Разновидности органимзационных структур управления. Миссия и цели организации.
Организационная структура управления — это упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Элементы – работники службы и другие звенья.
Виды отношений внутри организацииделятся на:
1. линейные отношения— это отношения между руководителем и подчиненными;
2. функциональные отношения —отношения специалиста с другими членами организации;
3. отношения управленческого аппарата,имеющие место в случае представления чьих-либо прав и полномочий. Должностные обязанности при этом состоят в предоставлении рекомендаций, советов.
Между всеми составляющими организационной структуры управления существуют отношения взаимозависимости: изменения в каждой из них вызывают необходимость пересмотра всех остальных.
Увеличение количества элементов и уровней в организационной структуре управления неизбежно приводит к многократному росту числа и сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений; следствием этого нередко является замедление процесса управления.
Связи между элементами структуры управления бывают:
1) вертикальными, когда происходит взаимодействие между руководителем и подчиненным;
2) горизонтальными,когда происходит взаимодействие равноправных элементов. Основные системы управления организациями:линейная, функциональная, смешанная (линейно-функциональная), матричная, матрично-штабная.
Линейная система управления —схема непосредственного подчинения по всем вопросам нижестоящих подразделений вышестоящим. Такая система достаточно проста и вполне эффективна.
Иерархическая – четкое разделение труда, следствием кот-го явл. необ-ть исп-ния квалифиц-х специалистов, иерархичность управления, при кот. нижестоящий ур-нь подчиняется и контролирует вышестоящие; наличие формальных правил, обеспечивающих однородность вып-ния менеджерами своих задач и обязанностей; дух формальной обеспеченности, с кот. официальные лица вып-т свои обязанности;
Функциональная система управления —система представляет собой схему подчинения нижестоящего подразделения ряду функциональных подразделений, решающих отдельные вопросы управления — технические, плановые, финансовые и т.д.
Линейно-функциональная система.Решения, подготовленные функциональными подразделениями, рассматриваются и утверждаются линейным руководителем, который передает их подчиненным подразделениям. Специализация по функциональным подсистемам орг-ции: произ-во, финансы, персонал
Дивизиональная – вызвана увелич-м размеров предприятия, диверсификацией деят-ти и усложнением технологических процессов.
Матричная система управления —сеть горизонтальных связей, многочисленные пересечения которых с вертикальными образуются в результате взаимодействия руководителей проектов.
Матрично-штабная система управления— система отражает все виды руководства и обеспечивает всестороннюю координацию деятельности между ними, сохраняя единство распорядительства и контроля на высшем уровне.
Миссия —это сама причина существования предприятия.
Миссия определяется в процессестратегического планирования.
Ее принятие позволяет определить назначение деятельности данного предприятия или фирмы, не дает руководителям возможности ориентироваться на личные интересы.
Так, например,Генри Форд определил миссию своего предприятия как предоставление людям дешевого автотранспорта.
Для выбора миссии необходимо четко и ясно определить, какие люди будут являтьсяконкретными клиентами фирмы, какие потребности она будет удовлетворять.
Выбор миссии нормализует стабильность какой-либо деятельности, определяет основные принципы работы.На основе миссии обозначаются цели деятельности.
Наиболее удачным можно назвать такое определение миссии компании, в основе которого лежит идеальное представление о цели компании, «неосуществимая мечта», задающая направление для развития организации на ближайшие 10—20 лет.
Цель деятельности —это желаемое состояние объекта управления через определенное время. От правильного формулирования цели зависит общая работа персонала.
Но как бы хорошо ни были сформулированы цели предприятия, их необходимо довестидо персонала, что на наших предприятиях зачастую не происходит.
Цели могут устанавливаться на основе таких принципов, как:
1) достижимость и реальность. Цели должны соответствовать способностям работников;
2) конкретность и измеримость;
3) наличие сроков исполнения;
4)эластичность целей, возможность их корректировки. Этот принцип особо актуален в наших постоянно меняющихся условиях.
Цели предприятия подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
1. Краткосрочные целиопределяются не больше чем на квартал или 1 год. Это может быть и увеличение ассортимента на торговом предприятии, и продажа залежавшегося товара в определенные сроки и т.д.
2. Среднесрочные цели.Устанавливаются на срок от 1 года до 3 лет. Это и увеличение мощностей, и улучшение качества.
3. Долгосрочные цели.Такие цели определяются на срок от 3 до 10 лет. Они включают освоение новых рынков и универсализацию производства.
Время выполнения целей определяется каждым предприятием в соответствии с его возможностями.
Только в том случае, если у предприятия установлены миссияи цель,оно может приступать к дальнейшей деятельности.