Характеристика возрастных возможностей детей среднего дошкольного возраста

Рабочая программа

воспитателя Стельмаченок Марины Анатольевны

по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования общей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по следующим направлениям, таким как, познавательно-речевое и социально-личностное в среднем дошкольном возрасте.

(средняя группа № 15)

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.

Раздел 1. Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………..4

Раздел 2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении………………………………………10

Раздел 3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей:

3.1 «Физическая культура»……………………………………………………………………………………………………23

3.2. «Здоровье»…………………………………………………………………………………………………………………26

3.3. «Безопасность»…………………………………………………………………………………………………………....30

3.4. «Социализация»…………………………………………………………………………………………………………..33

3.5. «Труд»……………………………………………………………………………………………………………………..38

3.6. «Познание»………………………………………………………………………………………………………………..43

3.6.1. Развитие сенсорной культуры…………………………………………………………………………………...44

3.6.2. Развитие кругозора в познавательно-исследовательской деятельности в природе………………………………………………………………………………………………………………………….46

3.7. «Коммуникация»…………………………………………………………………………………………………………..51

3.8. «Чтение художественной литературы»……………………………………………………………………………….….54

3.9. «Художественное творчество»…………………………………………………………………………………………...58

3.10. «Музыка»………………………………………………………………………………………………………………….63

Раздел 4. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования……………………………………………………………………………………………………………………....65

Раздел 5. Взаимодействие педагога с семьей детей среднего дошкольного возраста……………………………………..81

Раздел 6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы

Приложение

Раздел 1.

Пояснительная записка

Рабочая программа основывается на следующие нормативно-правовые документы:

- Закон РФ «Об образовании» (проект, 2010).

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 г. № 666).

- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования от 23 ноября 2009 г. № 655.

- Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы Сан Пин 2.4.1. 2660 -10.

- Изменения №1 к Сан Пин 2.4.1.2660 – 10 «Санитарно –эпидемиолдогические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 № 164 «санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» Сан Пин 2.4.1. 2791-10

- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное начальное звено).

- Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – Спб.

- Устав МБДОУ ЦРР д/с № 587.

- Изменения (дополнения) к основной общеобразовательной программе дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому и социально-личностному развитию детей МБДОУ ЦРР- детского сада № 557, утвержденные 01.09.2010 г

Характеристика возрастных возможностей детей среднего дошкольного возраста

Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей.

В возрасте 4-5 лет интенсивно развивается костная система - становятся шире плечи у мальчиков и таз - у девочек. Позвоночник к этому возрасту уже соответ­ствует его форме у взрослого человека, но окостенение скелета еще не заканчивается, в нем пока остается много хрящевой ткани.

Движения ребенка становятся свободными, он хо­рошо разговаривает, мир его ощущений, переживаний и представлений становится гораздо богаче и разнооб­разнее

Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.
Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах ее достижения.
Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения.
Наряду с игрой у детей пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются еще недостаточно отчетливыми и устойчивыми.
Восприятие становится более расчлененным. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними.
Важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечет за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как? зачем? почему? На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к своего рода опытам, направленным на выяснение неизвестного. Если взрослый невнимателен к удовлетворению познавательных запросов дошкольников, во многих случаях дети проявляют черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.
Задачи воспитания и развития детей среднего дошкольного возраста

1. Укреплять физическое и психическое здоровье детей, развивать двигательную активность, воспитывать гигиеническую культуру, приобщать к ценностям здорового образа жизни.

2. Развивать познавательную активность, любознательность, осваивать средства и способы познания, обогащать опыт деятельности и представления об окружающем.

3. Воспитывать самостоятельность и развивать стремление к самоутверждению и самовыражению.

4. Укреплять доброжелательные отношения между детьми и дружеские взаимоотношения в совместных делах.

5. Развивать творческие проявления и воображение в художественной, изобразительной и игровой деятельности.

6. Обогащать социальные представления о людях, о родном городе, стране.

Приоритетными направлениями деятельности МБДОУ ЦРР – д/с № 587 являются:

- познавательно-речевое развитие, т.к. овладение содержанием всех образовательных областей выделенных в ФГТ, опирается на овладение ребенком и речью и эталонами и способами познавательной деятельности;

- Социально – личностное развитие, т.к. ФГТ в качестве одного из результатов ДОУ определяют социальную успешность ребенка.

Цель МБДОУ ЦРР – д/с № 587:

Обеспечить содержание и организацию воспитательно – образовательного процесса для детей дошкольного возраста, направленного на формирование общей культуры, развитие умственных и художественных способностей детей, формирование у них предпосылок у учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность и успешность в школьном обучении, сохранении и укрепление здоровья детей.

Наши рекомендации