Перцептивная сторона общения.
Крестина Воронцова пед. изо.
Содержанием которой является характеристика общения в ходе которой устанавливается взаимовосприятие и взаимопознание партнеров по общению и в конечном счете их взаимное понимание. Связана с тем как люди воспринимают друг друга, когда общаются.
Первоначальное значение социальная перцепция - это характеристика социальной детерминированности процесса восприятия.
Социальной перцепцией называют процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности.
Социальными объектами были обозначены:
1) Другой человек.
2) Группа
3) Соц. общность.
Таким образом круг этих социальных объектов был довольно узкий. Все эти социальные объекты должны быть классифицированны с точки зрения того, кто и как их воспринимает.
В схеме которую предложила Андреева Г.М. которая охватывает все стороны социальной перцепции. В схеме обозначено 8 позиций где проявляется социальная перцепция, 4 позиции когда субъектом восприятия выступает индивид.
1. Индивид может воспринимать другого индивида принадлежащего к той же социальной группе.
2. Когда индивид воспринимает другого индивида, но принадлежащего к другой социальной группе.
3. Индивид воспринимает свою собственную группу.
4. Индивид член какой-нибудь группы воспринимает другую группу в целом.
В социальной психологии описаны еще 4 позиции перцептивного процесса, где субъектом выступает не индивид, а группа, это значительное отличие как ставиться вопрос в общей психологии, там всегда в качестве субъекта рассматривается индивид.
В социальной психологии возникает новый субъект восприятия – группа.
1. Группа может воспринимать своего собственного члена.
2. Группа может воспринимать индивида принадлежащего к другой группе.
3. Группа сама воспринимает себя, она и субъект и объект восприятия.
4. Одна группа воспринимает другую группу в целом.
Межличностная перцепция есть одна из форм социального восприятия.
В социльной психологии не определенно границы между социальным восприятием и социальным познанием. Перцептивная сторона общения гворит о том как в ходе общения строиться образ партнера по общению и какова мера взаимопонимания партнеров по общению если учесть, что у каждого свой образ этого партнера.
Механизмы восприятия другого человека:
1. Механизм идентификации. Для того чтобы понять партнера по общению можно отождествить себя с этим партнером и проанализировать его поступки и действия так, как - будто это мои собственные поступки и действия.
Механизм эмпатии. (сходный с механизмом идентификации, сочувственная идентификация). Полностью поставить на место партнера и эмоционально принять его позицию и действие, отождествить себя с партнером. Принятие в расчет его доводов, аргументов и позиции.
Что значит понять другого человека? Это значит нужно уметь поставить себя на его позицию.
Понимание человеком человека есть два механизма:
- Механиз идентификации, ярче всего проявляющийся в механизме эмпатии, т.е. полное сочувствие, принятие человека каков он есть.
Например: взаимодействие преподавателя и студента. Преподаватель принимает экзамен и видит что студент не знает, преподаватель должен ему эмпатировать.
- Принятие в расчет соображение партнера, но не отмена своей собственной позиции.
Например: преподаватель выслушал, студент не знает, голова болит, родители делали ремонт, но преподаватель не принял эту позицию.
Понимание другого человека – это очень сложный психологический процесс. 2
2. Механизм рефлексии. Многократное отражение собственного образа в сознании другого человека и осознание того как партнер воспринимает меня.
Холмс – американский социальный психолог. Предложил наглядно нарисовать механизм рефлексии.
Джон и Генри общаются между собой.
Холмс считает что при общении Джона с Генри в процесс общения включены не две персоны, а шесть.
Джон ( каков он есть) Генри (__)
Джон (каким его видит Генри) Генри (___)
Джон (каким он думает, что он видится Генри) Генри(_____)
3. Механизм клоузальная атрибуция. Это механизм приписывания человеком причин поведения другому человеку. Важный механизм построения образа другого человека.
Г. Келли выделил три вида атрибуции:
1. личностная атрибуция.(приписывание причины какого-нибудь поступка, поведения, личности этого действующего субъекта)
2. стимульная атрибуция.( самокритичное приписывание причины)
3. обстоятельственная атрибуция.(причина связанная с каким-либо обстоятельставми)
Эффекты межличностного восприятия:
1. Эффект ареола. Этот эффект проявляется в том, что мы воспринимаем другого человека, в некотором ареоле который кем-то, не нами, вокруг него создан. (приписывание человеку то, что возможно ему не соответствует)
С.Л. Рубинштейн говорил, что суть межличностного восприятия в том, что мы как бы читаем другого человека, а именно за его внешними физическими чертами, пытаемся прочитать его психологические характеристики, ареол мешает, этому успешному чтению, потому что все искажается за счет этого ареола.
2. Эффект первичности и новизны. Заключается в том, что оказывается впечатление о другом человеке зависит еще от того в каком порядке мне предъявляется о нем информация. Первичная информация относительно незнакомого человека, оказывается более существенна. (знали, что человек четный и вдруг узнали, что он украл и вообще жулик, новая информация, увы, сработала). Важно в каком порядке предъявляют информацию о человеке, по сравнению его образа.
3. Эффект стереотипизации. Играет двоякую роль в отношения между людьми и общении между ними. Стереотипы дают сокращенный образ, схему, при помощи которой можно, категоризировать вновь встреченного человека.
Точность межличностного восприятия. Точность образа построенного нами человека очень трудно проверить.
Система экспертных оценок – это социально психологический метод, который позволяет построить объективное описание другого человека. Экспертные оценки применяются как метод, но не гарантируют точность восприятия.
Нет абсолютно достоверных способов измерения точности восприятия другого человека. Парадокс заключается в том, что ни кто не знает как определить точность восприятия партнера по общению, но все стараются повышать точность восприятия другого человека.
Межличностная аттракция.
Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но и формируют по отношению друг к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств - от неприятия до симпатии и даже любви. Область исследований, связанная, с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку получила название исследование аттракции. Буквально аттракция означает “привлечение”.
Аттракция - это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для наблюдателя, и продукт этого процесса, то есть некоторое качество отношения. Эту многозначность термина обязательно нужно иметь в виду, когда аттракция исследуется не сама по себе, а в рамках перцептивной стороны общения. С одной стороны, встает вопрос о том, каков механизм возникновения симпатии и формирования привязанностей, или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека, а с другой - какова роль этого явления ( и процесса, и продукта его ) в структуре общения в целом. Рассмотрим, как возникает и развивается аттракция ( то есть проследим процесс формирования межличностной привлекательности).
Различают три формы аттракции:
1. Симпатии;
2. Дружба;
3. Любовь.
Составляющими взаимной привлекательности являются симпатия и притяжение. Симпатия это эмоциональная положительная установка на объект. При взаимной симпатии эмоциональные установки создают целостное внутригрупповое ( внутрипарное ) состояние удовлетворения взаимодействием ( непосредственно или опосредовано). Притяжение, как одна из составляющих межличностной привлекательности, в основном связано с потребностью человека быть вместе, рядом с другим человеком. Притяжение чаще всего ( но не всегда ) связано с переживаемой симпатией, то есть симпатия и притяжение могут иногда проявляться независимо друг от друга. В том случае, когда они достигают максимального своего значения и совпадают, связывая субъектов общения, можно уже говорить о межличностной привлекательности. Возникновение отношений между людьми определяется произвольным выбором, хотя он и не всегда полностью осознается партнерами. Кроме того, выбор должен быть взаимным, иначе невозможна реализация индивидуальных потребностей во взаимодействии. Первично возникшее межличностное притяжение определяет дальнейшее взаимодействие двух людей. Поскольку взаимные выборы не задаются внешними условиями инструкциями, возникает вопрос о том, что притягивает - отталкивает двух людей, вызывает взаимные симпатии - антипатии. В настоящее время существует два направления в исследовании межличностного притяжения : одно утверждает первичную значимость сходства между людьми и подобие установок для образования симпатий; другое считает, что взаимная дополняемость является решающей в определении межличностного восприятия.