с.ш. оказала определенное влияние на П.Жане, Ж.Пиаже и Л.С.Выготского.

Дополнительные понятия

Теория (от греч. θεωρία, θεωρεω – рассматриваю, исследую) в широком смысле – комплекс (система) взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления; в узком смысле – высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное и обобщенное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности – объекта данной теории.

Ассоциация – ( от лат. associatio – соединение)возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя и более психическими явлениями (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами и т.п.), при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого (других). Впервые описана Платоном и Аристотелем. Последний различал А. по сходству, по контрасту, по смежности (во времени и пространстве). Термин «А.» введен Дж. Локком. А. легла в основу объяснения происхождения и динамики психических процессов, став главным понятием для ассоциативной психологии. Сегодня понятие А. хотя и используется в психологии, но ему не придается столь широкий как раньше объяснительный смысл.

Рефлекс (от лат. reflexus – отраженный) – закономерная ответная реакция организма, вызываемая воздействием факторов внешней и внутренней среды на соответствующие рецепторы, опосредствованная нервной системой и проявляющаяся в сокращении мышц, выделении секреции и т.п. Рефлекторный принцип, выражающий идеи механистического детерминизма в понимании природы психического и деятельности мозга, был сформулирован еще Р.Декартом в первой половине 17 в., но термин «Р.» вошел в науку спустя сто лет (И.Прохазка, Т.Виллис). В современной психологии более глубокие представления о детерминации психического воплотились в понятие «отражение» (А.Н.Леонтьев). Принято различать условные и безусловные Р.

Психофизическая проблема— в широком смысле – вопрос о месте психического в природе; в узком – проблема соотношения психических и физиологических (нервных) процессов. Во втором случае П.п. правильнее называть психофизиологической. Особую остроту приобрела в 17 в., когда сложилась механистическая картина мира, исходя из которой Р.Декарт предпринял попытку объяснить поведение живых существ по образцу механического взаимодействия. Свойственные человеку акты сознания, не укладывающиеся в эту трактовку природы, были отнесены к бестелесной внепространственной субстанции. Вопрос об отношении этой субстанции к работе «машины тела» привел Р.Декарта к концепции психофизического взаимодействия: хотя тело только движется, а душа только мыслит, они могут влиять друг на друга, соприкасаясь в определенной части мозга. Против такого взгляда выступили Т.Гоббс (считал, что психика полностью выводима из материального взаимодействия природных тел, и она является побочным продуктом – эпифеноменом – этого взаимодействия), Б.Спиноза (считал, что мышление и протяженность, будучи двумя атрибутами любого отдельного модуса бесконечной субстанции – природы, – существуют и как нераздельные в модусе, и как не связанные друг с другом причинными связями, изменяясь лишь под влиянием взаимодействия модуса с другими модусами). Г.В.Лейбниц выдвинул идею психофизического параллелизма, согласно которой душа и тело совершают свои операции независимо друг от друга, но с величайшей точностью (как, например, пара часов), создающей впечатление их согласованности между собой. Постепенно для идеалистического варианта психофизического параллелизма (Г.В.Лейбниц, В.Вундт и др.) стало характерным подчеркивание независимости сознания материальным воздействиям и его подчиненность особой психической причинности, а для материалистического варианта психофизического параллелизма (Д.Гартли, А.Бен) – неотделимость сознания от мозга. В последнем случае П.п. также не получила своего позитивного решения, поскольку сознание рассматривалось только в его отношении к процессам внутри организма вне отражательной природы психики и ее регулятивной роли в поведении.

Сенсуализм– (от лат. sensus – чувство, ощущение) учение о том, что основу психической жизни составляют чувственные впечатления, являющиеся единственным источником познания. Впервые идеи С. появились в ряде античных философских школ (киренаики, эпикурейцы, стоики и др.). Стоики утверждали, что внечувственное познание невозможно, и предлагали рассматривать ум как «чистую доску». Им принадлежит афоризм: нет ничего в разуме, чего бы не было первоначально в чувствах. В дальнейшем эти положения были подхвачены и развиты сторонниками С. эпохи Возрождения и Нового времени, боровшимися с приверженцами рационализма. Различные направления внутри С. обусловлены разной – материалистической или идеалистической – трактовкой природы самих ощущений. С. оказал существенное влияние на развитие ассоциативной психологии, а также на первые экспериментальные исследования, в которых основной задачей стало выявление первичных чувственных элементов (ощущений), из которых строится вся сложная архитектоника душевной жизни. Дальнейшее развитие экспериментальной психологии показало, что мыслительные акты невозможно рассматривать как ассоциацию ощущений, что в процессе мышления человек может оперировать содержанием, несводимым к чувственным образам, что С. бессилен объяснить мотивацию поведения и роль действия.

Функционализм (от лат. function – исполнение) – направление в психологии США конца 19-начала 20 в., исследовавшее процессы сознания, а также поведение с точки зрения их функции в приспособлении организма к среде. Возникло под влиянием эволюционной теории в биологии (Ч.Дарвин, Г.Спенсер), развивалось в ответ на запросы практики, потребовавшей перейти от поэлементного анализа сознания в структурной психологии (В.Вундт – Э.Титченер) к изучению служебной роли сознания в поведении при решении индивидом жизненно важных для него задач. На формирование Ф. оказали влияние идеи У.Джемса о биологической полезности психики, о сознании как психической функции, имеющей жизненную ценность. Можно также говорить об определенной близости Ф. идеям Ф.Брентано, полагавшего, что психология должна изучать «акты сознания» («слышание», «видение» и т.п.). Начало Ф. положила статья Д.Дьюи «Понятие рефлекторной дуги в психологии» (1896), в которой подчеркивалось органическое единство сенсорных, центральных и моторных звеньев рефлекторного акта, осуществляющего приспособление индивида к среде. Различают Чикагскую (Д.Дьюи, Д.Энджелл, Г.Карр, Дж.Г.Мид и др.) и Колумбийскую (Р.Вудвортс) школы Ф. В Ф. психические функции рассматриваются в связи, с одной стороны, с организмом и его потребностями и, с другой стороны, со средой, на которую направлено поведение. Сознание, таким образом, предстает инструментом, с помощью которого организм приспосабливается к окружению, а психология становится наукой о функциях (или «деятельностях») сознания в процессах адаптации индивида к природному и социальному окружению. Это привело к расширению области психологии (помимо сознания сюда были включены поведение и приспособительные действия, мотивы, механизмы научения, индивидуальные различия) и к сближению психологии с практикой. Но не преодолев интроспективного понимания сознания и не раскрыв детерминацию самой психики, Ф. не смог выработать принципиально новые методы изучения сознания и к началу 20-х гг. 20 века распался.

Наши рекомендации