Наруш.динамики пр-са воспр
Это показала Вересотская в экспер-те.Известно,что у умственно-отст-х детей замедлен пр-сс воспр-ия.В ее эксп-те:взрослые испыт-е,первокл-ки и умственно-отст-ые(вспомогат.шк.) испыт-ые 22м/с 42 м/с взрослые 72% 100%;1 кл.57% 95%:У.О. «-» 55%.Воспр-ие требует времени и темп воспр-ия м.б.разным.У умс.отс. реб.темп воспр-ия замедлен. Даже посм-в в окно он увидит и заметит меньше.
Наруш.мотивац.комп.воспр.
Инактивность воспр-ия,отсутствие подконтроль-ности,целенаправл-ть воспр-ия. Ярко проявл-ся у бол-х с лобным синдромом.Они не осуществ-ют актив-го поиска,кот-й всегда включ.в акт воспр-ия.Затрудн-ть узнавания в дан.случ.не явл-ся агностическим расстройством.Бол-ые не осущ-ют актив-го поискового пр-са.Они какбы не прове-ряют свой ответ.Такая инактивность проявл-ся при пораж-х лобных частей мозга;при психиатрич-х заболеваниях пожилого возраста-атрофии.Инакт-ть наблюд-ся и у умств-но-отс-х детей(но не так ярко,как у лобных).Ум.от.дети не обнаруж-ют стремления расмот-ть в деталях,их вполне устраи-вает общее узнавание.Ум.от.дети в силу инактив-ности воспр-ия не узнают перевер-ые кар-ки,не умеют искать избират-но,отворач-ся от ярких деталей.Они плохо ориет-ся в сюж-х картинках, руководс-ся случ-ым впечатл-м(т/ж и при чтении).
Наруш.мотивац.комп.воспр.
Наруш.смыслообраз-й ф-ции мотива в воспр.
Она придает пристрастность воспр-ю. Если испыт-му предьяв-ть двусмысл-е картинки, но при этю сформир-ть у испыт-го в опред-м восприя-и, т.е. подкрепить опред. смысл,тоэто будет существенно влиять на воспр-е. Тоже самое можно набл-ть в клинике неврозов, возние-т т.назю перцептив-я защита. Больной упорно не видит, не слышетто, что для него чрезмерно болезненно. Наруш-е смысло-образ-щей ф-ции мотива,искажение смыс-ловых стр-р, влияет на воспр-е. Это ярко проявл-ся и у психопот. лич-тей. для них хар-на недостат-ная сформир-ть иерархии смысловых образований и патологически повышенная их лабильность. Ф.С.Сафуанов проводил экспер-ное иссл-е с пом. сем. диф-ла. Он предлагал своим испытуемым шкалы (суд.психиатр. экспертиза). Они оценивали нейтрал. стимулы (контур-е изображения, семанти-чески не наруш-е) и значимые слова.К/д оценивал слова в обыч.условиях, и в сит-ции эмоц. напряж-ти. оказалось,что у здор-х испыт-х не было разли-чий в кол-ве актуализированных,эмоц-но-оценоч-ных св-в,не м\ду эксперим-ми ни м\ду сериями. А у психопат. лич-тей набл-сь пероценка лич-го смысла, субъективно-значимых стимулов и утрата смыслового отн-я к нейтральным стимулам в эмоц-но напряж-й сит-ции. То, что значимо д\психопат.лич.,искажается, нар-ся прситраст-ность,она стан-ся чрезм-о яркой, неадекват. яркой.
Обманы чувств.
Галлюцинации-это ложные восприятия.Они м.б. любой модальности,их содержания различны.Бол-ые относ-ся к галюц-м,как к реал-м об-ам,и переубедить больного невозм-но.Галюц-ии про-ецируются во сне,они чувственно окрашены; возникают непроизвольно,помимо желаний и воле-вых усилий бол-го.Галюц-ии и иллюзии различны по внеш-му раздраж-лю.пс-ая д-ть-это отраж-ие действит-ти.Рубинштейн обратила вн-ие на то,что затрудненность д-ти анализатора облегчает обма-ны чувств.Напр.,у слабовидящих/слышаших легче наступают галюц-ии.Гип-за:существенную роль в возникн-ии галюц-й играет тревозное прислушива-ние.Эксп-ет:запись воспроизводилась оч.тихо, чтобы создать слуховую нагрузку анализатора. Здор.испыт-ые дали 78%прав.ответов.Больные с реактивным сост-ем истерического хар-ра не могли объект-но оценить ситуацию,узнавали то,что их тревожило.Бол-ые с галюциноторно-паранойдным синдромом: чередование правильно-го воспр-ия с искаженным.Здесь проявл-сь завис-сть галюц-ии от правильности звуков.Бол-ые шизофр-й с синдромом вербал-х галюц-й. Усиливались галюц-и при утомл-ии и при усилении тревожн-ти.Зависим-ть м/у раздражи-телями и гавлюц-ми обнаружив-сь редко.Галюци-нат-ые образы были стереотипны.Бол-ые с алкогольными психозами.Здесь:яркая предметная образность,синестезии.Все бал-ые плохо распозн-ли источник звука,было только 40% правил.отв-в.Выводы:В осн-ве галюц-й лежит отдельный раздражитель.Обманы воспр-ия-это сложный рез-т пс-й д-ти,включающий в себя различные наруш-ия.Здесь наруш-ия операциональной стороны д-ти(агнозии звуков),наруш-ие личност-й стороны воспр-ия,кот-ые проявл-ся в пристии образов,а т/же невозможность коррекции,отсутсвие произво-льности и подконтрол-ти.В кл.т/же проявл-ся и псевдогалюц-и,описанные рус.психиатором Канн-динским и фр.Клерамбо (синдром наз-ют в их честь).Псевдогал-и направлены во внутрь,а не во вне,и они не идентифиц-ны с реал-ми предметами.
Наруш.непосредств.п-ти.
Оч.ярко проявл-ся при Корсаковском синдроме,где наблюд-ся забывание текущих событий при сохр-ии событий прошлого.Корсаков наблюдал такие наруш-ие у бол-х с алког-ой интоксикацией. Заполнение в п-ти событиями прошлого наз-ся конфабуляция.Бол-ые дезоринтир-ны в простр-ве и времени.В 1935г.Леонтьев вырабатывал усл. рефл.на болевой раздраж-ль у больных с корс. синд-ом,что подтверждает выводы Клапареда-па-мять-это пр-сс запечатл-ия,сохр-ия и воспроиз-ия, когда это необходимо.Запечатл-ие и сохр-ие есть,а страдает воспроизв-ие(мет-ка запом-ия 10 слов). При корс.синд. 1-4 слова.В кл-ке т/же наблюд-ся прогрессирующая амнезия.При ней больные забы-вают не только текущие,но и прошлые события, путают настоящее и прош-е.Прогресс-ая амнезия наблюд-ся при психиат-х заболев-х позднего возр-а.В основе атрофия коры.Снижается способ-ть запом-ия текущих событий,затем стирается событ. последних лет.Сохранившиеся в п-ти островки приобретают актуальность.Бол-ые нач-ют жить в обрывках ситуаций прошлого.Кривая запом-ия 10 слов-низкая,но при эт.она будет зигзагообр-ая,т.к.выражена истощаемость пс-х пр-ов.У ум. от.детей наруш.непосредств.п-ти не столь выраж-ны,у них замедл-ые темпы усвоения материала, неточность воспроизв-ия,непроч-ть сохран-ия.