Разновидности органимзационных структур управления. Миссия и цели организации.

Организационная структура управления — это упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих фун­кционирование и развитие организации как еди­ного целого. Элементы – работники службы и другие звенья.

Виды отношений внутри организацииделятся на:

1. линейные отношения— это отношения между руководителем и подчиненными;

2. функциональные отношения —отношения специалиста с другими членами организации;

3. отношения управленческого аппарата,имеющие место в случае представления чьих-либо прав и полномочий. Должностные обязанности при этом состоят в предостав­лении рекомендаций, советов.

Между всеми составляющими организацион­ной структуры управления существуют отноше­ния взаимозависимости: изменения в каждой из них вызывают необходимость пересмот­ра всех остальных.

Увеличение количества элементов и уровней в организационной структуре управления неизбеж­но приводит к многократному росту числа и слож­ности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений; следствием этого неред­ко является замедление процесса управления.

Связи между элементами структуры управления бывают:

1) вертикальными, когда происходит взаимодействие между руководителем и подчиненным;

2) горизонтальными,когда происходит взаимо­действие равноправных элементов. Основные системы управления органи­зациями:линейная, функциональная, смешан­ная (линейно-функциональная), матричная, матрично-штабная.

Линейная система управления —схема непосредственного подчинения по всем вопро­сам нижестоящих подразделений вышестоя­щим. Такая система достаточно проста и впол­не эффективна.

Иерархическая – четкое разделение труда, следствием кот-го явл. необ-ть исп-ния квалифиц-х специалистов, иерархичность управления, при кот. нижестоящий ур-нь подчиняется и контролирует вышестоящие; наличие формальных правил, обеспечивающих однородность вып-ния менеджерами своих задач и обязанностей; дух формальной обеспеченности, с кот. официальные лица вып-т свои обязанности;

Функциональная система управления —система представляет собой схему подчинения нижестоящего подразделения ряду функцио­нальных подразделений, решающих отдельные вопросы управления — технические, плановые, финансовые и т.д.

Линейно-функциональная система.Ре­шения, подготовленные функциональными под­разделениями, рассматриваются и утверждают­ся линейным руководителем, который передает их подчиненным подразделениям. Специализация по функциональным подсистемам орг-ции: произ-во, финансы, персонал

Дивизиональная – вызвана увелич-м размеров предприятия, диверсификацией деят-ти и усложнением технологических процессов.

Матричная система управления —сеть го­ризонтальных связей, многочисленные пересече­ния которых с вертикальными образуются в резуль­тате взаимодействия руководителей проектов.

Матрично-штабная система управле­ния— система отражает все виды руководства и обеспечивает всестороннюю координацию деятельности между ними, сохраняя единство рас­порядительства и контроля на высшем уровне.

Миссия —это сама причина существования предприятия.

Миссия определяется в процессестратеги­ческого планирования.

Ее принятие позволяет определить назначе­ние деятельности данного предприятия или фирмы, не дает руководителям возможности ориентироваться на личные интересы.

Так, например,Генри Форд определил мис­сию своего предприятия как предоставление людям дешевого автотранспорта.

Для выбора миссии необходимо четко и ясно определить, какие люди будут являтьсяконк­ретными клиентами фирмы, какие потреб­ности она будет удовлетворять.

Выбор миссии нормализует стабильность ка­кой-либо деятельности, определяет основные принципы работы.На основе миссии обознача­ются цели деятельности.

Наиболее удачным можно назвать такое определение миссии компании, в основе кото­рого лежит идеальное представление о цели компании, «неосуществимая мечта», задающая направление для развития организации на бли­жайшие 10—20 лет.

Цель деятельности —это желаемое состояние объекта управления через опреде­ленное время. От правильного формулирова­ния цели зависит общая работа персонала.

Но как бы хорошо ни были сформулированы цели предприятия, их необходимо довестидо персонала, что на наших предприятиях зачастую не происходит.

Цели могут устанавливаться на основе таких принципов, как:

1) достижимость и реальность. Цели должны соответствовать способностям работников;

2) конкретность и измеримость;

3) наличие сроков исполнения;

4)эластичность целей, возможность их коррек­тировки. Этот принцип особо актуален в на­ших постоянно меняющихся условиях.

Цели предприятия подразделяются на кратко­срочные, среднесрочные и долгосрочные.

1. Краткосрочные целиопределяются не больше чем на квартал или 1 год. Это может быть и увеличение ассортимента на торговом пред­приятии, и продажа залежавшегося товара в оп­ределенные сроки и т.д.

2. Среднесрочные цели.Устанавливают­ся на срок от 1 года до 3 лет. Это и увеличение мощностей, и улучшение качества.

3. Долгосрочные цели.Такие цели опреде­ляются на срок от 3 до 10 лет. Они включают освоение новых рынков и универсализацию про­изводства.

Время выполнения целей определяется каж­дым предприятием в соответствии с его возмож­ностями.

Только в том случае, если у предприятия уста­новлены миссияи цель,оно может приступать к дальнейшей деятельности.

Наши рекомендации