Оценка конкурентоспособности товара

Конкурентоспособность фирмы во многом определя­ется уровнем конкурентоспособности ее товаров. Поэтому вопросы оценки уровня конкурентоспособности товара и разработки на этой основе рекомендаций по повышению конкурентоспособности очень важны для формирования конкурентоспособности в целом фирмы. «

Товар — все, что может удовлетворить нужду или по­требность и предлагается рынку с целью привлечения внима­ния, приобретения, использования или потребления.

Наиболее широко применяемое на практике определе­ние конкурентоспособности товара:

Конкурентоспособность товара — совокупность каче­ственных и стоимостных характеристик товара, которая отражает его отличие от товара-образца и обеспечивает этому товару преимущества на конкурентном рынке в за­данный промежуток времени.

Из данного определения четко видно, что конкурен­тоспособность товара представляет собой определенный компромисс между качеством товара и его стоимостными характеристиками. Неконкурентоспособным может быть товар очень высокого качества, если соотношение цены и качества товара окажется для потребителей неприемле­мым. И наоборот, товар с качественными характеристи­ками ниже среднего уровня'может обойти по конкуренто­способности конкурирующие товары, если рынок очень чувствителен к ценам.

Конкурентоспособность товара — это категория от­носительная. Она может иметь место только в том случае, если есть с чем сравнивать, т.е. если на рынке присут­ствуют конкурирующие товары.

Конкурентоспособность товара имеет характер кон­кретности проявления в отношении рынка и времени. Таким образом, если товар конкурентоспособен на одном целевом рынке, то это не значит, что он будет конкурен­тоспособен и на других рынках. Также, если товар конку­рентоспособен сегодня, то завтра он может потерять свои конкурентные позиции ввиду появления на рынке новых товаров, изменения предпочтений потребителей, усовер­шенствования товаров конкурентами и по многим другим причинам.

Условие конкурентоспособности товара в общем виде

может быть представлено следующим соотношением:

Оценка конкурентоспособности товара - student2.ru (9.1)

где Р— полезный эффект товара;

С — затраты на приобретение и использование товара.

Полезный эффект товара определяется качественными его характеристиками, которые важны для потребителя.

Качество товара — это совокупность свойств и характе­ристик товара, обусловливающих его способность удовлет­ворять установленные или предполагаемые потребности. На практике конкретные потребности переводятся в набор количественно и качественно установленных требований к характеристикам товара. Оценка качества продукции со­стоит в проверке соответствия продукции требованиям к качеству — перечню количественных характеристик (по­казателей качества) и качественных признаков.

Из соотношения (9.1) видно, что при оценке конкурен­тоспособности товара учитываются затраты потребителя не только на приобретение товара, но и на его использова­ние в процессе эксплуатации. Совокупность цены приобре­тения товара и совокупных расходов, связанных с его эксплу­атацией, называется ценой потребления. В расчетах уровня конкурентоспособности товара используется именно цена потребления.

В настоящее время существует множество методик оценки уровня конкурентоспособности товара. Наиболь­шее распространение на практике получила методика определения интегрального показателя уровня конкурен­тоспособности товара. Представим характеристику дан­ной методики.

Оценка конкурентоспособности товара на основе опреде­ления интегрального показателя уровня конкурентоспособ­ности.

Количественная оценка конкурентоспособности* то­вара предприятия включает в себя следующие этапы:

• выбор наиболее конкурентоспособного товара на рынке в качестве образца для сравнения и оценки конкурентоспособности товара предприятия;

• определение набора сравниваемых параметров обоих товаров;

• расчет интегрального показателя конкурентоспособ­ности товара предприятия.

При оценке уровня конкурентоспособности товара в качестве образца для сравнения может приниматься

Оценка конкурентоспособности товара - student2.ru

лучший мировой аналог данного товара, если требуется определить уровень конкурентоспособности товара па мировом рынке. За базу сравнения при оценке конкурен­тоспособности товара может быть принят идеальный то­вар, который условно формируется из набора лучших по всей совокупности конкурентов свойств данной товарной группы. В реальной жизни такого товара не будет, но иде­альная база сравнения может показать, насколько анали­зируемый товар отстает от идеального товара.

В качестве базы сравнения могут рассматриваться свойства анализируемого товара в предыдущие периоды времени. В таком случае будет установлен уровень конку­рентоспособности товара относительно самого себя в ди­намике.

Оценка конкурентоспособности товара производится на основе трех групп параметров оценки:

• 1 группа. Нормативно-производственные параметры.

• 2 группа. Потребительские параметры.

• 3 группа. Экономические параметры.

На рисунке 9.1 показана примерная схема оценки уровня конкурентоспособности товара.

Наши рекомендации