Итоговая аттестация качества усвоения знаний
Текущая аттестация качества усвоения знаний.
Оценка качества усвоения знаний по дисциплине проводится в течение семестра в устной и письменной форме в виде:
- тестовых, проверочных и контрольных работ, содержащих вопросы репродуктивного, проблемного и творческого характера;
– заданий, требующих сопоставительного анализа различных концепций, программ, учебников по русскому языку в начальных классах;
- анализа языкового материала;
– рефератов по отельным вопросам изучаемых тем;
– коллоквиумов;
– анализа детских работ по русскому языку;
–заданий диагностического характера, позволяющих оценивать уровень овладения студентами содержанием и методами изучения дисциплины.
Система текущей аттестации направлена на обеспечение полноценной качественной подготовки студентов к итоговой аттестации.
Итоговая аттестация качества усвоения знаний
Итоговая аттестацияпредполагает экзамен, на котором определяется:
– уровень сформированности базовых лингвистических знаний;
– знание современных концепций начального языкового образования, их теоретических основ;
– степень владения аналитическими умениями в области технологий обучения детей грамоте, грамматике, правописанию и развитию речи.
Вопросы к зачету (5 семестр)
1. Предмет и задачи методики преподавания русского языка.
2. Научные основы методики русского языка и ее место среди других наук.
3. Методы обучения русскому языку.
4. Методы исследования в методике русского языка.
5. Методы обучения грамоте, их классификация.
6. Чтение и письмо – виды речевой деятельности.
7. Звуковой строй русского языка и его графика.
8. Психофизиологическая характеристика процессов чтения и письма.
9. Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте в его современном виде.
10. Сравнительный анализ современных букварей и азбук.
11. Процесс обучения грамоте. Подготовительный период.
12. Основной период обучения грамоте.
13. Работа над звуками в процессе обучения грамоте.
14. Развитие речи учащихся в период обучения грамоте.
15. Методика обучения элементарному чтению.
16. Работа над понятием «слог».
17. Обучение выделению ударного слога.
18. Уроки чтения в период обучения грамоте.
19. Русский язык как национальный язык русского народа.
20. Речевой аппарат его устройство и назначение.
21. Слог, правила слогоделения.
22. Основные орфоэпические нормы.
23. Графика. Происхождение и состав русского алфавита.
24. Система русских гласных (вокализм) и согласных (консонантизм) в артикуляционном, акустическом и функциональном аспектах.
Вопросы к зачету (6 семестр)
1. Сущность понятия «орфограмма». Виды орфограмм.
2. Принципы русской орфографии.
3. Сущность грамматических понятий. Трудность их усвоения младшими школьниками.
4. Основные этапы усвоения младшими школьниками грамматических и словообразовательных понятий.
5. Методические условия, обеспечивающие эффективное усвоение понятий.
6. Грамматические и словообразовательные упражнения, их типы и назначение.
7. Система изучения имен существительных.
8. Система изучения имен прилагательных.
9. Система изучения глагола в начальных классах.
10. Система изучения местоимений в начальных классах.
11. Морфемика как учение о значимых частях слов. Типы морфем.
12. Корни и аффиксы, специфика их семантики.
13. Общее понятие о морфологии. Грамматические значения и формы слов. Части речи как лексико-грамматические классы слов
14. Синтаксические единицы: форма слова, словосочетание, предложение (простое, осложненное, сложное), сложное синтаксическое целое (ССЦ), текст. Главные и второстепенные члены предложения, их семантика, типы и формы выражения.
15. Значение и задачи работы над морфемным составом слова и образованием слов.
16. Причины трудностей и ошибок младших школьников в разборе слов по составу.
17. Содержание и методика работы над корнем, приставками, суффиксами, окончанием.
18. Методические приемы работы по морфемике и элементарному словообразовательному анализу.
19. Разбор слов по составу. Моделирование морфемной структуры слов. Взаимосвязь упражнений по морфемике и орфографии.
20. Работа над составом слова в связи с изучением частей речи
21. Методика работы над предложениями различными по цели высказывания и интонации.
22. Ознакомление младших школьников с пунктуацией. Лингвистические критерии выбора дидактического материала для разбора по членам предложения.
23. Организация работы над усвоением содержания орфографических правил и их применением.
24. Виды орфографических упражнений, их классификация. Проведение различных видов орфографических упражнений.
25. Формирование у младших школьников навыков правописания безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слов.
26. Формирование навыка правописания падежных окончаний имен существительных, имен прилагательных, личных окончаний глагола. Основные типы орфографических ошибок.
27. Предупреждение и исправление орфографических ошибок.
28. Технологии проведения урока русского языка.
29. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка.
Вопросы к экзамену (7 семестр)
1. Русский язык как национальный язык русского народа.
2. Речевой аппарат его устройство и назначение.
3. Слог, правила слогоделения.
4. Основные орфоэпические нормы.
5. Графика. Происхождение и состав русского алфавита.
6. Система русских гласных (вокализм) и согласных (консонантизм) в артикуляционном, акустическом и функциональном аспектах.
7. Теоретические основы изучения орфографии в начальных классах.
8. Морфемика как учение о значимых частях слов. Типы морфем.
9. Морфологический строй языка.
10. Синтаксические единицы: форма слова, словосочетание, предложение (простое, осложненное, сложное), сложное синтаксическое целое (ССЦ), текст.
11. Пунктуация. Принципы русской пунктуации.
12. Лексический строй русского языка.
13. Текст как единство речевых единиц
14. Функционально-смысловые типы речи, их особенности.
15. Предмет и задачи методики преподавания русского языка.
16. Научные основы методики русского языка и ее место среди других наук.
17. Методы обучения русскому языку.
18. Методы обучения грамоте, их классификация.
19. Чтение и письмо – виды речевой деятельности.
20. Звуковой строй русского языка и его графика.
21. Психофизиологическая характеристика процессов чтения и письма.
22. Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте в его современном виде.
23. Сравнительный анализ современных букварей и азбук.
24. Процесс обучения грамоте. Подготовительный период.
25. Основной период обучения грамоте.
26. Работа над звуками в процессе обучения грамоте.
27. Развитие речи учащихся в период обучения грамоте.
28. Методика обучения элементарному чтению.
29. Работа над понятием «слог».
30. Обучение выделению ударного слога.
31. Уроки чтения в период обучения грамоте.
32. 19.Методы обучения письму.
33. Первоначальное обучение письму – содержание обучения, задачи обучения письму.
34. Методические приемы обучения письму.
35. Научные и организационные основы методики обучения письму.
36. Уроки письма в период обучения грамоте.
37. Дифференцированный подход при обучении грамоте.
38. Методика изучения основ фонетики и графики.
39. Сущность грамматических понятий. Трудность их усвоения младшими школьниками.
40. Процесс работы над усвоением понятий.
41. Методические условия, обеспечивающие эффективное усвоение понятий.
42. Система изучения морфемного состава слова в начальных классах.
43. Система изучения имен существительных в начальных классах.
44. Система изучения имен прилагательных в начальных классах.
45. Система работы над глаголом в начальных классах.
46. Психолого-лингвистические основы развития речевой деятельности.
47. Уровни работы по развитию речи учащихся.
48. Уровень текста. Устные и письменные сочинения
49. Речевые ошибки учащихся их диагностика и исправление.