Объем дисциплины и виды учебной работы. Направление подготовки

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.В.ОД.3 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Направление подготовки

Экономика

Профили «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

«Финансы и кредит»

Уровень высшего образования

БАКАЛАВРИАТ

Мурманск 2015

Рабочая программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для студентов направления подготовки «Экономика» – Мурманск: СЗФ МГЭИ, 2015. – 19с.

Рабочая программа дисциплины «Русский язык и культура речи» рассмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в 2015-2016 учебном году на заседании кафедры общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин, протокол № 01 от «30» августа 2015 г

© СЗФ МГЭИ, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с проектируемыми результатами освоения образовательной программы ………………………………………………………………………..    
Место дисциплины в структуре образовательной программы ………………
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся ………………………………………………………….  
Содержание дисциплины, структурированное по темам (модулям) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий, а также форм текущего контроля успеваемости …………    
Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по дисциплине …………………………………………..………  
Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине. Критерии оценки результатов обучения по дисциплине при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ………………….  
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины ………………………………………………………  
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины ………………..………  
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины ……..
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем …………………………………………………………………………….  
Описание учебно-материальной базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине …………………………………...  
Лист дополнений (изменений) рабочей программы дисциплины…………...

1. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫХ С ПРОЕКТИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1.1 Цель освоения дисциплины –ознакомить студентов со стилистическими ресурсами русского языка, научить писать и оформлять работы учебно-научных жанров и различного рода документацию; помочь в усвоении нормативных, коммуникативных и этических аспектов устной и письменной речи, в овладении основами риторики и культуры речи.

1.2.Основными задачамиявляются: знакомство с различными нормами литературного языка и его вариантами, с основами ораторского искусства; формирование навыков делового общения; изучение функций языка и речи; воспитание и обогащение индивидуального куль­турного языкового опыта студентов.

Программа курса включает 8 тем и не предусматривает написание курсовой работы.

В соответствии с рабочей программой и тематичес­ким планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов. Учеб­ный процесс в аудитории осуществляется в форме лек­ций и практических занятий.

В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу: изучение основ функциональной стилистики и культуры речи, становление и развитие русского национального языка, его структурные и коммуникативные свойства, виды стилей, письменная и устная речь, в том числе публич­ная, нормы русского литературного языка.

На практических занятиях более подробно изучается программный материал в плоскости отработки практи­ческих умений и навыков. Таких как: структурные и коммуникативные свой­ства языка, научный, официаль­но-деловой и публици­сти­ческий стиль, особенности устной публичной речи и разговорно-обиходного стиля, культура речи и нормы литературного языка, прове­ряются знания студентов с целью стимулирования соз­на­тельного и активного изучения программного мате­риала.

Самостоятельная работа студентов направлена на само­стоятельное изучение отдельных разделов и тем рабочей программы, таких как условия функционирования книжной и разговорной речи, норма в терминологии, текстовые нор­мы делового стиля, уровень их жесткости, соотношение экспрессивности и стереотипности, основы ведения бесе­ды, способы преодоления непродуктивных моделей беседы, условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов, новые слова и трудности их употребления, морфологические нормы литературного языка.

Формой итогового контроля знаний студентов для направления подготовки «Экономика» является экзамен. Один семестровый экзамен выражается 1 зачётной еди­ницей (36 часов): 3 дня подготовки (27 часов) и 1 день на экзамен (9 часов).

1.3. Требования к результатам освоения дисциплины.В результате освоения курса выпускники должны:

иметь представление о правилах речевого этикета, нормах русского литературного языка, жанровой дифференциации и отборе языковых средств;

знать основные этапы становления и развития русского литературного языка, языковые и речевые особенности стилей русского литературного языка на лексико-фразеологическом, морфологическом и синтак­си­чес­ком уровнях;

уметь различать функциональные разновидности рус­ского языка, четко представлять, какая из разновид­ностей языка должна выбираться в соответствии с задачами общения.

Настоящий курс способствует формированию навы­ков не только правильной, но и выразительной речи. Студенты должны приобрести теоретические знания и практические навыки в области подготовки публичной речи, которые помогут им обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Процесс изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» направлен на формирование у студентов направления подготовки «Экономика»следующих компетенций (согласно ФГОС ВПО):

- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

- способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать

средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11).

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Данный курс является дисциплиной вариативной части первого цикла учебного плана по направлению подготовки «Экономика» и читается в 1-м семестре в объеме 4-х зачетных единиц (144 часа)

Освоение русского языка и культуры речи базируется на знаниях, приобретенных в рамках школьного курса русского языка, а также соответствующих дисциплин среднего профессионального образования и предшествует изучению таких дисциплин, как «Деловое общение», «Этика», «Профессиональная этика» и т.п., участвует в формировании профессиональных компетенций.

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ
НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ

РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 часа). Одна зачётная единица равна 36 часам.

Объем дисциплины и виды учебной работы

а) для студентов очной формы обучения

Вид учебной работы Всего часов Семестры
Аудиторные занятия (всего), в том числе
Лекции
Практические занятия (ПЗ)
Семинары (С)    
Лабораторные работы (ЛР)    
Самостоятельная работа (всего), в том числе
Курсовой проект (работа)    
Расчетно-графические работы    
Реферат    
Другие виды самостоятельной работы
Работа с учебной литературой    
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) экзамен
Общая трудоемкость, часы Зачетные единицы

б) для студентов заочной формы обучения

Вид учебной работы Всего часов Семестры
Аудиторные занятия (всего), в том числе
Лекции
Практические занятия (ПЗ)
Семинары (С)    
Лабораторные работы (ЛР)    
Самостоятельная работа (всего), в том числе
Курсовой проект (работа)    
Расчетно-графические работы    
Реферат    
Другие виды самостоятельной работы
Работа с учебной литературой    
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) экзамен
Общая трудоемкость, часы Зачетные единицы

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (МОДУЛЯМ) С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЁННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, А ТАКЖЕ ФОРМ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ

Наши рекомендации