Возрастных психофизиологических возможностей детей

взаимосвязи планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду

(примерный комплексно-тематический план психолого-педагогической работы в средней группе детского сада)

ОСЕНЬ В ГОСТИ ПРИШЛА

Задачи Виды деятельности. Темы Познавательная деятельность Художественная деятельность Изобразительная деятельность Музыкальная деятельность
Продолжать учить и называть овощи, фрукты и ягоды. Знакомить с сельскохозяйственными машинами (трактор, комбайн, грузовик) и профессиями (тракторист, комбайнер, шофер). Воспитывать уважение к труду взрослых. «Едет с поля урожай» (овощи, фрукты, ягоды). «Кто в поле работает?» (профессии, машины). Рассказ воспитателя о сельскохозяйственных работах на селе. Беседа об овощах и фруктах. Рассматривание иллюстраций об уборке урожая. Рассказ о машинах, которые помогают убирать урожай. Ю. Тувим «Овощи» Н.Егоров «Редиска», «Тыква», «Морковка», «Горох», «Лук» Т. Глушнев «Виноград», «Тыква», «Огурцы», «Капуста» Рисование: «Огурцы и лук», «Вишенки», «Радостная осень», «Консервируем на зиму» (комбинация из яблок и ягод), «На яблоне созрели яблоки». Лепка: «Овощи для магазина» Аппликация: «Поспели яблоки в саду» (кол.) Песня: «Урожай собирай» «Паровоз» муз. Красевой «Огородная – хороводная» муз. Б. Можгиевелова
Расширять представления детей о многообразии природных явлений, о красоте осенней природы. Знакомить детей с грибами (несъедобные (мухомор) и съедобные (лисички, белый гриб, подосиновик)). «Осень – художница» (природа, погода, растительный мир, грибы, ягоды). Экскурсия по участку детского сада. Наблюдения за погодой, за изменениями в природе. Рассматривание грибов - муляжей и на картинках. Потешки «Дождик, дождик веселей». Чтение стихов об осени: Г. Новицкая «Летний сад», «Тишина». С. Маршак «Круглый год». Г. Михайлова «Как обидно…». А. Майков «Осенние листья по ветру кружат». Лепка: «За грибами в лес пойдем», «Ветка сливы» рельеф, «Ветка с осенними листьями», «Овощи для магазина». Аппликация: «Осенний ковер» из сухих листьев, «Угостим зайку морковкой». Рисование: «Красивые цветы», «Кто живет в осеннем лесу». Конструирование: из природных материалов «Грибок».   Песня: «Листья золотые» Песня-инсценировка: «Белочки» муз. З. Левиной, «Осень» муз. И. Кишко, «Дождик» муз. Б. Костенко, «Дождик», р.н.п. в обр. Попатенко.
Дать представление о перелетных и зимующих птицах. О взаимосвязи природных явлений (исчезают насекомые, улетают птицы). Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. «Птицы на юг улетают» (птицы нашего участка, зимующие и перелетные). Домашние животные (птицы). Рассказ воспитателя о птицах, почему они улетают в теплые края, какие остаются зимовать. Рассматривание фотографий «Птицы нашего участка». Рассматривание картин из серии «Наши птицы». Л.Н. Толстой «У Вари был чиж», «Хотела галка пить». Т. Рождественская «Птичий базар». Е. Благинина «Стрижи». И. Бунин «Листопад». Плещеев «Осень наступила». Потешки: «Птичий двор». Лепка: «Птичка». Рисование: «Хмурая осень», «Птицы улетают на юг», «Птичий дом – птичий двор». Аппликация: «Птичка на ветке», «Утка с утятами». Песня: «Скворушка прощается» Т. Попатенко. «Птичка» муз. Е. Тиличеевой. «Сорока» обр. Т. Попатенко. «Скок, скок, поскок» обр. Е. Туманян. «Сорока» А. Лядов. «Кукушка» М. Красев.
Итоговое занятие. Выявить и пополнить знания об осени и осенних явлениях. «Осеннее путешествие».       «Песенка о дружбе» Парцхаладзе. «Верхом на лошадке» А. Гречанинов    
Двигательная деятельность Игровая деятельность Трудовая деятельность Интегрированная деятельность Примечание  
Аттракцион: «Машины на длинных веревках везут урожай». Игра с корзинками: Сборник музыкальных ритмических упражнений и игр. Игра на внимание: «Овощи-фрукты». Игра: «Собери по признаку». Детские игры: «Что где растет?», «Покажи, что назову», «Отгадай по вкусу», «В саду, на огороде», «Мешочек-загадка». С/р игра «Приходите в гости к нам», «Что лишнее» (овощи, фрукты). Сбор урожая с грядок. Сбор семян цветущих растений. Составление букетов из осенних цветов. Уборка сухих листьев. Содержание данной деятельности определяются педагогами в зависимости от усвоения и прохождения детьми вышеперечисленных тем    
Аттракцион: «Собери грибы в корзинку». Танец с осенними веточками. Танец с зонтами, муз. В. Костенко, «Дождик», муз. Т. Ломовой. Игра: «Осень – лето. Осенняя мозаика». Упражнения в прыжках (через лужицы). «Такой листок, лети ко мне», «Съедобное – несъедобное», «Когда это бывает». Экологическая игра: «Какая сегодня погода». Сбор семян кустарниковых для подкормки птиц. Перекапывание грядок и цветников. Окапывание деревьев.      
Игра: «Гуси вы, гуси» музыкальные ритмические движения. Упражнения в беге. Игра: «Перелетные птицы». Дидактическая игра «Назови птицу», «Отгадай и назови», «Зимуют – улетают». Экологическая игра: «Горячо – холодно». Изготовление кормушек из молочных пакетов.      
Путешествие-досуг: «В осенний лес к Шуршику». Праздник: Путешествие в Простоквашино «Соберем урожай».          

Приложение № 4





Формы образовательной деятельности

(образовательная область «Безопасность»)

Разделы (задачи, блоки) Возраст* Режимные моменты Совместная деятельность с педагогом Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей
I. Бережем свое здоровье          
  1.Ценности здорового образа жизни   Мл. ср. ст, Объяснение,напоминание Беседы, обучение, Чтение Игры, Беседы, личный пример
2. О профилактике заболеваний   ср.,ст.   Объяснение,напоминание Дидактическая игра Ситуативное обучение
3. Навыки личной гигиены   Мл. ср. ст, Показ, объяснени, бучение,напоминание Упражнения, самообслуживание  
4. Поговорим о болезнях   ср.,ст.   Рассказ,    
5. Врачи – наши друзья   Мл. ср. ст,   Рассказ Рассматривание иллюстраций Рассказы, чтение
6. О роли лекарств и витаминов   ср.,ст. Тематический досуг Творческие задания Дидактические игры Продуктивная деятельность рассказ
7. Изучаем свой организм   Ст.   Рассказ- пояснение,      
II. Безопасный отдых на природе          
1. Бережное отношение к живой природе мл., ср., ст. Объяснение, напоминание Продуктивная деятельность Творческие задания  
2. Ядовитые растения и грибы   ср., ст.   обучение, Рассматривание иллюстраций Продуктивная деятельность Ситуативное обучение
3. В природе все взаимосвязано   ср., ст.   Дидактическая игра    
4. Правила поведения на природе   ср., ст. упражнения, тренинги Тематические досуги Рассказы, чтение   Объяснение,напоминание
5. Контакты с животными и насекомыми   мл., ср., ст.   Рассказы, чтение   Объяснения, запреты
6. Первая помощь   ср., ст.   Рассказы, чтение Рассматривание иллюстраций обучение,
III. Безопасность на дорогах города          
1. Устройство проезжей части   мл., ср., ст. Тематический досуг, игры обучение, Тематические досуги Беседы, упражнения, тренинги
2. «Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов и водителей   мл., ср., ст. Рассматривание иллюстраций Ситуативное обучение Дидактические игры, Настольно-печатные игры Продуктивная деятельность  
3. О работе ГАИ (ГИБДД?)   ср., ст.   обучение, чтение,   Рассказы, чтение
4. Правила поведения в транспорте   ср., ст.   Беседы, упражнения, тренинги   Объяснение,напоминание похвала
IV. Семейное благополучие          
1. Взаимная забота и помощь в семье   мл., ср., ст.   Тематические досуги   Рассматривание иллюстраций
2. Осторожно! Чужой!   мл., ср., ст.   Рассказы, чтение, тренинги   Объяснение,напоминание
3. Если ты потерялся   мл., ср., ст.   Беседы, упражнения, тренинги    
4. Осторожно! Электроприборы   мл., ср., ст.   объяснения   Объяснение,напоминание запреты
5. Огонь – это очень опасно   мл., ср., ст.   Рассматривание иллюстраций   Творческие задания
6. Правила поведения при пожаре   ср., ст.   Беседы, упражнения, тренинги Продуктивная деятельность  
7. Конфликты и ссоры между детьми   мл., ср., ст. Объяснение,напоминание Напоминание,    

* мл. – младший дошкольный возраст

ср. – средний дошкольный возраст

ст. – старший дошкольный возраст

Приложение № 5

Пример заполнения схемы

Мониторинг достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения Программы

Объект Содержание (по образовательной программе) Форма (метод/методика) Периодичность Сроки Ответственный Примечание
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками -основные физические качества (сила, ловкость, гибкость, выносливость …) методика определения физических качеств и навыков 1 раз в год май Физ.воспитатель, медсестра  
- потребность в двигательной активности наблюдение 2 раза в год Октябрь, май воспитатель, физ.воспитатель  
- выполнение доступных возрасту гигиенических процедур          
- соблюдение элементарных правил здорового образа жизни.            
…….            
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности:   умение работать по правилу умение работать по образцу умение слушать взрослого умение выполнять инструкции взрослого. Стандартизированная методика «Учебная деятельность» (Л.И.Цеханская) 1 раз в год март психолог  
наблюдение 1 раз в год май Психолог, воспитатель  

Приложение № 6

Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста

Перечень программ и технологий Смирнова Е.О., Галигузова Л.Первые шаги-М.,-2007. Григорьева Г.Г. Кроха-М.,-2007. Петрова В.А. Малыш-М.,-2002. Технологии: 1. Павлова Л.Н.Раннее детство: развитие речи и мышление.- М.,2000. 2. Павлова Л.Н.Раннее детство: познавательное развитие.- М.,2000. 3. Парамонова Л.А.Детское творческое конструирование.- М.,1999. 4. Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры. - М., 2007. 5. Казакова Т.Г.Рисуют младшие дошкольники. -М., 1990. 6. Климанова Л.Ф.Вместе с мамой (с 8 мес. до 3 лет). - М., 2000. 7. Лайзане С.Л. Физическая культура для малышей.- М., 2007. 8. Лыкова И.А. Рисование для самых маленьких. - М., 2005. 9. Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. - М., 1985. 10. Сотникова В.М. Действия с предметами и предметные игры. - М., 2006. 11.Теплюк С.И. Организация прогулок с детьми. -М.,2005.
Перечень пособий Алямовская В. Ясли-это серьезно! - М., 2000. Лямина Г.М. Развитие ребенка раннего возраста. -М., 1981. Павлова Л.Н. 365 дней и ночей жизни ребенка (1,2,3 год). - М., 2001, 2004, 2008. Печора К.Л.Сотникова В.М. Контроль за развитием и поведением детей раннего возраста. -М., 2000. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в детском саду. - М., 2008. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малышей – М., 2003. Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. – СПб., 2005. Рыкова О.В. Малыши, физкульт-привет! - М., 2006. Литвинова М.Ф. Подвижные игры и упражнения с детьми. - М., 2005.    

Год жизни

Наши рекомендации