Место дисциплины в образовательной программе
Настоящая дисциплина предлагается магистрантам по выбору.
Тематический план учебной дисциплины
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Аудиторные часы | Самостоятельная работа | |
Лекции | Семинары и практические занятия | ||||
Первый модуль | |||||
Раздел 1. Организационный конфликтменеджмент: знаниевые установки и определение понятий. | |||||
1.1 | Тема 1. Организационный конфликтменеджмент: объект, предмет и задачи. | ||||
1.2 | Тема 2. Логическая и содержательная связь между организационным конфликтменеджментом и инновационным менеджментом. | ||||
1.3 | Тема 3. Инновационный конфликт: природа и основные элементы конфликта. | ||||
1.4 | Тема 4. Управленческий аспект профессиональной работы с инновационным конфликтом. | ||||
Раздел 2. Конфликтологическая компетентность: профессиональный взгляд на конфликты. | |||||
2.1 | Тема 1. Функции конфликтов в организации, внедряющей инновации. | ||||
2.2 | Тема 2. Интервенция в конфликте: диагностика и исследование инновационного конфликта. | ||||
2.3 | Тема 3. Социальные ресурсы в конфликтах. | ||||
2.4 | Тема 4. Коммуникативные стратегии в конфликтах. | ||||
2.5 | Тема 5. Конфликтное взаимодействие и поведение. | ||||
Второй модуль | |||||
Раздел 3. Стрессоустойчивость и конфликтоустойчивость конфликтменеджера. | |||||
3.1 | Тема 1. Стрессоустойчивость в конфликте. | ||||
3.2 | Тема 2. Психологический террор как причина конфликтов в организации. | ||||
3.3 | Тема 3. Трансформация психологических состояний в конфликтах: оскорбление, обида, унижение достоинства. | ||||
Раздел 4. Организационная культура как духовный и нравственный ресурс организации. | |||||
4.1 | Тема 1. Организационная культура организации, внедряющей инновации. | ||||
4.2 | Тема 2. Организационная культура и конфликты. | ||||
4.3 | Тема 3. Организационная культура: критика и догма, слухи и сплетни, манипуляция и актуализация в конфликтах. | ||||
4.4 | Тема 4. Переговоры как технология согласования интересов. | ||||
Итого |
Формы контроля знаний студентов
Текущий контроль предполагает оценку работы студентов на семинарских занятиях и оценку написания эссе. Оценка работы на семинарских занятиях осуществляется по 10 балльной шкале, в зависимости от степени участия студента в обсуждении вопросов семинара. Эссе представляет собой анализ студентами конкретной конфликтной ситуации. Эссе предполагает публичную защиту и оценивается по 10 балльной шкале.
Итоговый контроль – дифференцированный зачет. К зачету допускаются студенты, которые:
· посещали все занятия в соответствие с расписанием и вели запись лекционных материалов;
· активно принимали участие в семинарах;
· написали и публично защитили эссе о том, какими методами они провели диагностику реального конфликта в организации, какая технология была применена для регулирования конфликта, и какого результата она достигла, в процессе вмешательства в конфликты.
На зачете студенты должны продемонстрировать:
· знание содержания программы курса «Организационный конфликтменеджмент»;
· владение методами диагностики конфликта в процессе реализации инновационного проекта в организации;
· методы и технологии конструктивной коммуникации в конфликте;
· наличие навыков стрессоустойчивости и конфликтоустойчивости в ситуации высокой степени неопределенности.
Ответ на зачете оценивается по 10 балльной шкале.
Результирующая оценка итогового контроля складывается из оценки за работу на семинарских занятиях, написания эссе и оценки, полученной на зачете, как округленная средневзвешенная оценка с учетом следующих оценок относительной важности:
Wсем. = 0,3; Wэссе = 0,3; Wз = 0,4
Оср.(окр.) = Осем. * Wсем.(0,3) + Оэссе * Wэссе(0,3) + Оз * Wз(0,4)
Контроль за обучением магистрантов осуществляется на форуме LMS http://lms.hse.ru/userpage.php, где каждый магистрант открывает свою тему и готовит материал для эссе.
Содержание программы
Раздел 1. Организационный конфликтменеджмент: знаниевые установки и определение понятий.
Тема 1. Организационный конфликтменеджмент: объект, предмет и задачи.
Какие аксиоматические утверждения положены в основание модели организационного конфликтменеджмента? Основные элементы информационно-коммуникативной модели организационного конфликтменеджмента. Объект, предмет и задачи организационного конфликтменеджмента. Что представляет собой организация, внедряющая инновации? В чем суть различия между «конфликт-менеджментом» и «организационным конфликтменеджментом»? Кто такой конфликтменеджер? Фактологическое обоснование тезиса о том, что инновации сопровождаются конфликтами, ситуацией неопределенности и рисками.
Тема 2. Логическая и содержательная связь между организационным конфликтменеджментом и инновационным менеджментом.
Что такое инновация? Основные характеристики и суть социальных инноваций. Модель инновационного менеджмента. Типы инноваций. Инновационные стратегии. Специфика инновационной деятельности.Что такое инновационный проект? Что представляет собой инновационная система? Инновационный потенциал организации. Инновационный климат. Что такое инновационный пуск? Что представляют собой инновационные трудности в процессе реализации инновации? Что представляет собой инновационное консультирование? Кто такой инноватор?
Тема 3. Инновационный конфликт: природа и основные элементы конфликта.
Что такое инновационный конфликт? Что важно знать о конфликте и конфликтной ситуации? Каковы основные элементы конфликта? Что не является конфликтом? Что общего между борьбой и конфликтом? Что представляют собой реалистические и нереалистические конфликты? Что такое конфликтный потенциал? Что такое конфликтоген? Что представляет собой диагностика конфликта и чем она отличается от исследования конфликта в организации? Что является противоположностью конфликта?
Тема 4. Управленческий аспект профессиональной работы с инновационным конфликтом.
Инновации в моделях «открытого» и «закрытого» общества и место конфликта в них. Феномен власти и феномен управления. Конфликтный потенциал управления как система с «обратной» связью.Основные причины ситуации неопределенности и риска в организации, внедряющей инновации. Что представляет собой конструктивная стратегия поведения в конфликте? Что представляет собой технологический подход к управлению конфликтами в организации? Что такое инновационная игра? Чем конфликт отличается от насилия и в чем различие между насилием и силой? Методические приемы актуализации субъективного и объективного конфликтного потенциала.
Раздел 2. Конфликтологическая компетентность: профессиональный взгляд на конфликты.
Тема 1. Функции конфликтов в организации, внедряющей инновации.
Теоретические подходы к конфликтам. Выбор теоретических моделей в практике управления. Конструктивные и деструктивные функции конфликта в организации. Причины конфликтов в организации. Что такое конфликтологическая компетентность? В чем заключается непрофессиональный взгляд на конфликты? В чем различие между регулированием и разрешением конфликта?
Тема 2. Интервенция в конфликт: диагностика и исследование инновационного конфликта.
Что такое интервенция в конфликт? Суть интервенции (вмешательства) в конфликты. По каким признакам можно распознать конфликт в организации? В чем различие между этапами развития конфликтной ситуации? Базовые элементы для самоанализа действий в конфликте. Методический инструментарий для самодиагностики в конфликтной ситуации. По каким параметрам можно определить, что конфликт разрешен? Какие есть альтернативные методы и подходы в работе с конфликтами? Кто может осуществлять интервенцию в конфликт?
Тема 3. Социальные ресурсы в конфликтах.
Специфика проявления конфликтов на разных уровнях. Что такое процесс «дооформления» конфликта? Критерии конструктивного развития конфликта. Теоретические модели выхода из конфликта. Социальные ресурсы в конфликтной ситуации. Виды ущерба, которые могут быть трансформированы в конфликте. Показатели деструктивных и конструктивных процессов в конфликте.
Тема 4. Коммуникативные стратегии в конфликтах.
Специфика конфликтного взаимодействия в коммуникации. Коммуникативные стратегии в конфликте. Коммуникации как источник конфликта. Коммуникации как процесс с обратной связью. Механизм искажения информации. Основные функции коммуникаций. «Барьеры» коммуникаций. Процесс принятия решений в условиях конфликтной ситуации (недостаток информации, ограниченность коммуникаций и пр.). Установление каналов коммуникации в конфликте. Виды каналов коммуникации (прямые и непрямые каналы коммуникации, официальные и неофициальные каналы). Проблема выбора каналов коммуникации. Диагностические схемы коммуникации в конфликте. Как коммуникация связана с конфликтностью человека? Какие речевые обороты способствуют созреванию скрытых конфликтов в коммуникации? Вопросы - конфликтогены. Типы коммуникативного поведения в конфликтах. Правила работы с информацией в конфликте.
Тема 5. Конфликтное взаимодействие и поведение.
Как определить, конфликтное поведение в деятельности - это норма или патология для организации? Коммуникативно-психологический аспект разрешения межличностного конфликта. Чего можно ожидать в конфликтном взаимодействии? Какие существуют способы разрешения межличностных конфликтов? Стратегические линии поведения в конфликте. Многоаспектность поведения в конфликте. Универсальные правила для улучшения взаимоотношений в конфликтном взаимодействии. Коммунальная стратегия поведения в конфликте. Как профессионально правильно взаимодействовать с неправильными действиями другого человека? Характеристика основных стилей поведения: конфронтация, избегание, приспособление, компромисс, сотрудничество. Деструктивные поведенческие реакции групповом конфликтном взаимодействии. Стратегические стили лидерства в конфликте. Надо ли привлекать внешнего консультанта для проведения диагностики конфликта в организации?