Учет вожатым возрастных и индивидуальных особенностей детей в лагере 15

СЕКРЕТЫ

ВОЖАТСКОГО

МАСТЕРСТВА

учет вожатым возрастных и индивидуальных особенностей детей в лагере 15 - student2.ru пособие в помощь начинающим вожатым

учет вожатым возрастных и индивидуальных особенностей детей в лагере 15 - student2.ru

Петрозаводск

Год

учет вожатым возрастных и индивидуальных особенностей детей в лагере 15 - student2.ru

Папушина Д.А. Секреты вожатского мастерства: памятка начинающим вожатым/ Д.А. Папушина под редакцией Шевелевой Н.В.– Петрозаводск, 2014 г.

Данная работа посвящена секретам вожатского мастерства и раскрывает основные особенности деятельности вожатого в современном детском лагере.

Пособие предназначено для начинающих вожатых.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОБРАЩЕНИЕ К ВОЖАТОМУ............................................................................. 4

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ВОЖАТОМУ О ЛАГЕРЕ?...................................................... 5

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ВОЖАТОГО.................................................... 5

ЗАПОВЕДИ ВОЖАТОГО.................................................................................... 7

КОДЕКС ВОЖАТОГО........................................................................................ 8

ЭТИКА ВОЖАТОГО.......................................................................................... 11

УМЕНИЕ УСТАНАВЛИВАТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ДЕТЬМИ, КОЛЛЕГАМИ, РОДИТЕЛЯМИ................................................................................................ 12

СТИЛИ ОБЩЕНИЯ ВОЖАТОГО С ДЕТЬМИ (ПОЗИЦИИ).................................... 13

ЗАДАЧИ ВОЖАТОГО В ЛАГЕРЕ....................................................................... 14

УЧЕТ ВОЖАТЫМ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ЛАГЕРЕ 15

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОЖАТЫХ, СОПРОВОЖДАЮЩИХ ДЕТЕЙ................................ 19

БАГАЖ ВОЖАТОГО.......................................................................................... 23

СЕКРЕТЫ НАЧАЛА И ОКОНЧАНИЯ ЛАГЕРНОГО ДНЯ....................................... 24

ЕЖЕДНЕВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ........................................................................... 26

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕЧЕРНИХ ОГОНЬКОВ.......................................................... 27

30 ОСОБЫХ СИТУАЦИЙ В ЛАГЕРЕ. СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ.................. 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................ 41

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................... 42

ОБРАЩЕНИЕ К ВОЖАТОМУ

Вожатый – профессия – птица,

Труднее ее не сыскать.

С какою другою работой сравнится –

Ребячьи сердца зажигать!

Основная задача детских лагерей - научить детей общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, развить их творческие способности, снять комплексы, избавить от скованности. Постоянная смена творческих видов деятельности обширный выбор способов самореализации позволяют сделать отдых детей более насыщенным и интересным.

Хорошая работа вожатого - это не только полная физическая отдача, но и огромное моральное удовлетворение. И от того, насколько грамотно вожатый сможет построить свою работу, зависит очень многое.

Вожатый - профессия, которая даже не является профессией педагогической, скорее, это некое призвание, состояние. Вожатый - ключевая фигура в процессе воздействия на ребенка. Ведь именно он является самым значимым взрослым для каждого ребенка в этот летний месяц.

Человек, который берет на себя ответственность быть вожатым, должен знать и уметь многое или обязан этому учиться. И учиться очень быстро.

Вожатый от слова «вожак» - ведущий за собой.

Отношения между детьми и вожатым строятся на взаимном доверии и уважении, необходимо дать детям четко понять, что вожатый не дружок, с которым можно общаться, как вздумается, но не жестокий надзиратель, которого нужно бояться.

Успех вожатого - в умении стать своим для ребят. Он не строгий педагог, придирчиво следящий за каждым шагом, он тот взрослый, который понимает, доверяет, уважает, придумывает вечно что-то интересное и участвует во всем вместе с детьми и на равных с ними. Заслужить авторитет и любовь ребят непросто. Это должно стать результатом той работы, организующей детей, воспитательной, которую они примут за дружбу.

Очень тяжело бывает в лагере вожатому, который работает в первый раз, для этого и существуют подобные пособия. Они помогут не растеряться новичку - вожатому при работе с детьми.

 
  учет вожатым возрастных и индивидуальных особенностей детей в лагере 15 - student2.ru

Хозяйственные

- обеспечивает сохранность лагерного имущества;

- получает в установленном порядке материальные ценности, необходимые для обеспечения жизнедеятельности отряда и каждого ребенка и несет ответственность за их сохранность.

Оздоровительно-спортивные:

- организация и участие своего отряда в оздоровительных мероприятиях на воздухе;

- обеспечение участия отряда в общелагерных спортивных мероприятиях.

Повышение педагогического мастерства:

- принимает участие в совместном обсуждении отрядных и ключевых дел смены; - консультируется с психологом в случае необходимости.

Вспомогательные:

- поддерживает контакт отряда с другими отрядами, всеми службами лагеря;

- обеспечивает выполнение плана отряда совместно с другими отрядами;

- оформляет вместе с детьми отрядное место общего сбора, отрядный уголок;

- определяет уровень развития временного детского коллектива,

психологическое состояние детей, определяет их индивидуальные

особенности;

- корректирует план работы отряда, принимает участие в корректировке плана лагеря.

Учебно-методическое:

- проходит подготовку к работе в лагере, самостоятельно работает с

литературой по тематике смены;

- анализирует свою работу, отчитывается на совете вожатых, педсовете,

оценивает работу других вожатых;

- изучает опыт работы других вожатых, использует его в своей практике, применяет в своей работе различные методики, виды диагностики; Ведет индивидуальную работу с детьми и подростками своего отряда.

ЗАПОВЕДИ ВОЖАТОГО

Крайностейвожатого

1. Вожатый – ноль

2. Вожатый – терминатор

3. Вожатый - Наполеон

4. Вожатый – вольнодумец

5. Вожатый – отдыхающий

6. Вожатый - романтик

7. Вожатый – террорист

8. Вожатый – экспериментатор

9. Вожатый – конформист

10. Вожатый – старослужащий

Мечтанийвожатого

1. Стать «пионером» в лагере

2. Сон в летнийдень

3. Жареная картошка или пельмени с кетчупом (в общем то, что в лагере не бывает) на 21 день смены

4. Самоорганизующиесяребята с идеальнымповедением

5. Передвижения отряда по лагерю исключительно ровным строем под дружную отрядную песню

6. 30 тарелок, вылизанныхязыками, послеобеда

7. Искупаться, а не быть говорящим буйком

8. Услышать тишину в первую минуту после отбоя

9. Иметьвовсёмпервыйотряд

10. Получить огромную зарплату

Ошибоквожатого

1. Соревнование с напарником или вожатым другого отряда

2. Открытые конфликты или обсуждение начальства и их действий при детях

3. Неискренность и лицемерие по отношению к ребятам

4. Курениепридетях

5. Отчитываниепровинившихсяприлюдно

6. Психологическоевмешательство в жизньребёнка

7. Чувство юмора на грани с пошлостью, хамством

8. Бестактное поведение, ответ грубостью на грубость детей

9. Непоследовательность в действиях, установление двойных стандартов

10. Стремление заработать дешёвый авторитет, потакая капризам детей

учет вожатым возрастных и индивидуальных особенностей детей в лагере 15 - student2.ru

Этика вожатого

Этика вожатого - это особый кодекс чести вожатого, разного рода памятки, указывающие пути и формы поведения вожатого по отношению к детям, к коллегам по работе, к родителям.

Внешний вид вожатого.

Он оценивается прежде всего по тому, соответствует ли внешний облик конкретной ситуации, в которой оказался вожатый (спортивное мероприятие, встреча родителей в родительский день, поход и т. д.) Аккуратность, продуманность в одежде - это визитная карточка вожатого, особенно при первой встрече с ребятами и их родителями перед отправлением в лагерь. Внешний облик вожатого кроме простого, опрятного костюма, определяют подтянутость, собранность движений, естественность манер, доброжелательность, приветливое выражение лица, внимание всем и каждому ученику отдельно. Угрюмое, раздраженное и тем более «отсутствующее» выражение ляда вожатого недопустимы в общении с детьми, коллегами, старшими, родителями детей. Вежливость, уважение, требовательность, строгость, разумная любовь, постоянная забота, внимание, чуткость, тенденция к защите более слабого. Стиль взаимоотношений между вожатым и воспитанниками должен располагать к взаимному доверию, уважению, взаимной симпатии. Позиция вожатого зависит от возраста воспитанников.

Культура речи вожатого.

Человек, который работает с коллективом детей, просто обязан обратить особое внимание на культуру своей речи. Вожатый должен научиться использовать грамматически правильные конструкции предложений, лексическое богатство и выразительность родного языка. Важным моментом в устной речи является отчетливое произношение слов, правильная интонация (паузы, логическое ударение), а также умение ясно и выразительно читать литературный текст. Категорически запрещается использовать нецензурные выражения и слова-паразиты, например: «ну», «понимаешь», «вот».

Следует помнить, что в общении с детьми недопустим повышенный, раздражительный тон. Криком или, наоборот, грозным молчанием трудно добиться от детей желаемого результата. Они, скорее всего, перестанут воспринимать слова своего воспитателя, появится психологический барьер между ними. Наладить испорченные отношения гораздо труднее, чем сдержаться и какой-то конкретной ситуации и попробовать решить проблему мирным путем. Воспитателю всегда надо помнить, что ребёнок - это развивающаяся личность, которой нужно помогать формировать характер и обучать общечеловеческим ценностям, и новее не требовать идеального поведения и четкого выполнения всего, что говорит вожатый. Поэтому следует избегать публичных замечаний, обсуждения поступков ребенка, а тем более иронии по отношению к детям. Ребенку всегда можно тактично объяснить, что он сделал неправильно и почему не следует так поступать в дальнейшем. Разговор наедине с максимумом такта, сердечности и терпения принесет больше результатов, чем публичное осмеяние или категоричные запреты.

умение вожатого устанавить взаимоотношения с детьми, родителями и коллегами

Задачи ВОЖАТОГО в лагерЕ

Задачи вожатого в орг.периодпериод:

• организовать деятельность, деловое и творческое общение с целью удовлетворения информационного поиска;

• познакомить с правилами проживания в лагере, режимом дня;

• обеспечить психологическую защищенность ребят;

• удовлетворять потребность в совместной деятельности, стремление к самостоятельности;

• помочь в формировании официальной структуры (отрядного самоуправления), выработки норм, требований коллектива по отношению к каждому члену коллектива и перспектив совместной деятельности (коллективное планирование);

• способствовать проявлению ребят в лучших своих качествах и нахождению своего места («удобной» для себя ниши) в нарождающемся сообществе сверстников.

Задачи вожатого в основной период:

• способствовать гуманизации деловых отношений, приводя их к образцу «забота друг о друге»;

• оказать помощь в реализации каждого ребенка через деловые, общественные отношения;

• организовать коллективно-творческую деятельность интересную для ребят, в соответствии с возрастными потребностями;

• активизировать работу отрядного самоуправления, помочь в организации деятельности ребятам-организаторам;

• способствовать укреплению авторитета отряда.

Задачи вожатого в заключительный период:

• анализировать состояние, причины и прогнозировать развитие отношений;

• способствовать единству отряда, для чего: вывести частные мнения и оценки из внутренней сферы на арену широкого демократического обсуждения; добиться единства оценок и мнений по наиболее важным вопросам жизни и отношений в отряде; определить ближайшую возможную коллективную деятельность, актуальную в данной ситуации для каждого и для всех, способствовать успеху этой деятельности.

В поезде

Четко соблюдайте пункты и их последовательность:

1. Не опаздывайте

2. На вокзале подойдите к стенду «Терминал» и зарегистрируйтесь у представителей фирмы и у старшего по отъезду.

3. Оставьте свои вещи в одном общем для всех вожатых месте, под присмотром близких или одного из участников группы.

4. Наденьте униформу: футболку, бейсболку, бейдж.

5. Приготовьте для работы планшет, ручку (карандаш), свою собранность, внимание, сдержанность, улыбку, терпение и хорошее настроение.

6. Без предупреждения старшего по отъезду, не покидайте место встречи.

7. Уточните время инструктажа.

8. Прослушайте последние наставления по приему и сопровождению детей и задайте волнующие вас вопросы, больше шанса может не представиться.

9. Получите табличку с номером вашего вагона и папку с деньгами (на постельное белье туда и обратно, непредвиденные расходы) и списками детей:

- с указанием места в вагоне

- с перечислением необходимых документов

10. Место, где вы будете регистрировать детей, вам покажет старший по отъезду либо представитель «Терминала».

11. Из двух людей сопровождающих вагон один держит табличку, а другой отмечает детей по списку, в котором указан перечень документов, а также просит запомнить ребенка его место в вагоне.

12. Документы сопровождающий только проверяет, собирать их не надо. Посоветуйте родителям, после проверки сложить все справки и путевку в пакет или файл и положить на дно чемодана или другое отдельное место, которое ребенок хорошо запомнит, а также наказать детям не доставать их во время пути.

Запомни!

· При работе с детьми и их родителями будьте вежливы, терпеливы, внимательны (по ситуации), оптимистичны и главное УЛЫБАЙТЕСЬ. На вопросы, непонятные для вас, попросите ответить представителей «Терминала», их всегда можно найти у стенда в центре площади.

· Проверьте полный перечень документов. Пока каждый документ не увиден вами, ребенок в списке не отмечается, а значит, он не принят.

В автобусе

§ Дети не должны занимать самые последние сидения в автобусе - места для вожатых.

§ Слабых детей, которых укачивает, лучше посадить на передние сиденья.

§ Какие бы игры не проводились, детям вставать с мест категорически запрещено.

§ Пить воду и есть привезённые запасы провизии разрешайте только во второй половине пути в случае необходимости..

§ Если ребёнок запросился в туалет - скажи водителю, он выберет место для остановки.

§ По окончании пути (после остановки автобуса), всех детей необходимо по команде организовать на выход из автобуса и на построение перед ним до следующих указаний старшего вожатого.

§ Проследите, чтобы в салоне не оставалось фантиков и другого мусора (для этого во время пути можно выделить под мусор пакет).

учет вожатым возрастных и индивидуальных особенностей детей в лагере 15 - student2.ru

учет вожатым возрастных и индивидуальных особенностей детей в лагере 15 - student2.ru

Обычное спонтанное расположение ребят в автобусе

И еще раз, кратко...

Перед автобусом:

1. Отправитьдетей в туалет

2. Проверить наличие детей по списку.

3. Добыть мусорные пакеты(как для мусора, так и для тошнотиков).

4. Помочьрасположитьдетямвещи.

5. Милоулыбатьсяродителям.

6. Добыть какие-нибудь леденцы или что-нибудь от тошноты.

7. Предложить потенциально тошнящим сесть на передние места. Принятьпротивотошнотныесредства.

8. Вообще посмотреть за рассадкой детей. Как правило плохо когда кто-то остаётся в одиночестве. Если есть возможность постараться избежать этого. Может сесть самому рядышком.

В автобусе:

1. Рассказатьдетямправилаповедения:

§ Не сорим(вот мусорные пакеты ..)

§ Не открываем окна слева/справа тоже не всегда можно

§ Невысовываемголовуизокна

§ Неходимпопроходу

§ Не сидим на сидениях на коленках(лицом против движения)

§ Если что-то нужно/вам плохо - сигнализировать об этом - не надо терпеть и мучиться

2. Контролировать ситуацию. Делать замечание буйным и нарушающим правила. Подбадриватьскучающих.

3. Проводить игры. Иногда не обязательно делать это непрерывно, вполне можно давать время ребятам и поговорить сдруг другом.

4. Узнать у водителя будет ли техническая (в туалет сходить) остановка. Если она случится провести её. Перед выходом объяснить, что дорогу мы не перебегаем(если это необходимо вы сами организуете переход через дорогу). Девушки с МарьейИвановнойидутнаправо, мальчики с … налево.

Итак, еслиехатьдолго...

До посадки проследить, чтобы дети имели кофты, штаны в салоне автобуса, продукты питания и другие необходимые вещи, чтобы не останавливать автобус.

1. Следить, чтобы все чувствовали себя удобно на своих местах.

2. Знакомить детей с водителем, с остальными вожатыми.

3. Прикрепляет детям бэджи с булавками.

4. Объясняет что во время езды нельзя:

§ передвигаться;

§ кушать (будетотдельнаяостановка);

§ высовыватьруки, головы;

§ ломатьсидения;

§ кричать, шуметь.

5. Раздает кульки-пакеты, объясняя, что нельзя.

6. Когда делается остановка для туалета, добивается чтобы ВСЕ вышли. Выходит первым и строго следит, чтобы дети не переходили дорогу самостоятельно.

7. До остановки в туалет объясняет, что на таможне ведем себя исключительно тихо, чтобы быстрее отпустили. Никто не переходит улицу, садятся на свои места. После туалета – руки мыть.

8. Девочекпропускаютвперёд (легенда).

9. Перед тем как кушать, опять, надо мыть руки. Бумагисобираемзасобой.

10. Когда выходим из автобуса – не забываем вещи, контролируем.

11. Все время считаем детей, когда садимся в автобус.

12. Если остановился автобус и дети вышли подышать свежим воздухом, не разрешаем детям покупать у местных бабушек шаурму, баклаву и т. д. и т. п., чтобы избежать отравлений, а также нельзя рвать и кушать не мытые персики, яблоки, если мы остановились на обочине сада.

учет вожатым возрастных и индивидуальных особенностей детей в лагере 15 - student2.ru БАГАЖ ВОЖАТОГО

Вожатый отправляется на работу в летний детский лагерь как минимум на одну лагерную смену, т. е. на 21 - 25 рабочих дней. Конечно, сначала надо продумать, что понадобится самому вожатому, чтобы не испытывать дискомфорта на новом месте жительства. Не следует брать очень много одежды, лагерь - это не подиум, где вы работаете моделью. Вам надо позаботиться о выборе одежды с учетом частых перемен климата в средней полосе России. Одежда обязательно должна быть удобной. Понадобится как спортивная экипировка (спортивные мероприятия, походы), так и нарядная (родительский день, торжественные мероприятия). Средства гигиены, лекарства и мази от комаров лучше привезти из дома. Вам пригодятся будильник, свисток, свечи, батарейки, нитки, иголки, ножницы, булавки.

Но не забывайте, что вы направляетесь на работу с детьми, а значит на творческую работу. Для осуществления ее в полном объёме надо захватить из дома некоторые вещи:

§ набор конкурсов, игр для разных возрастов (вы не знаете заранее, с какими детьми вам придется работать);

§ набор методической литературы;

§ гаджеты, диски с песнями известных исполнителей и записями мультфильмов, фильмов.

§ набор мелких сувениров (это могут быть ненужные мягкие игрушки, игрушки из «Киндер-сюрпризов», блокноты, ручки и т. д., их можно использовать в качестве призов за участие в конкурсах);

§ интересные современные художественные книги и т.д.

§ другие предметы, которые могут вам понадобиться при работе с детьми.

учет вожатым возрастных и индивидуальных особенностей детей в лагере 15 - student2.ru СЕКРЕТЫ НАЧАЛА И ОКОНЧАНИЯ ЛАГЕРНОГО ДНЯ

Начало лагерного дня - это время от момента протирания спросонок глаз до момента поднесения ко рту первой ложки каши во время завтрака. В этот промежуток времени обычно происходит следующее: раздается сигнал «Подъем»; дети встают и, почти не одевшись, совершают перемещение к месту, где с ними проводят зарядку; физруки организуют детей на выполнение комплекса гимнастических упражнений; дети возвращаются в корпус, начинается массовая заправка постелей; затем все плещутся под водопроводным кранами; потом дети одеваются и покидают палаты; дежурные протирают пыль, чуть позже отряд собирается в одном месте, чтобы узнать, какой сегодня план на день; и, наконец, с места сбора все организованно направляются к столовой.

И так каждый день! В итоге к началу второй недели лагерной смены утро превращается в источник конфликтов и скандалов.

К счастью, в лагерях встречаются вожатые, которые знают, как избежать превращения утра в источник раздражения на весь день. Их знания держится на двух «китах»:

§ дети должны иметь навыки быстрого выполнения всех утренних режимных моментов.

§ в проведении утренних режимных моментов нужно постоянно вносить разнообразие.

Если вам захочется стать такими же вожатыми, то вам надо...

...Еще в первый-второй день смены выяснить степень самостоятельности и умелости детей в чистке зубов, завязывании шнурков, установке подушки «корабликом». Эту информацию можно получить через наблюдение за детьми в «естественных условиях».

А что касается разнообразия в проведении утренних режимных моментов, то только разбудить детей можно более чем ста способами. Среди них:громко включить музыку;сымитировать крик петуха;хлопнуть три раза в ладоши и торжественно произнести. «Вставайте, господа хорошие, вас ждут великие дела!»;организовать в коридоре джаз-рок-банду...

Можно разнообразить до бесконечности и утреннюю зарядку. Хотя упражнения будут вроде бы те же самые, их можно по-разному объявлять и объяснять.

Можно придумать комплексы: «морской», «индейский» и т.д.

Можно сопровождать упражнения стихами.

Можно вручать за лучшее выполнение зарядки переходящий вымпел - дух соревнований порой стимулирует детей лучше всего.

Можно менять места проведения зарядки.

Можно использовать танцы для проведения зарядки.

Главное - вызвать у ребят любопытство: «А что будет на зарядке сегодня?» А самое важное для детей утром - ваша добрая улыбка, ваше приветливое обращение, ваше «настроенное на оптимизм биополе».

ЕЖЕДНЕВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ

С первого дня смены по вечерам необходимо проводить ежедневную рефлексию (оценка детьми прожитого дня). Она может иметь разные формы.

«Цветопись»

Это самая распространенная форма ежедневной рефлексии в лагере. Составляется таблица: в строчках пишутся фамилии ребят из вашего отряда, в столбцах - указываются числа смены. Каждый день дети отмечают свое настроение по цветовой шкале. Она может быть такой: красный - день прошел отлично, желтый - день прошел хорошо, зеленый - день прошел не очень хорошо. По данным таблицы можно судить о настроении всего коллектива и о настроении каждого ребенка в отдельности. Можно придумать другие характеристики дня и присвоить им другие цвета, но важно не использовать очень негативных определений: день прошел отвратительно, день прошел ужасно и т.п.

«Дневник настроения»

Эта форма рефлексии используется при работе с детьми старшего и среднего (приближенного к старшему) возрасти го звена. Для каждого ребенка заводится индивидуальный дневник, в котором на каждый день смены отводится один лист. В конце каждого дня дети заполняют дневник - вписывают свои впечатления от прожитого дня. Этот метод хорош тем, что настроение ребенка не вынесено на всеобщее обозрение.

«Рожицы»

Этот метод можно использовать для младшего и среднего (приближенного к младшему) возрастного звена. Детям всегда нравится работать с яркой визуальной информацией. Задача каждого ребенка - выбрать тот рисунок, который соответствует его настроению и внутреннему состоянию на данный момент. Для проведения необходимо приготовить карикатурные рисунки веселых рожиц. Например, выражающих усталость, восторг, вину, тревогу, одиночество, злость и так далее. Рожицы развешаны по холлу и дети становятся возле той рожицы, которая соответствует настроению.

учет вожатым возрастных и индивидуальных особенностей детей в лагере 15 - student2.ru ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕЧЕРНИХ ОГОНЬКОВ

ОГОНЬКИ ОСНОВНОГО ПЕРИОДА

Огоньки проводятся в зависимости от логики и событий смены. Желательны тематические огоньки. Возможно использование «Конверта откровений», театра миниатюр, разговора на проблемную тему и т.д.

Закрепляются и корректируются морально-этические нормы поведения, корректируются отношения между мальчиками и девочками. Может быть получение новой информации.

Тематический «огонёк»

Проведение такого «огонька» необходимо в основной период смены, когда отряд становятся коллективом и начинают возникать темы, проблемы или вопросы, которые волнуют всех.

На таких «огоньках» можно затрагивать такие важные понятия как дружба, любовь, верность, честь. Стоит эти понятия подкреплять литературными образами, поэтому надо помнить, что тематический «огонёк» крайне редко бывает удачным, если желание его провести появилось спонтанно. Такие огоньки готовятся заранее, чтобы прослеживалась логика разговора, чтобы все слова и примеры звучали убедительно.

учет вожатым возрастных и индивидуальных особенностей детей в лагере 15 - student2.ru Не забудьте, что слова, сказанные на таком «огоньке», не должны остаться только словами - у «огонька» должен быть достойный финал, который позволил бы каждому участнику разговора найти свою позицию, утвердиться в своём мнении, выстроить принципы дальнейшей жизни (и не только жизни в отряде, но и в современном обществе).

«Огонек» - анализ дня

После того как в отрядный круг подсел последний человек, вожатый напоминает события прожитого дня. (Это потому, что ребенку при насыщенных днях вечером уже бывает трудновато вспомнить, что было утром).

Каждый ребенок отвечает на следующие вопросы:

§ Как ты оцениваешь каждое проведенное дело?

§ Что сегодня в нашем отряде было хорошо?

§ Что было не очень хорошо и даже плохо?

§ Что нужно сделать, чтобы стало еще лучше?

1 вариант.

Рассказ-эстафета с передачей предмета по кругу. Высказывается каждый член отряда. Этот способ заставляет задуматься над проблемой каждого, но принцип добровольности сохраняется.

2 вариант.

Обсуждение ведется но микрогруппам, после чего выступает один представитель от микрогруппы в общем кругу.

3 вариант.

«Свободный микрофон». Высказывается по очереди каждый желающий в свободном режиме. Быстрый эмоциональный анализ дня и ситуации. Появляется возможность для самореализации ребенка, его укрепление в отряде, как личности, имеется возможность диалога.

Не нужно никогда торопить, останавливать. Не страшно, если кто-то кого-то перебивает. Пусть поспорят, пусть выскажется каждый.

Дети делятся на «разговорившихся» и «неразговорившихся». Вторые начинают исчезать примерно со второго «огонька» и к концу смены их, как правило, не бывает.

Последним обычно говорит вожатый. Он оценивает работу и поведение отряда в течение дня. Завершается вечерний «огонек» песней из серии «День закончен, спать пора» и «сонной» речёвкой. Очень важно помнить, что «огоньки», на которых проводится анализ дня, вовсе не должны быть скучными и однообразными.

Существует несколько приёмов, которые позволяют избежать формальности в проведении «огонька»:

«Дом»

Вы можете строить дом из разноцветных кирпичей. Для этого нам надо приготовить «кирпичи» из темной и светлой бумаги. Цвет стен, которые возведут ребята, покажет вам, каким был прошедший день.

«Паутинка»

Берете обыкновенный моток ниток и, держа его за конец, говорите свое мнение, затем передаете нить кому-то другому, лучше тому, кто но сидит рядом с вами. Так передаете до тех пор, пока каждый не вплетется в паутину. И помните, если хоть одна нить теряется, то порвется вся паутина. Объясните ребятам, что они и есть те ниточки, из которых составляется целый узор.

«Паутинку» затем можно разорвать или разрезать и завязать па память себе или другу.

«Шляпа»

Рекомендуется проводить в период второй конфликтной зоны «пик привыкания» - 13-14 день смены.

Каждый ребенок пишет два вопроса, которые накопились за несколько дней, которые волнуют всех. Они касаются как положительных моментов, так и не очень (о каше, уборке, об удачах, проступках и т. п.). Затем все вопросы складываются в «шляпу».

На следующем этапе огонька ребенок, вытаскивая из «шляпы» вопрос, называет его и говорит о своем отношении к проблеме, событию, отношениям в отряде.

«Ромашка»

Иногда детям трудно начать разговор, поэтому вожатый может сам написать вопросы на листочках ромашки.

«Ниточки»

Перед началом «огонька» детям предлагают взять ниточку. Кусочки разноцветных ниточек могут быть разной длины 10-30 см. Во время обсуждения каждый ребенок наматывает ее на палец, высказывая свое мнение. Таким образом, выбрав нить той или иной длины, ребенок заявляет о своем желании выступить, и настраивается на развернутую оценку дня или короткую реплику.

учет вожатым возрастных и индивидуальных особенностей детей в лагере 15 - student2.ru «Дерево»

В отрядном уголке вы можете поместить ствол дерева без листьев. Вы говорите детям о том, что после каждого вечернего «огонька» на стволах деревьев будут появляться зеленые листья. На зеленых листочках будут написаны имена тех детей, которые за последний день или 2 дня были самыми - самыми, например, Саша организовала ребят на уборку, Лена помогала подружиться рассорившимся девчонкам и они ее за это благодарят и т. д. Таким образом, отражается личностный рост каждого ребенка.

Возможет вариант, что дети сами крепят листья на дерево, выбирая какой-либо из нескольких цветов, которые символизируют либо настроение ребенка, либо его оценку дня, т.е заполняется цветограмма дня.

«Письмо другу»

Рекомендуется проводить в 8-11 день смены. Участники огонька устно пишут письмо другу, родным. Переключается внимание с себя на окружающих, удовлетворяется потребность во внимании, в сочувствии других людях.

«Машина времени»

Рекомендуется проводить в середине смены, на «экватор».

Ребятам, предлагается отправиться в будущее, высказать свой взгляд на предстоящий период смены с точки зрения уже прожитых дней и перспектив, т.е. ребята рассказывают о предстоящей смене как будто они ее уже прожили до конца.

Развивает образно-ассоциативное мышление детей. Закрепляет навыки построения перспектив деятельности, творческих проектов. Ведущий может также выделить проблемы, волнующие детей.

учет вожатым возрастных и индивидуальных особенностей детей в лагере 15 - student2.ru ОГОНЬКИ ИТОГОВОГО ПЕРИОДА

«Расскажи мне о себе»

Эта традиционная форма последнего, прощального «огонька» в отряде. Каждый может услышать о себе мнение своих товарищей. Можно использовать «свободный микрофон». Тот, у кого находится «свободный микрофон», называет девочку или мальчика, от которых хотел бы услышать мнение о себе.

В завершении можно раздать каждому по небольшой звезде (или другому символу), на которой ребята напишут свои прощальные слова и пожелания следующей смене, а затем наклеить звёзды на загрунтованный ватман - это будет ваш прощальный звездопад.

Этот «огонёк» должен стать запоминающимся, самым важным событием для ребёнка. Задача педагога - поддержание высокого эмоционального настроя. Недопустимо, чтобы этот «огонёк» превратился в перечисление всевозможных обид. На нём должны быть сказаны самые тёплые, самые важные и нужные слова.

Так же недопустимо, чтобы этот «огонёк» стал массовой истерией расставания.

Пусть на этом «огоньке» будет не только обнажение душ. Напомните ребятам всё самое доброе и светлое, что происходило в отряде и на смене в целом. Вспомните лучшие номера, самые любимые песни. Заготовьте ребятам памятные сувениры от вожатых. Не сомневайтесь, это будет самым приятным подарком для них.

Дайте ребятам время, чтобы они написали вам «прощальные письма». Это неплохая диагностика, хоть и основана она на эмоциях, а не на логике.

Заготовьте несколько неожиданных сюрпризов. Если вдруг атмосфера станет совсем грустной, используйте эти сюрпризы для разрядки ситуации.

Пусть сюрпризная группа подготовит внутриотрядное награждение по номинациям, придумает каждому на память стихи - посвящения.

Если вы живёте в корпусе несколькими отрядами, сходите к ним в гости. Пусть для ребят это будет неожиданностью. Но такой поход надо подготовить. Это дело вожатых. Договоритесь, как будет проходить встреча, что вы будете на ней делать.

Пусть этот «огонёк» продлиться дольше остальных, для этого стоит начать его раньше, чем обычно. Но он не должен продолжаться до утра, ведь есть же режим дня (не забывайте, что вы педагог и отвечаете за жизнь и здоровье детей!).

«Я как в зеркала смотрюсь в людей...»

Перед огоньком проводится социометрия, анкетирование. В помещении создается эффект зеркала при помощи оформления. Говорящий и слушающий находятся в креслах друг против друга. Достигается концентрация внимания на диалоге. Тема - прожитая смена.

«Отряд для меня...»

Каждый участник огонька отвечает на вопрос «Чем стал отряд для меня за эту смену?». Осмысление детьми прожитого за смену.

Энурез.

Бывают в лагере такие дети, которые писают в кровать. Теоретически они не могут попасть в лагерь по медицинским показаниям, но практически это бывает на каждой смене. Зрелость детей в этом плане наступает в разном возрасте. Столкнувшись с такой ситуацией, вожатому главное сохранять спокойствие и принять это.самое важное - избавить ребенка от смущения и унижения сверстниками. Спокойно попросите ребенка снять постельное белье, свое собственное и заменить его. Возьмите у завхоза клеенку. Можно попросить ночную няню разбудить его около 24 часов, чтобы ребенок пописал. Позже этого времени почки работают в медленном режиме и мочи выделяется меньше. Как правило, этих мероприятий достаточно. В трудных случаях можно обратиться к врачу лагеря.

Грязнули.

Дети обычно пачкаются во время игр и другой деятельности. Они пачкают лицо, руки, ноги, одежду. Многие из них приучены следить за чистотой тела и одежды. Некоторые нет. Чтобы дети не смеялись над ними, вожатый может помочь тем, что отводит регулярное время для туалета и напоминает детям об этой необходимости.

Воровство.

Случается это практически на каждой смене. Когда обнаруживается, что ребенок украл что-то, с ним следует поговорить и указать на необходимость вернуть предмет с извинениями. Можно предложить ему поддержку и отправиться вместе с ним.при этом ваша роль - молчаливое физическое присутствие. В отряде это случилось, следует обсудить этот поступок. Руководите этим обсуждением Вы. Вы всего лишь констатируете факты: "Было украдено то-то, теперь это возвращено, хозяину принесены извинения. Такие события случаются, я не хотел(а) бы, чтобы они повторялись. Я прошу каждого из вас высказать, что вы чувствовали, узнав об этом". Выслушав ребят, сделайте вывод о том, что "это неприятная ситуация для всех тем, что она подрывает доверие друг к другу и, прежде всего, к конкретному лицу, кто это сделал. Так делать не стоит. Хочется верить, что таких ситуаций не будет". Причем напомните детям, что администрация лаге

Наши рекомендации