Миссия и цели организации

Миссия рассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т. е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.

Обычно определение миссии организации преследует решение следующих задач

- выявить область активных действий организации и отсечь пути развития, которые ведут в никуда;

- определить основные принципы конкурентной борьбы;

- выработать общую базу для разработки целей организации;

- выработать концепцию деятельности, вдохновляющую сотрудников организации.

Цели миссии — это видение того, что из себя должна представлять организация или за что она должна бороться. В них должны быть отражены интересы всех групп влияния или различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования (собственники, менеджеры, сотрудники и рабочие, потребители, поставщики, банки, правительственные учреждения, местные органы управления, общественные организации и др.).

При разработке миссии учитываются следующие группы факторов:

История возникновения и развития организации, ее традиций, достижений и промахов, сложившийся имидж.

Существующий стиль поведения и способ действия собственников и руководителей.

Ресурсы, т. е. все то, чем организация может управлять: наличные денежные средства, признанные продуктовые марки, уникальные технологии, талант сотрудников и т. п.

Окружающая среда, представляющая совокупность всех факторов, которые воздействуют на возможности организации достигать своих целей с помощью выбранных стратегий.

Отличительные достоинства, которыми обладает организация.

Например, миссия гостиничной компании "Марриот" формулируется следующим образом: "Мы стремимся быть лучшими в мире по обеспечению пребывания и пищей наших клиентов путем поощрения персонала предоставлять клиентам необыкновенные услуги и соблюдать интересы акционеров".

Следование приведенным выше правилам — весьма сложная задача. Это является одной из главных причин того, что далеко не все организации имеют четко сформулированные миссии, а некоторые их просто не имеют.

Цели организации

Главная исходная база для формирования целей организации — маркетинг и нововведения. Именно в данных областях находятся те ценности организации, за которые готов платить потребитель. Если организация не в состоянии на хорошем уровне сегодня и завтра удовлетворить запросы потребителей, то у нее не будет и прибыли. В других областях деятельности (производстве, кадрах и др.) цели представляют ценность только в той мере, в какой они улучшают возможности организации удовлетворять запросы потребителей и осуществлять нововведения (инновации).

Можно выделить шесть типов целей:

1.Достижение определенных значений показателя рыночной доли.

2.Инновационные цели. Без разработки новых продуктов и предоставления новых услуг организация очень быстро может быть выбита конкурентами из борьбы. Примером цели данного типа может быть: 50% объема продаж должно быть обеспечено за счет продукции и услуг, внедренных за последние пять лет.

3.Ресурсные цели характеризуют стремление организации привлекать наиболее ценные ресурсы: квалифицированных сотрудников, капитал, современное оборудование. Эти цели имеют маркетинговый характер. Так, организации конкурируют по привлечению наиболее способных выпускников вузов, розничные торговцы — за лучшее месторасположение торговых точек. В итоге достижение таких результатов создает предпосылки для выполнения других задач.

4.Цели повышения эффективности деятельности. Когда персонал, капитал и производственно-технический потенциал не используются достаточно эффективно, тогда и потребности потребителей будут удовлетворяться недостаточно, или это будет достигнуто за счет чрезмерных затрат ресурсов.

5.Социальные цели направлены на снижение отрицательного воздействия на природную среду, на оказание помощи обществу в решении проблем занятости, в области образования и т. п.

6.Цели получения определенной прибыли могут быть установлены только после формулирования предыдущих целей. Прибыль — это то, что может помочь привлечь капитал и стимулировать желание владельцев разделить риск. Прибыль поэтому лучше рассматривать скорее как ограничительную цель. Минимальная прибыльность необходима для выживания и развития бизнеса.

13.Закон информированности – упорядоченности, его роль в самоорганизации системных объектов.

Система управления организацией представляет совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними (внутренних и внешних связей), а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование организации.

Все коммуникации в организации основаны на получении, обработке, передаче и хранении данных. Данные – это сообщения, сведения любого происхождения и назначения, результаты мыслительной деятельности. управленческая информация – это часть данных, несущих новизну и полезность для принятия специалистом обоснованного решения.

Информационная среда управления (ИСУ) включает:

- управленческую информацию;

- информационно технические средства управления (компьютер, телефон, факс и др.);

-технологии информационные;

- систему документооборота;

-профессионализм работников производства и управления;

-общую культуру управленческих решений.

Основная задача ИСУ – доведение до конкретного работника нужной информации в нужное время.

хотя сам источник информации носит объективный характер, но информация о нем субъективна, так как при отражении происходит прием, преобразование и передача ее человеком. работник может сам организовать информацию (инструкции, приказы и т.д.), в этом случае субъективность информации заложена в самом начале.

Задача субъекта управления в ИСУ:

- отделить значимую ценную информацию от «шумов»;

- выделить из информации наиболее важную часть, позволяющую анализировать текущее состояние объекта управления и выработать правильное решение.

В управлении выделяют следующие характеристики информации: объем, достоверность, ценность, насыщенность и открытость.

Объем информации рассматривается с двух сторон:

- объем символьной информации (количество символов или байт информации);

-объем воспринимаемой информации (Об) характеризует полноту ее о каком-либо объекте управления для принятия обоснованного решения, зависит от символьного объема, формы представления, временного интервала на ее обработку, сложности информации или ее обработки, индивидуальных характеристик информанта.

Имеет три уровня:

1. Информационная избыточность (повышает качество решения, увеличивает на его принятие и стоимость информацию);

2. Субминимальный уровень (минимально полный объем информации для конкретного человека, при котором он может принять обоснованное решение);

3. Недостаток информации (информационный голод) увеличивает степень риска, требует современных экономико-математических методов для повышения вероятности выбора правильного решения.

Достоверность информации (Д) – доля реальных сведений в общем объеме воспринимаемой информации.

Ценность информации (Ц) характеризуется предел возможности снижением уровня затрат ресурсов (материалов, времени, денег) за счет принятия правильного решения, характеризует информацию как товар, имеющий потребительскую стоимость.

Насыщенность информации (Н) – соотношение полезной и фоновой (для лучшего восприятия основной – предварительной настройки на тему, поднятия эмоционального уровня и пр.) информации.

Открытость информации (О) – возможность предоставления различным контингентам людей (секретная, конфедициональная д.с.п.), открытая (публичная).

Среда обработки информации определяется:

- уровнем профессиональной подготовки работников (УП);

- сложность процесса управления (СП);

- временем на разработку управленческого решения (ВР);

- уровнем технических средств и информационных технологий (УТ).

Информационная среда в виду ее важности является объектом управления наряду с другими ресурсами, она подчиняется действительно закона информированности – упорядоченности. Под упорядоченностью понимаем гармоничное развитие всех элементов организации: систем управления, персонала, подразделений и т.д., а также наличие между элементами установленного взаимодействия (взаимовлияния) и пропорциональности.

Формулировка закона информированности – упорядоченности: чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде и более породнена к ее восприятию, тем она имеет большую вероятность устойчивого функционирования (самосохранения).

База данных (НХИ) определяется сочетанием (С) уровней соответствующих показателей среды: НХИ (i.i.r.g) <=> С(УПi., СПi, ВРк, Утп),

где i, i, к, п – уровни соответствующих параметров.

С повышением уровня информированности за счет качества принятого управленческого решения снижаются затраты на производство С в управляемом объекте, но увеличиваются затраты на сбор и обработку информации Зп. Поэтому существует оптимальный объем информации Ио, достаточный для принятия приемлемого решения при наименьших суммарных затрат на производство и на информацию. (С+Зп):

Следствие закона: информированность работника после достижения критического уровня переходит в его компетентность.

Руководитель, учитывая характеристики информации (объем, ценность, насыщенность и достоверность) и характер управленческой среды (уровень профессионализма, сложность процесса, время на разработку, уровень информационных технологий и технических средств) должен формировать необходимые информационные потоки, информационные базы, т.е. создавать первоклассный информационный ресурс своей организации.

Т.о., исследование механизмов закона информативности нас к выводу, что внутренняя организованность целого и внешних связей его предопределена возможностями преодоления информационной неопределенности в системе: она возрастает по мере сокращения этой неопределенности и, наоборот, по мере роста приближает систему к хаосу.

Наши рекомендации