Рабочая программа дисциплины. Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция

Политология

Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция

Направленность (профиль) Уголовно-правовая, гражданско-правовая

Присваиваемая квалификация Бакалавр

Форма обучения заочная

Для группы КЮЗС-101-105

Костанай 2016 г.

Рабочая программа дисциплины составлена:

Нуртазеновым Т.К., к.и.н, профессором кафедры СГЕНД _______________,

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция», утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04 мая 2010 г. № 464

Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

Протокол № 2 от «13» сентября 2016 г.

Зав. кафедрой __________________ Э.М.Карасева

Рабочая программа дисциплины рассмотрена Учебно-методическим советом Костанайского филиала ФГБОУ ВО «ЧелГУ»

Протокол № 1 от «22» сентября 2016 г.

Председатель УМС __________________ Н.А. Нализко

Структура рабочей программы соответствует приказу ректора ФГБОУ ВО «ЧелГУ» от «__» _____ 20__ г. № ______ «Об утверждении шаблонов документов»

1. Общие сведения

1.1. Характеристика дисциплины:

1.1.1 Назначение дисциплины:

Как и всякой науки одно из главных назначений «Политологии» - удовлетворение познавательно интереса. Практическая направленность политологии выражается в том, что она способна вырабатывать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития политической жизни общества. «Политология» помогает вырабатывать в обществе определённые ценности и идеалы политической жизни. К ним относятся ценности свободы, социальной справедливости, развитие демократии.

1.1.2 Цели дисциплины:

Целью изучения курса «Политология» является знакомство с предметом политологии, её местом в системе наук о политике. Цель курса состоит так же в изучении истории возникновения и развития теоретических знаний о политике. В ней рассматриваются существующие теории власти, анализируются политические системы и режимы, а так же такие политические институты как государство, политические партии, общественно-политические движения. Особое место занимают исторические типы и особенности современной демократии.

1.1.3 Задачи дисциплины:

Задачи изучения курса «Политологии» сводятся к следующему:

- знакомство студентов с учениями о политике, государстве и демократии наиболее известных истории философов, мыслителей прошлых эпох и современности;

- формирование у студентов теоретического мышления и исторического сознания политической культуры как составной части общей культуры человечества;

- воспитание у студентов умения сопоставлять и оценивать политические идеи мыслителей разных эпох;

- современные переосмысление и понимание логики развития научной мысли.

1.2 Место дисциплины в структуре образовательной программы. Данная дисциплина входит вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла.

1.2. 1 Пререквизиты:

Для изучения дисциплины «Политологии» студенты должны обладать знаниями, полученными студентами в ходе их предшествующей учебы по дисциплинам «История Казахстана», «Философия», «История права Казахстана» и др.

1.2.2 Постреквизиты:

Данная дисциплина является необходимой основой для углубленного изучения дисциплин профессионального цикла.

1.3 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Коды компетенции (по ФГОС) Результаты освоения ОП Содержание компетенций согласно ФГОС Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ОК-1 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания Знать: - закономерности политического развития общества; - основные понятия и категории, закономерности развития общества и мышления. Уметь: - применять понятийно-категориальный аппарата, основные законы политической науки в профессиональной деятельности; - ориентироваться и анализировать процессы и явления, происходящие в обществе. Владеть: - навыками выражения своих мыслей и мнения в межличностном и деловом общении; - навыками целостного подхода к анализу проблем общества.
ОК-4 способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь
ОК-6 имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону
ОК-7 стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства
ОК-9 способен анализировать социально значимые проблемы и процессы
ОК-11 владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией
ПК-9 способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина
ПК-16 способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности Знать: - самостоятельно пополнять свои знания и умения с учетом изменений в современном обществе. Уметь: - логично и аргументировано излагать свою речь; - уметь применять научные методы при решении профессиональных задач. Владеть: - навыками работы в команде; - навыками по планированию своей деятельности, решения ситуативных задач; - навыками развития интеллекта и профессионализма.

1.4 Образовательные технологии. В ходе проведения лекционных и практических занятий по дисциплине используются следующие образовательные технологии: технология поддерживающего обучения (традиционные технологии), технология на основе активизации и интенсификации деятельности студентов.

Технология поддерживающего обучения - авторитарная технология, обучение весьма слабо связано с внутренней жизнью студента, практически отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.

Технология на основе активизации и интенсификации деятельности студентов - качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

2. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Объём дисциплины   Всего часов
Общая трудоемкость дисциплины
Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего)
в том числе, аудиторная работа (всего):
Лекции
Семинары, практические занятия
Внеаудиторная работа (всего):
в том числе  
Самостоятельная работа обучающихся (всего)
Контроль
Вид промежуточной аттестации зачет

3. Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием часов и видов учебных занятий

№ п/п Наименование темы Количество часов
ЛЗ ПЗ СРС
Политология как наука  
История развития политической мысли    
Политическая мысль России и Казахстана  
Теория власти и политической системы    
Политический режим    
Государство как политический институт    
Политическая культура и поведение    
Политические партии и общественно-политические движения    
Мировая политика и международные отношения  
Политический процесс    
Гражданское общество    
Политическое лидерство    
Политическая модернизация    
Всего часов

4. Программа дисциплины

4.1 Темы лекционных занятий

Тема ЛЗ Содержание ЛЗ Кол-во часов Кол-во баллов Методы
Политология как наука 1. Предмет и методы политологии 2. Функции политологии 3. Политология в системе общественных наук Лекция-информация
Итого  

4.2 Практические занятия

Тема ПЗ Содержание ПЗ Кол-во часов Кол-во баллов Методы
Политическая мысль России и Казахстана 1. Этапы развития политической мысли в России: • Политико-правовые идеи XV-XVIII вв. • Политико-правовые учения XIX в. • Политико-правовые учения XX в. 2. Становление и развитие политической мысли в Казахстане: • Политическая мысль средневекового Казахстана. • Политические взгляды Ч. Валиханова, А. Кунанбаева и И .Алтынсарина. Дискуссия
Мировая политика и международные отношения 1. Сущность и проблемы мировой политики. 2. Глобальные проблемы мирового общества. 3.Понятие геополитики. 4. Россия в современном мире. Дискуссия
Итого  

5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

5.1 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине.

5.1.1 Самостоятельная работа студентов

Тема СРС Содержание СРС Форма контроля Кол-во часов Кол-во баллов
Тема № 1. Политология как наука 1. Понятие политики и ее сущность; предмет и методы политологии. 2. Функции политологии как науки. 3. Связь политологии с другими общественными науками. Конспект /схема
Тема №2. История развития политической мысли. 1. Политическая мысль древности 2. Политические учения Средневековья 3. Политические идеи Нового и Новейшего времени Конспект /схема
Тема №3. Политическая мысль России и Казахстана.   1. Этапы развития политической мысли в России: - политико-правовые идеи XV-XVIII вв. - политико-правовые учения XIX в. - политико-правовые учения XX в. 2. Становление и развитие политической мысли в Казахстане: - политическая мысль средневекового Казахстана. - политические взгляды Ч. Валиханова, А. Кунанбаева и И. Алтынсарина. Конспект /схема
Тема № 4. Теория власти и политической системы. 1. Сущность и виды власти. 2. Разделение властей. 3. Политическая власть и стиль руководства. 4. Проблема власти в современной России Конспект /схема
Тема № 5. Политический режим 1.Сущность и понятие политического режима. 2.Основные типы политический режимов: тоталитаризм, авторитаризм и демократия. 3.Современные формы демократии. 4.Особенности политического режима постсоветского периода. Конспект /схема
Тема № 6. Государство как политический институт. 1. Понятие государства и его признаки 2. Формы правления и принципы территориального устройства 3. Правовое государство. Гражданское общество Конспект /схема
Тема №7. Политическая культура и поведение. 1. Понятие политической культуры. 2. Функции и типология политической культуры. 3. Особенности политической культуры России. Конспект /схема
Тема № 8. Политические партии и общественно- политические движения. 1. Типологии политических партий и их функций. 2. Общественные движения, союзы и организации в политической жизни общества. 3. Политические партии и общественно-политические движения России и Казахстана. Конспект /схема
Тема № 9. Мировая политика и международные отношения. 1. Сущность и проблемы мировой политики. 2. Глобальные проблемы мирового общества. 3. Понятие геополитики. Россия в современном мире. Конспект /схема
Тема № 10. Политический процесс. 1. Сущность политического процесса 2. Типология политических процессов 3. Особенности процессов в Казахстане Конспект /схема
Тема № 11. Гражданское общество 1.Формирование концепции гражданского общества 2. Гражданское общество: его основные параметры и характеристики Конспект /схема
Тема №12. Политическое лидерство. 1. Политическое лидерство: сущность, типология 2. Основные теории происхождения элит 3. Современные политические элиты Конспект /схема
Тема № 13. Политическая модернизация 1.Политическая модернизация и этапы её развития 2.Политическая модернизация и её разновидности 3.Политическое развитие в современном мире 4. Особенности социально-политического развития России Конспект /схема
Итого:    

Для студента, обучающегося по инклюзивной программе – формой контроля может быть:

- устный опрос;

- собеседование;

- презентация;

- письменная контрольная работа.

5.1.2 Тематика курсовых работ.По данной дисциплине курсовые работы не предусмотрены.

5.2 Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

№ п/п Контролируемые разделы дисциплины (результаты по разделам) Код контролируемой компетенции (или её части) Наименование оценочного средства
Политология как наука ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ОК-11, ПК-9, ПК-16 Тест
История развития политической мысли ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ОК-11, ПК-9, ПК-16 Тест
Политическая мысль России ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ОК-11, ПК-9, ПК-16 Тест
Теория власти и политической системы ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ОК-11, ПК-9, ПК-16 Тест
Политический режим   ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ОК-11, ПК-9, ПК-16 Тест  
Государство как политический институт ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ОК-11, ПК-9, ПК-16 Тест
Политическая культура и поведение ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ОК-11, ПК-9, ПК-16 Тест
Политические партии и общественно-политические движения ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ОК-11, ПК-9, ПК-16 Тест
Мировая политика и международные отношения ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ОК-11, ПК-9, ПК-16 Тест
Политический процесс   ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ОК-11, ПК-9, ПК-16 Тест
Гражданское общество   ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ОК-11, ПК-9, ПК-16 Тест
Политическое лидерство ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ОК-11, ПК-9, ПК-16 Тест
Политическая модернизация ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ОК-11, ПК-9, ПК-16 Тест

Для студентов с нарушениями зрения в качестве оценочного средства может быть:

- вопросы для устного опроса (коллоквиума).

Для студентов с нарушениями слуха:

- письменная комплексная работа.

Для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- вопросы для устного опроса (коллоквиума);

- письменная комплексная работа.

5.3 Распределение баллов по видам и формам контроля знаний студентов

Формы контроля Виды работы Баллы Кол-во видов работ Итого Общий
ТК Работа на лекционном занятии
ТК Работа на практическом занятии
ТК СРС
ПК Зачет
ВСЕГО      

5.4 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение дисциплины «Политология» требует от студента знания предмета, творческого мышления, логики аргументации и изложения личной позиции к данной проблеме, прилежания и профессионализма. Приступая к изучению дисциплины, продумайте последовательность выполнения заданий. Между выполнением заданий делайте перерывы.

При чтении материала задавайте себе вопросы: о чём или о ком говорится в этом тексте и т.п. Ищите связь каждого нового понятия, явления, о котором узнаете, с тем, что уже знаете. Следите за тем, чтобы это были главные связи, связи по смыслу. Если материал, который надо выучить, очень большой или трудный, разбейте его на отдельные части и прорабатывай каждую часть в отдельности.

Используйте метод ключевых слов. Ключевые слова - самые важные в каждом абзаце. Ключевое слово должно способствовать воспроизведению соответствующего абзаца. Вспоминая ключевые слова, мы сразу вспоминаем весь абзац. Правила работы:

1.Читая абзац, выбери для него одно- два ключевых слова.

2.После выбора ключевых слов запиши их в той последовательности, которая нужна для выполнения задания.

3.К каждому ключевому слову поставь вопрос, который позволит понять, как оно связано с соответствующим разделом текста. Обдумай и постарайся понять эту взаимосвязь.

4.Соедини два соседних ключевых слова с помощью вопросов. После соединения каждого ключевого слова со своим разделом текста и с последующим ключевым словом образуется цепочка.

5.Запиши эту цепочку и постарайся её выучить.

6.Перескажи текст, опираясь на эту цепочку.

Не оставляйте подготовку к творческим работам на последний день. Готовьтесь к ним заранее, распределяя нагрузки равномерно.

При подготовке можно использовать схемы. Они помогут лучше понять и запомнить материал.

Для студентов инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в целях полного освоения материала по дисциплине предусмотрены индивидуальные консультации.

Наши рекомендации