И подготовке к семинарскому занятию. При выполнении заданий по самостоятельной работе и подготовке к семинарскому занятию основное внимание следует уделить принципиальному различию

При выполнении заданий по самостоятельной работе и подготовке к семинарскому занятию основное внимание следует уделить принципиальному различию методологических принципов маржинализма и классической политической экономии (включая марксизм). Необходимо понять, что в случае маржинального подхода мы имеем дело субъективной школой экономической мысли, для которой основные виды экономических отношений представляют собой следствие не объективных законов, действующих независимо от воли и сознания людей, а следствие субъективных оценок хозяйствующих субъектов. Они озабочены, прежде всего, проблемой альтернативного использования ограниченных благ в целях максимального удовлетворения своих потребностей. Причем каждый из субъектов имеет свою шкалу этих потребностей и этим определяется тип его экономического поведения.

При подготовке доклада на предложенную тему в числе прочих источников следует воспользоваться предисловием Автономова В.С. к книге «Австрийская школа политической экономии. К. Менгер, Е. Бём-Баверк, Ф. Визер. М., 1992 – С. 5-30

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература:

1. Бартенев, С. А. Экономические теории и школы / С. А. Бартенев. - М.: 2004. – Гл. 17.

2. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе /М. Блауг. - М.: 1994. – Гл. 8, 9, 10.

3. История экономических учений /под ред. В. Автономова и др. - М.: 2010. – Гл.10, 11, 15.

4. Маршалл, А. Принципы экономической науки /А. Маршалл. - М.: 1993. – Гл. 1,2,3.

5. Ядгаров, Я. С. История экономических учений /Я. С. Ядгаров. - М.: 2008. – Гл. 14, 15, 16.

6. Пайда, Г. В. История экономических учений. Модуль 2 : учеб. пособие. - Ростов н/Д: 2010.

Дополнительная литература:

1. Бейтон, А. 25 ключевых книг по экономике /А. Бейтон. - «Урал LTD»: 1999.

2. Белоусов, В. М. История экономических учений / В.М. Белоусов, Т. В. Ершова. Ростов н/Д: 1999.

3. История экономических учений /под ред. А.Г. Худокормова. - М.: 2004.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чем заключается основная идея маржинализма?

2. Сформулируйте «законы Госсена».

3. Какие методы экономического анализа характеризуют сущность «маржинальной революции»?

4. Раскройте суть деления Менгером благ на блага низшего и высшего порядка по принципу комплементарности.

5. Как О. Бём-Баверк трактует категорию ценность и принцип убывающей полезности, исходя из своего примера об одиноком поселенце?

6. В чем новизна характеристики рыночной цены в трактовке А. Маршалла?

7. Какими факторами обусловлена эластичность спроса?

Модуль 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ РЕГУЛИРУЕМОЙ (СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ) РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Тема 3.1. Кейнсианство и посткейнсианство

I. Задания для самостоятельной работы

1. Используя рекомендуемую литературу, найти определение следующих понятий: национальный доход, совокупный эффективный спрос, основной психологический закон, склонность к сбережениям, предельная склонность к потреблению, мультипликатор инвестиций, полная занятость, экономический рост, макроэкономика. Представить их в письменном виде

2. Подготовить доклад на тему: «Дж. М. Кейнс – архитектор макроэкономики».

3. Составить конспект фрагмента из работы Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», который содержится в хрестоматии учебника Белоусов В.М., Ершова История экономических учений. Ростов-на-Дону, 1999.

4. Принять участие в учебной конференции на тему: «Методологические, теоретические и практические новации в работе Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег».

I. План семинарского занятия

(Форма обучения очная)

1. Теория регулируемого капитализма Дж. М. Кейнса.

2. Практические рекомендации Кейнса по антикризисному регулированию рыночной экономики.

3. Теория экономического роста Р. Харрода и Э. Хансена.

4. Неокейнсианские теории экономического роста У. Ростоу, Е. Домара, Дж. Робинсон.

II. Рекомендации по выполнению заданий

Наши рекомендации