Ема 11. Основы конфликтологии.
Понятие конфликта и конфликтной ситуации. Виды, функции и границы конфликтов. Психологические особенности личности, влияющие на возникновение конфликтов. Применение теории «социальных ролей» для определения причин возникновения конфликтов. Поведение индивида в условиях конкуренции. Конфликты при формировании коллективов. Методы управления конфликтами. Переговоры - универсальный метод решения конфликтов. Профилактика конфликтов. Управление поведением личности для предупреждения конфликтов. Умение вести дискуссию, логически верно аргументировано и ясно строить свою речь. Правила бесконфликтного поведения.
Модуль 3 (12-16 аудиторное занятие)
Лекции
Тема 12. Наркомания: медицинские, социальные и правовые последствия наркопотребления, признаки наркотического поведения
Наркомания как комплексная проблема. Факторы и группы риска наркотической зависимости. Механизмы развития зависимости от наркотических средств и психотропных веществ. Воздействие наркотических средств и психотропных веществ на мозг человека. Основные понятия общей психопатологии. Расстройства воображений и представлений. Расстройства мышления. Расстройства воли. Расстройства памяти.
Психофизиологические механизмы формирования зависимости. Последовательность формирования зависимости. Бредовые нарушения у наркозависимых лиц. Классификация наркотических средств, психотропных веществ и стилей злоупотребления ими. Типы зависимости. Наркотическая толерантность и абстиненция. Основные признаки наркотического поведения.
Социальные факторы и влияние среды на формирование наркотической зависимости. Психологические причины наркомании.
Тема 13. Правовые основы государственной системы профилактики незаконного потребления и оборота наркотических средств и психотропных веществ
Государственная система борьбы с незаконным оборотом наркотиков: основные направления, роль и функция органов наркоконтроля в организации правового поля противодействия наркомании и наркопреступности. Принципы государственной политики по борьбе с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков. Проблемы законодательства в сфере профилактики наркомании и наркопреступности. Основные пути и средства законодательного регулирования вопросов предупреждения незаконного оборота и потребления наркотиков. Организационно-правовые меры противодействия незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими в России и за рубежом.
Факторы, определяющие эффективность профилактических мероприятий.
Тема 14. Формы, методы и средства профилактической работы. Сущность и содержание процесса профилактики наркомании и наркопреступности. Аппаратно-программные комплексы и диагностическое оборудование, применяемые в профилактической антинаркотической работе. Добровольное наркотестирование
Цель, задачи, особенности и основные особенности процесса профилактики. Субъектно-объектные отношения в процессе профилактики незаконного потребления и оборота наркотиков. Принципы организации профилактики наркомании и наркопреступности. Характеристика и особенности организации взаимодействия субъектов профилактической работы. Первичная, вторичная и третичная профилактики – содержание профилактической работы. Профилактическое (превентивное) пространство.
Различные виды профилактической деятельности, позволяющие формировать негативное отношение к наркотикам и мотивировать человека к ведению здорового образа жизни. Профилактическая среда в образовательно-воспитательном пространстве. Различны виды и формы информирования молодежи о масштабах и реальной угрозе распространения наркомании и наркопреступности. Реабилитационные центры, творческие мастерские, спортивные секции. Пропаганда здорового образа жизни.
Использование аппаратно-программных средств в скрининговой диагностике наркотического поведения и тестировании наркотиков в организме человека. Принцип добровольности и анонимности. Законодательные аспекты обследования на наличие наркотиков в организме человека.
Методы работы аппаратно-программных средств на обнаружение наркотиков. Биорезонансная диагностика. Основы электропунктурной диагностики. Аппаратно-программный комплекс «ИМЕДИС-ЭКСПЕРТ». Применение для обнаружения наркотиков дрейф-спектрометра с селективной поверхностной ионизацией органических веществ в условиях атмосферы воздуха. Система для поляризационного флуороиммуноанализа. Аппаратно-программный комплекс на базе газовых хроматографов с плазменно-ионизационными детекторами. Метод газовой хроматографии с масселективным детектором. Тест-полоски. «Детектор лжи».
Тема 15. Особенности организации пропаганды здорового образа жизни и развитие культурно - и спортивно-массовой деятельности, антинаркотическая пропаганда и реклама
Характеристика пропаганды здорового образа жизни. Особенности мотивирования молодежи к здоровому образу жизни и занятию спортом. Развитие массовых и игровых «дворовых» видов спорта, как фактор формирования антинаркотического мировоззрения. Организация спортивных соревнований как фактор предупреждения отклоняющегося поведения.
Культурно-массовые мероприятия, научно-технические конкурсы и олимпиады, а также другие виды внеучебной деятельности по организации досуга, как важные элементы профилактики наркомании и наркопреступности в студенческой среде.
Федеральный закон № 3 – ФЗ от 08 января 1998 года «О наркотических средствах и психотропных веществах»: определение антинаркотической пропаганды. Статья 6.13 Кодекса об административных правонарушениях: незаконная пропаганда и реклама наркотиков. Социальная антинаркотическая реклама, требование законодательства к ее содержанию и размещению. Антинаркотическая реклама в электронных и печатных СМИ. Антинаркотическая реклама и пропаганда в сети Интернет. Требования к содержанию антинаркотической рекламной продукции (клипы, ролики, фильмы). Критерии оценки качества и эффективности антинаркотической рекламы и пропаганды. Пропаганда здорового образа жизни и формирование негативного отношения к незаконному обороту и потреблению наркотиков, через средства массовой информации.
Выявление фактов незаконной рекламы и пропаганды немедицинского потребления наркотиков. Критерии диагностики незаконной рекламы и пропаганды наркотиков. Аудио- и видеопродукция, относящаяся к незаконной рекламе. Психологические аспекты влияния антинаркотической рекламы на поведение молодежи.
Тема 16. Организация и технологии взаимодействия государственных организаций с общественными и религиозными объединениями в противодействии наркомании и наркопреступности. Волонтерское антинаркотическое движение молодежи
Основные задачи органов управления образованием и здравоохранением в организации системы профилактики наркомании в молодежной среде.
Организация круглых столов, конференций, координационных семинаров в вопросах выработки общей позиции в противодействии наркомании и наркопреступности. Деятельность общественных организаций, работающих в сфере профилактики наркомании и наркопреступности. Роль созависимых лиц в организации превентивного влияния на наркозависимых лиц.
Влияние спортивных, молодёжных и религиозных организаций в профилактике наркомании и социально-психологической реабилитации лиц, зависимых от наркотиков. Формирование волонтёрского движения в условиях образовательной среды. Участие учащихся и студентов в профилактических антинаркотических мероприятиях. Принцип «равный-равному» в пропаганде здорового образа жизни и профилактике наркомании. Опыт проведения антинаркотических мероприятий с участием волонтёров и представителей общественных и религиозных организаций.
Реабилитационные центры духовной направленности. Методики социальной реабилитации с участием общественных и спортивных организаций.
Зачетные проекты: рефераты, видео/аудио-ролики, PowerPoint-презентации, плакаты, малые литературные формы.
Темы зачетных проектов:
1. Здоровье как физическое, психическое и социальное благополучие человека.
2. Понятия: психофизиологическая и социально-психологическая адаптация, факторы их определяющие.
3. Биосоциальные аспекты и критерии индивидуального здоровья.
4. Ощущение и восприятие в управлении жизнедеятельностью личности.
5. Гармоничное развитие личности (оптимальная биосоциальная адаптация) как основа здорового образа жизни.
6. Здоровый образ жизни и проблемы психосоциальной адаптации.
7. Понятие личности в психологии и педагогике. Потребности и мотивы как факторы активности личности.
8. Понятие здорового образа жизни.
9. Понятие девиантного поведения.
10. Классификация девиантного поведения.
11. Ментальность (психологическая устойчивость и духовность) – как основа формирования личности.
12. Поведение во время конфликта. Выход из конфликта с позитивным жизненным опытом.
13. ВИЧ/СПИД и болезни, передаваемые половым путем.
14. Сектантство и новые религиозные культы.
15. Характеристика течений молодёжной субкультуры.
16. Группы риска развития девиантного поведения.
17. Наркотические средства и психотропные вещества: понятие, виды и медицинские последствия от их потребления.
18. Социально-психологическое содержание профилактики зависимости от наркотиков.
19. Пропаганда здорового образа жизни: основные технологии реализации.
20. Медико-социальные и правовые последствия заболеваний, связанных с зависимостью от наркотиков.
21. Формы и методы организации мероприятий, направленных на антинаркотическую пропаганду.
22. Аппаратно-программные средства выявления наркотиков в организме человека
23. Реализация мер противодействия распространению наркотической субкультуры.
24. Основные современные концепции и стратегии профилактики аддиктивного поведения в молодежной среде.
25. Позитивная личностно-ориентированная профилактика аддиктивного поведения.
26. Навыки саморегуляции и стрессоустойчивости: технология формирования, особенности применения.
27. Сущность и основные уровни психической саморегуляции.
28. Характеристика негативных психических состояний человека.
29. Состояния, вызванные чрезмерной психофизиологической активностью: стресс, доминантные состояния, фрустрация, тревога.
30. Состояния, связанные с пониженной психической активностью: монотония, одиночество, «ночная психика», скука, астения, «болезненная праздность».
31. Предневротические неблагоприятные состояния: фобии, навязчивые мысли, навязчивые действия.
32. Нарушения в сфере личностной мотивации: кризис мотивации, «Кризис середины жизни».
Подготовка к тесту по модулям осуществляется в ходе аудиторных занятий. Тесты по модулям и зачет проходят во время лекционных занятий в соответствие с расписанием.
Модуль 1: с 1 по 6 аудиторное занятие. Рубежный контроль: тест по Модулю (от 0 до 20 баллов), представление оглавления (содержания) зачетного проекта, его обоснование (от 0 до 10 баллов)
Модуль 2: с 7 по 11 аудиторное занятие. Рубежный контроль: тест по Модулю (от 0 до 20 баллов), представление рабочих материалов по зачетному проекту (от 0 до 10 баллов)
Модуль 3: с 12 по 16 аудиторное занятие. Рубежный контроль: тест по Модулю (от 0 до 20 баллов), сдача зачетного проекта (от 0 до 10 баллов)
Итоговый контроль - 17 аудиторное занятие.
Заведующий кафедрой Валеологии,
профессор, доктор медицинских наук Г.И. Семикин