Оценка конкурентоспособности товара.
Конкурентоспособность товара - совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, обеспечивающая удовлетворение конкретной потребности покупателя.
Коэффициент конкурентоспособности (К) - отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции (П) к суммарным затратам на ее создание, приобретение и эксплуатацию (Э):
П
К = ------- (1)
Э
Существует множество методов оценки конкурентоспособности товара. Студент может самостоятельно найти какой-то метод и применить его на конкретном товаре. В качестве рекомендуемого предлагается методика, которая включает следующие этапы:
1. Анализ рынка и выбор образца.
2. Определение набора сравниваемых параметров.
3. Расчет интегрального коэффициента конкурентоспособности исследуемого товара.
1. Выбор образца является одним из наиболее ответственных моментов анализа конкурентоспособности. Образец должен принадлежать к той же группе товаров, что и анализируемое изделие. Это может быть “идеальный” товар, т.е. товар, удовлетворяющим потребности на 100%, или товар, наиболее представительный на данном рынке, завоевавший наибольшее число покупательских предпочтений.
2. При подборе подлежащих оценке и сравнению параметров исходят из того, что часть параметров характеризует потребительные свойства товара, а другая часть - его экономические свойства (стоимость). Потребительные свойства каждого товара, из которых складывается полезный эффект, описываются набором "жестких" и "мягких" потребительных параметров.
"Жесткие" параметры описывают важнейшие функции товара и связанные с ними основные характеристики, заданные конструктивными принципами изделия. Наиболее важными из "жестких" параметров являются технические, которые подразделяются на параметры назначения, эргономичности, параметры соответствия международным стандартам, нормативам, законодательным актам - регламентируемые параметры.
"Мягкие" параметры характеризуют эстетические свойства товара (дизайн, цвет, вес, упаковка, удобство эксплуатации и т.д.). Для количественной характеристики "мягких" параметров лучше использовать бальную форму оценки.
По аналогичной схеме определяется набор экономических параметров товара, характеризующих его основные экономические свойства или затраты покупателя на приобретение и использование изделия на протяжении всего периода его эксплуатации. В совокупности экономические параметры составляют цену потребления - сумма затрат на приобретение и использование товара в течение всего срока службы:
m
С =sum C i = C 1 + C 2 + C 3 + C 4 + C 5 + C 6 + C 7 +
i=1 + C 8 + C 9 + С 10 + ... (2)
где С 1 - цена изделия;
С 2 - расходы на его транспортировку;
С 3 - расходы на установку;
С 4 - расходы на обучение персонала;
С 5 - расходы на эксплуатацию;
С 6 - расходы на ремонт;
С 7 - техническое обслуживание;
С 8 - налоги;
С 9 - страховые взносы;
С 10 - расходы на ликвидацию товара и т.д.
В курсовой работе экономический параметр можно принять 1 – цену.
В курсовой работе данные для оценки конкурентоспособности товара нужно представить в виде следующей таблицы:
Таблица 5.
Исходные данные для оценки конкурентоспособности товара.
№ | Параметры | «Старые товары» | «Новый товар» | баллы | Вес параметра | ||
название | название | название | |||||
Потребительские параметры | |||||||
1. | |||||||
2. | |||||||
… | |||||||
11. | Цена |
Для «нового» товара (товара фирмы) следует придумать название. Информация по «старым» товарам может быть взята из любых официальных источников по 10 любым параметрам.
В колонке «баллы» следует проставить важность каждого параметра в баллах (за исключением цены) по 5 или 10-балльной шкале. Последняя колонка будет заполнена на шаге 2.
3. Расчет интегрального показателя конкурентоспособности товара основан на сравнении отобранных параметров оцениваемого товара фирмы с параметрами базового товара, выбранного из 3 «старых» товаров.
Шаг 1. Определение параметрических индексов i, оценивающих степень удовлетворения j потребностей жесткими и мягкими параметрами Ij.
По лучшему удовлетворению потребностей покупателя жесткие и мягкие параметры делят на 2 группы:
а. лучшему удовлетворению соответствует большее значение П j;
б. лучшему удовлетворению соответствует меньшее значение П j.
Для всех этих случаев параметрический индекс Ij определяется следующим образом:
Таблица 6
Лучшему удовлетворению потребностей соответствует значение Пj | Исследуемый товар фирмы сравнивается с товаром | |
базовым | удовлетворяющим потребности на 100% | |
большее | Ij = Пj тф / Пj б * 100, % | |
меньшее | Ij = Пj б / Пj тф * 100, % | Ij = Пj тф / Пj * 100,% |
где Пj тф - j параметр, исследуемого на конкурентоспособность товара фирмы;
Пj б - j параметр базового товара, по отношению к которому осуществляется оценка конкурентоспособности;
Пj - j параметр “идеального” товара, т.е. удовлетворяющего потребности на 100% (используется в качестве базового).
Чем больше величина Ij, тем выше конкурентоспособность исследуемого товара фирмы по этому j параметру.
Шаг 2. Определение сводного параметрического индекса J пс по параметрам, удовлетворяющим потребности (потребительным свойствам):
n
J пс = sum ai*Ij (4)
j=1
где n - число анализируемых потребительных параметров,
aj - вес j-го параметрического индекса Ij.
Для установления “весов” параметров предлагается применить следующий способ: находится общая сумма баллов по таблице 5 по 10 параметрам (без учета цены), а далее для каждого параметра вес определяется как отношение балла важности по данному параметру к общей сумме баллов. В итоге сумма весов по 10 параметрам должна быть равна 1.
По цене вес параметра не определяется.
Шаг 3. Определение экономических параметрических индексов r, оценивающих величину затрат: Экономический параметрический индекс f параметра определяется по следующей формуле:
Cf тф
r f = ---------- *100, % (5)
Cf та
где Cf тф - затраты по f параметру исследуемого на конкурентоспособность товара фирмы,
Сf та - затраты по f параметру товара аналога ( базового).
Чем r f меньше , тем выше конкурентоспособность исследуемого товара по f параметру.
Шаг 4. Определение интегрального показателя конкурентоспособности К:
J пс
К = -------- (7)
Rэ
Если К < 0,9- исследуемый товар не конкурентоспособен;
0,9 < К < 1 - исследуемый товар фирмы и базовый одинаковы по конкурентоспособности;
К > 1 - исследуемый товар конкурентоспособен.
Следует сделать вывод об уровне конкурентоспособности товара и проанализировать полученное значение.