Соц перцепция. Мех-мы и эффекты межличностного воспр. Каузальная атрибуция.

в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. введен Дж.Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда на восприятие.Соц перц.- процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности.механизмы:1)идентификация-отожд-е себя с другим. Близко понятие 2)эмпатия.Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. В отличие от философского употребления термина, в социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Все исследования в этой области можно разделить на два больших класса: 1) изучение содержания межличностной перцепции (характеристики субъекта и объекта восприятия, их свойств и пр.); 2) изучение самого процесса межличностной перцепции (анализ ее механизмов, сопровождающих ее эффектов). система способов такого приписывания (атрибуции). Особая отрасль социальной психологии, получившая название каузальной атрибуции, анализирует именно эти процессы

Г.Келли выделил три таких типа: личностную атрибуцию (когда причина приписывается лично совершающему поступок), объектную атрибуцию (когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие) и обстоятельственную атрибуцию (когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам)1)ЭффектОРЕОЛА.2)Эффект первичности и новизны-значимость определенного порядка предъявл инфо.

Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения.

45.Рук-во и лидерство в мал гр.Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс Б.Д.Парыгин называет следующие различия лидера и руководителя: 1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, руководитель осущ-ет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации; 3) лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается. 4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство – явление более стабильное; 6) процесс принятия решения руководителем значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности; 7) сфера деятельности лидера – в основном малая группа, руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системеТеории происх. Лид-ва: Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт. На смену теории черт пришло "ситуационной теории лидерства"., но утверждается, что в основном лидерство – продукт ситуации. идея о врожденности качеств была отброшена, принята идея о том, что лидер просто лучше других может актуализировать в конкретной ситуации присущую ему черту. системной теории лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер – как субъект управления этим процессом..

46. Понятие, структура функции социальной установки. Формирование и изменение социальных установок Соц. Установки.-Аттитюд.-(Олпорт) –состояние психо-нервной готовности складыв. на основе опыта и оказывющее направляющее влияние на реакции индивида, относит всех объектов или ситуации с к-ым он связан Соц-уст.-(Осмолов)-готовность предрасполож. Субъекта, возникающ. При предвосхищении опред. Объекта и обеспеч. Устойчивый, целенаправленный хар-р протекания деят-ти по отношению к данному объекту.

Стр-ра аттитюда(Смит РОокич)1. Когнитивный компонент-связан с формир-ем стереотипа. Соотнесение компонента сознания как к-л категории. Осознание объекта соц. Установки.2. Аффективный-эмоции, чувства, переживания, связанные с объектом установки.3. Поведенческий-способ вкл. Поведения, в проц. Соц. Сознания.Последовательность повед. По отн-ию к объекту.Ф-ции аттитюда:1.приспособительная-аттитюд напр-ет субъекта к тем объектам, к-ые служат достижению его целей 2. Знания. –аттитю дает упрщ. Указания относительно способа поведния по отношению к конкрет. объекту3. Выр-ия-аттитю выступает, как средство освобождения субъекта от внутр напряжения выр-ия себя как личности.4. защиты-способствует разрешению внутр. Конфликтов личности.Если аттитюд изменяется, поведение спрогнозировано быть не может, пока не известно направление, в котором произойдет смена аттитюда

В бихевиористски ориентированной соц психологии (исследования социальных установок К.Ховланда) в качестве объяснительного принципа для понимания факта изменения аттитюдов используется принцип научения: аттитюды человека изменяются в зависимости от того, каким образом организуется подкрепление той или иной социальной установки. Меняя систему вознаграждений и наказаний, можно влиять на характер социальной установки, изменять ее.

В когнитивистской традиции объяснение изменению социальных установок дается в терминах так называемых теорий соответствия: Ф.Хайдер, (Андреева, Петровская). Это означает, что изменение установки всякий раз происходит в том случае, когда в когнитивной структуре индивида возникает несоответствие, например, сталкивается негативная установка на какой-либо объект и позитивная установка на лицо, дающее этому объекту позитивную характеристику.

47. понятие социализация.социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.Сод-ие: что личностью не родятся, личностью становятся, то ясно, что социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. три сферы, в которых осуществляется становление личности: деятельность, общение, самосознание. Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением "каталога" деятельностей (Леонтьев), т.е. освоением все новых и новых видов деятельности. При этом происходят еще три чрезвычайно важных процесса. 1) ориентировка в системе связей, означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснение их, но и их освоение.. Как следствие этого 2)– центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей. 3) – это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости. общение – рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления, что само собой разумеется, коль скоро общение неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Что же касается углубления общения, это прежде всего переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие.3. развитие самосознания личности-процесс социализации означает становление в человеке образа его Я. Именно поэтому процесс социализации может быть понят только как единство изменений всех трех сфер. Они, взятые в целом, создают для индивида "расширяющуюся действительность", в которой он действует, познает и общается, тем самым осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений.

54. Психологические аспекты педагогического общения.

Успешное педагогическое общение является основой эффективной профессиональной деятельности учителя. Общение с воспитанниками в педагогических целях играет важную роль в социализации ученика, в его личностном развитии. Педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива. Педагогическое общение - многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности (В.А. Сластенин и др.).

Профессионально-педагогическое общение - это система приемов и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач педагогической деятельности и организующих, направляющих социально-психологическое взаимодействие педагога и воспитуемых (В.А. Кан-Калик).

В педагогическом общении реализуются коммуникативная (обмен информацией между общающимися), интерактивная (организация взаимодействия) и перцептивная (восприятие друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания) стороны

Наши рекомендации