Психологическая помощь семье.

Система психологического сопровождения студентов-инвалидов в вузе должна начинаться в довузовский период. В рамках довузовской подготовки психологическое сопровождение может включать в себя профориентацию абитуриентов в зависимости от нозологии, способностей, склонностей, интересов. На этом этапе необходимо начинать формирование навы­ков социально-психологической адаптации наряду с довузовской учебной подготовкой, развитие коммуникативных умений, формирование готовности абитуриентов к обучению в интегрированных группах и внутривузовской жизни средствами социально-психологи­ческого тренинга.

Психологическое сопровождение студентов с ОВЗ в процессе обучения в вузе может включать в себя:

Создание адаптационных программ (по нозологиям, учитывая психологические особенности людей с инвалидностью);

Проведение социально-психологических тренинговых программ для развития коммуникативных, ассертивных, творческих навыков и умений;

Обучение студентов-инвалидов приемам саморегуляции;

Оказание психологической помощи в виде индивидуальных и групповых консультаций;

Создание психологических консультативных пунктов по вопросам особенностей обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья в интегрированных группах;

Педагогическое сопровождение учебного процесса студентов с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от нозологий, например, опорные конспекты лекций для студентов с патологиями слуха, аудиозаписи лекций для студентов с патологиями зрения;

Проведение комплексных психодиагностических исследований студентов с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения в вузе с целью изучения динамики личностных изменений.

Для достижения наибольшего эффекта психологического сопровождения студентов с ОВЗ недостаточно использовать только психокоррекционные воздействия. Последние должны выступать в комплексе с другими видами психологического воздействия, а именно, с психологическим просвещением, психопрофилактикой, информационным просвещением преподавателей и другими видами деятельности психолога, образующими единую стратегию психологического сопровождения студентов-инвалидов на этапе их обучения в вузе.

Основные формы работы педагога-психолога при осуществлении психологического сопровождения.

Утверждение парадигмы развивающего, личностно-ориентированного образования, задачи повышения профессионализма педагогических кадров и психологической компетентности всех участников образовательного процесса требуют перехода к практико-ориентированным формам предоставлении информации, оснащению педагогов и родителей психотехниками, позволяющими решать актуальные задачи развития и воспитания ребенка, его обучения.

Педагог-психолог традиционно использует как групповые, так и индивидуальные формы работы: занятие (развивающее, коррекционное) с элементами тренинговых технологий, психологический тренинг, мастер-класс, круглый стол, беседа с элементами практикума, семинар, консультация, психологическая игра, психологический урок, самодиагностика (обучающая диагностика), неделя психологии, психологический (интеллектуальный) марафон, социальный (учебный) проект

1. Индивидуальное психологическое консультирование –профессиональная помощь студенту в поиске разрешения его личностной проблемной ситуации. В трудный момент жизни индивидуальное психологическое консультирование может помочь человеку преодолеть стресс, лучше понять сложившуюся жизненную ситуацию, принять взвешенное решение. В ходе психологического консультирования у человека появляется возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и, в соответствии с этим новым видением, скорректировать свое поведение.

2. Психологическая диагностика индивидуально-типологических характеристик и особенностей обучающихся, что позволяет студентам в процессе профессиональной подготовки в вузе опираться на выявленные способности и возможности их личности тем самым обеспечивать успешность своей профессиональной подготовки.

3. Коучинг: организационное консультирование направлено на расширение потенциала человека с целью достижения им максимального результата в рамках поставленной цели. Данная форма дает возможность студентам грамотно и осознанно планировать и осуществлять учебную и профессиональную деятельность.

4. Групповая работа(участие в работе тренингов, мастер-классов, тюторских групп, групповой терапии), целью которой является социально-психологическая адаптация обучающихся к новым условиям учебной деятельности и формирование социально и профессионально важных качеств будущих специалистов социальной сферы.

5. Семейное консультирование(работа со всеми членами студенческой молодой семьи) предполагает исследование моделей дисфункционального поведения и взаимодействия в семье и оказание соответствующей помощи в формировании эффективных и конструктивных семейных взаимоотношений.

6. Консультации по вопросам самопознания, самоопределения, самовыражения и самореализации личности позволяют студентам выстраивать индивидуальную траекторию профессионального становления.

8. Электронная психологическая почта(конфиденциальное психологическое консультирование) предусматривает опосредованное консультирование студентов по вопросам жизненного и профессионального самоопределения.

9. Студенческий киноклуб «Я и Ты»– это просмотр кинофильмов с последующим обсуждением и саморефлексией в форме тренинга, что позволяет углубить и расширить знания о себе и окружающих, а также обеспечивает построение успешных межличностных взаимоотношений как важного условия профессионализма специалистов социальной сферы. Кроме того, киноклуб – это возможность для студентов выражать свое мнение и быть выслушанным. Участие в работе киноклуба является уникальным эмоциональным путешествием, самопознанием, активной формой профессионального развития.

Для достижения наибольшего эффекта психологического сопровождения студентов с ОВЗ недостаточно использовать только психокоррекционные воздействия. Последние должны выступать в комплексе с другими видами психологического воздействия, а именно, с психологическим просвещением, психопрофилактикой, информационным просвещением преподавателей и другими видами деятельности психолога, образующими единую стратегию психологического сопровождения студентов-инвалидов на этапе их обучения в вузе.

Библиографический список.

1. Токарь И. Е. Инклюзивное образование: опыт и перспективы развития // Социальная педагогика. - 2011. - N 5. -С. 93-105.

2. Научно-методическое обеспечение индивидуализации образовательного маршрута и психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья в системе высшего образования: Пособие для преподавателей вузов / Сост.: С.А. Гончаров, В.З. Кантор, М.И. Никитина, С.А. Расчетина, В.В. Семикин. СПб., 2002.

3. Липский И.А. Педагогическое сопровождение развития личности: теоретические основания // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сборник научных трудов. Волгоград, Перемена, 2004.

Наши рекомендации