Практические исследования возрастных и индивидуальных возможностей детей в обучении.
В середине 19 века возник круг проблем, которые требовали включения психолога. Большой процент детей, поступающих в школу не осваивали школьной программы. Возник вопрос: "Почему?". Психологи, включаясь в эту проблему, говорят: "надо менять программу обучения, подстраиваясь под индивидуальные особенности учащихся". Активно исследовалась проблема утомления. Как обучение влияет на развитие ребенка, насколько посильно. Готовность ребенка к систематическому школьному обучению. Есть развития к уровню готовности девочек и мальчиков, разных слоев, разный уровень готовности у детей городских и сельских. Сделали вывод о том, что необходима специальная подготовка к школе, нужна систематичность. Эта проблема широко обсуждалась. Как, что сделать. Начали создаваться специальные методики на диагностику индивидуальных особенностей учащихся. Цель: оценка уровня готовности детей к школе. Маштабные исследования. Карл Ланге 1979 год опросил 500 городских и 300 деревенских детей. Стенли Холл 1880 году в Бостоне опросил 200 детей и разработал стандартизированный опросник оценки круга представления детей, поступающих в школу, уровень готовности к школе. Вывод: обязательное обследование всех детей перед школой. В России этим занимались Павлов, Кистяковский.
Вторая проблема - дифференциация детей в зависимости от уровня умственного развития и способности к обучению. Идея о том, что дети различаются по развитию, их надо дифференцировать до начала школьного обучения на группы и обучать по разным программам. Альфред Бине (в начале 19 века разработал методику "метрические шкалы бине-симона" 1905 год - 1 редакция, 1908, 1911 она не очень удачна), Вильям Штерн.
Выготский настаивал на том, что ребенок в процессе обучения развивается и может повысить свой iq.
Психология образования выделилась как самостоятельная во второй половине 19 века. Тогда названия были разные: и педагогическая психология, и экспериментальная педагогика, и практическая педагогика. Этому способствовало введение всеобщего начального образования во всех развитых странах (США, России, в Европе). Первая страна, которая шла впереди - Германия.
Возникла потребность теоретического обоснования на результате обследований. Получили много фактов, это надо было обобщить. Благодаря Стэнли Холлу возникла Педология - наука о развивающемся, растущем человеке, охватывающая все его социально биологические особенности (Арямов 1928 год). Выготский, Блонский, Басов, Фортунатова и другие. Педологию закрыли, в связи с недовольством руководителей стран, а ее сторонники были репрессированы.
С 1936 года был запрет на психологические исследования, слово "тест" был запрещен.
Темы семинара
· Техники и методики эффективного запоминания
· Техники и методики развития логического мышления
· Техники и методики развития коммуникативной компетентности (общение со сверстниками, со студентами на факультете, дома)
· Техника быстрого чтения
Техники и методики эффективного запоминания.
Способы улучшения памяти:
1. Постоянно учить что-то новое (танец, язык и так далее)
2. Необходимо высыпаться
3. Занятия спортом (бег повышает приток крови к мозгу, плавание также предотвращает ухудшение памяти).
4. Правильное питание (зеленый чай - суперпродукт, улучшающий память, орехи, океанская рыба, оливковое масло, горький шоколад, яйца, помидоры, черника, апельсиновый сок, особенно с утра).
5. Играть (шахматы, судаку, кубик Рубика)
Приемы для лучшего запоминания информации:
· Думать, любая информация должна быть осмысленна и оценена. Делать конспекты.
· Интерес к материалу повышает продуктивность запоминания. Осознайте, чем полезна будет вам данная информация.
· К предстоящей работе с материалом надо готовиться. Предварительно прочитать на эту тему что-либо популярное, посмотреть фильм обсудить с друзьями.
· Не следует перегружать информацией память за короткий промежуток времени.
· Не следует учить друг за другом похожие предметы.
· Повторять. (после прочтения, через полчаса, через день, через 2-3 недели).
· Необходимо бороться с забывчивостью.