Программа учебной дисциплины. Направление подготовки
АНАТОМИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Направление подготовки
030300.62 - Психология
Присваиваемая квалификация (степень)
Бакалавр психологии
Форма обучения очная
Челябинск 2011 г
Содержание
1. Программа учебной дисциплины.…………………………………...…… | |
1.1. Вводная часть ……………………………………………………..…… | |
1.1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины ……………….... | |
1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата .... | |
1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ………………………...….……………… | |
1.2. Структура и содержание учебной дисциплины….…………...……… | |
1.3. Рабочая учебная программа …………………………………...……… | |
1.3.1. Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля ……………………….………………………… | |
1.3.2. Лекции …………………………………………………..……….. | |
1.3.3. Семинарские занятия……………………………...… | |
1.3.4. Самостоятельная работа студентов …………………...………... | |
1.4. Список литературы ……………………………………………..…….. | |
2.Методические рекомендации преподавателю.……………………..…… | |
3. Методические рекомендации студенту………………………..……….. | |
4.Требования (критериальные показатели) к уровням освоения программы | |
5.Фонды оценочных средств.………………..………………………...…… |
Программа учебной дисциплины
1.1. Вводная часть
1.1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины
Цель - Познакомить студентов с современными представлениями о строении центральной нервной системы.
Задачи: 1. Познакомить студентов с развитием и строением головного, спинного мозга, периферической нервной системы.
2. Познакомить студентов с принципами и особенностями структурной организации автономной нервной системы.
3. Обратить внимание студентов на интегративные системы мозга и, особенно, на построение сенсорных и пирамидных проводящих путей, а также на морфофункциональные особенности экстрапирамидной и лимбической систем и их роль в формировании психики человека.
1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина входит в естественнонаучный цикл, изучается на первом курсе. Она даёт студенту фундаментальные знания о закономерностях жизнедеятельности организма человека. Не располагая этими знаниями, психологу невозможно разобраться во всём многообразии функциональных проявлений организма, включая различные формы психической деятельности.
1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать: строение головного, спинного мозга, периферической нервной системы,
анатомию центральной и периферической части вегетативной нервной системы.
Уметь: ориентироваться в анатомических схемах центральной нервной системы
Владеть: только на основе полученных знаний можно овладеть методами оценки функциональных возможностей центральной нервной системы человека
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ООП ВПО по направлению подготовки психолога_:
а) общекультурных (ОК)
ОК-2 –понимание современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии
б) профессиональных (ПК)
ПК-2 - отбор и применение психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией
1.2. Структура и содержание учебной дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, общий объем часов -144, в том числе:
· лекции 36 час.;
· семинарские занятия - 18 часов;
· самостоятельная работа 90 час.
Форма контроля – экзамен. Семестр – первый
Содержание дисциплины:
- Общая анатомия нервной системы
- Спинной мозг и спинномозговые нервы - Автономная (вегетативная) нервная система - Головной мозг (особенности развития, ствол мозга, черепные нервы, мозжечок, промежуточный мозг, конечный мозг) - Проводящие пути центральной нервной системы (внутренние связи головного и спинного мозга, сенсорные проводящие пути, проводящие пути пирамидной и экстрапирамидной системы, проекционные связи мозжечка, связи лимбической системы) - органы чувств |
1.3. Рабочая учебная программа
1.3.1. Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля
Таблица 1
Разделы дисциплины, виды, объем занятий и формы контроля (второй семестр)
№ | Наименование разделов, тем дисциплины | Объем в часах по видам учебной работы | ||||
Всего | Л | С | Самостоятельная работа | Формы контроля успеваемости | ||
Общая анатомия нервной системы | Тест | |||||
Развитие центральной нервной системы | Тест | |||||
Анатомия спинного мозга | Собеседова-ние | |||||
Периферическая нервная система | Собесед. | |||||
Автономная (вегетативная) нервная система | Тест | |||||
Анатомия ствола головного мозга | Собеседован. | |||||
Черепные нервы | Собесед. | |||||
Промежуточный мозг | Собесед. | |||||
Конечный мозг. Проводящие пути | Тест | |||||
Базальные ядра. | Тест | |||||
Итого |
(Л – лекции; С – семинары; СРС – самостоятельная работа студентов)
1.3.4. Самостоятельная работа студентов
Таблица 4
Состав и объём самостоятельной работы студентов
Номер раздела или темы | Тема СРС | Коли- чест-во часов | Литература (ссылка на номер в списке лит-ры) и/или электронный источник (ссылка на номер источника) | Формы контроля успеваемости |
Общая анатомия нервной системы | Основная:2,3 Дополнит.-6 | Собеседование | ||
Развитие центральной нервной системы | Основная:2,3 Дополнит.-6 | Собеседование | ||
Анатомия спинного мозга | Основная:1,4,6 Дополнит.6 | Собеседование | ||
Периферическая нервная система | Основная:2,3,4,6 Дополнит.:3,6 | Собеседование | ||
Автономная (вегетативная) нервная система | Основная:1,2,3, Дополнит.2 | Собеседование | ||
Анатомия ствола головного мозга | Основная:4,6 Дополнит.:6 | Собеседование | ||
Черепные нервы | Основная:1,2,3 Дополнит.:2,3 | Собеседование | ||
Промежуточный мозг | Основная:2,4 Дополнит.:2,3,6 | Собеседование | ||
Конечный мозг. Проводящие пути | Основная: 1,2,3,4,5,6 Дополнит.-6 | Тест | ||
Базальные ядра. | Основная: 4,6 Дополнит.:6 | Тест | ||
Мозжечок. Органы чувств. | Основная: 4,6 Дополнит.:4,5,6 | Тест | ||
Итого |
1.4. Список литературы*
а) Основная литература:
1. Моренков Э.Д. Морфология мозга человека. М., 2005
2. *Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков-М.,Изд-во «ACADEMIA»,2006.
3.*Сапин М.Р., Брыкин З.Г. Анатомия и физиологии детей и подростков. М., 2009.
4.Синельников Р.Д., Синельников Я. Р. Атлас анатомии человека. 4 том (учение о нервной системе и органах чувств. Издание второе стереотипное). - М. «Медицина»,1996.
5.Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростов. М., 2008.
6. Abobe Reader CE -[ Атлас анатомии человека том 4 Синельников 1996. pdf ]
б) дополнительная литература
1. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М., 1991.
2. Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. Спб., 1994.
3. Бехтерева Н.П. О мозге человека. Спб., 1994.
4. Блум Ф., Лейзерюк А., Хофсшедтер Л. Мозг, разум и поведение. М., 1988.
5. Вартакян И.А. Физиология сенсорных систем. Спб., 1999.
6. Козлов В.И. Анатомия нервной системы. М, 2004
*– Данные источники имеются в научной библиотеке ЧелГУ.