Негативный разговор с самим собой
Негативный разговор с самим собой может быть противопоставлен разговору с самим собой, позволяющему справиться с ситуацией (Meichenbaum, 1986; Meichenbaum и Deffenbacher, 1988). Отрицательные утверждения, являющиеся элементами разговора с самим собой, мешают людям работать над различными недостатками жизненных умений. Наиболее часто встречаются такие отрицательные утверждения: «Я никогда не смогу сделать это», «Я начинаю испытывать тревогу, а это сигнализирует о том, что я могу потерять контроль», «Будущее безнадежно».
Справиться с ситуацией позволяют три главные функции разговора с самим собой, успокоение, тренировка и подтверждение. Примером успокаивающей самоинструкции может быть такое наставление: «Держись спокойно». Образец тренирующей самоинструкции может быть следующим: «Разберись с этой задачей». Пример подтверждаю-
щей самоинструкции — «У меня есть навыки, которые позволят мне справиться с этой ситуацией». Часто три эти вида инструкций объединяют: «Держись спокойно. Разберись с этой задачей. У меня есть навыки, которые позволят мне справиться с этой ситуацией».
Нереалистичные предсказания относительно возможности изменения
Приобретенные недостатки жизненных умений могут превратиться в укоренившиеся привычки, которые трудно изменить (Ellis, 1987). Области нереалистичных предсказаний относительно возможности изменения могут быть следующими.
• Страх перед неизвестным.
• Боязнь возникновения дискомфорта в процессе совершения усилия, нацеленного на изменение.
• Боязнь потери вознаграждения, получаемого при поведении, которое имеет место в настоящее время.
• Боязнь возникновения внутреннего конфликта между прежним и формирующимся Эго.
• Боязнь конфликта с другими людьми, который может возникнуть в результате изменения.
• Боязнь неудачи.
• Боязнь последствий успеха.
Воспринимаемая самонеэффективность или недостаток уверенности в своей способности добиться на практике уровня исполнения, необходимого для получения желаемого результата, особенно если они нереалистичны, могут блокировать изменения (Bandura, 1986). Многие люди оказываются не в состоянии проверить измененное поведение. Если же они пытаются это сделать, то не могут поддерживать измененное поведение при наличии риска возникновения рецидивов. Обучение предполагает отказ от безопасности, гарантированной старыми навыками, ради развития новых навыков. Некоторым людям удается лучше противостоять боязни изменения и рецидивам, чем другим. Некоторые виды навыков мышления, упомянутые ранее, — например точное восприятие и использование внутреннего разговора с самим собой, позволяющего справляться с ситуацией, — помогают людям управлять изменением, вместо того чтобы избегать его.
Неизменные внешние обстоятельства
Поддержанию недостатков жизненных умений обычно 'способствуют образ мыслей людей и ограничения со стороны окружающей среды. Большинство вышерассмотренных факторов, лежащих в основе приобретения жизненных умений, могут способствовать сохранению недостатков жизненных умений. Между людьми могут установиться недостаточно поддерживающие отношения. Люди могут подвергаться влиянию примеров неадекватных навыков мышления и действия. Индивиды могут получать несоответствующие вознаграждающие последствия. Люди могут не получать адекватных инструкций по жизненным умениям, а также могут быть не в состоянии инструктировать самих себя с учетом недостатков жизненных умений. Кроме того, люди могут подвергаться влиянию недостаточной или неточной информации и испытывать недостаток возможностей для развития своих навыков и человеческого потенциала,
ПРАКТИКА
Цели
Консультирование по жизненным умениям имеет две главные цели: развитие навыков, позволяющих справляться с определенными проблемами в настоящее время и в будущем, и развитие умелого человека. Цели консультирования по жизненным умениям могут быть всеобъемлющими или сфокусированными, элегантными или неэлегантными. Процесс достижения сфокусированных целей подразумевает оказание клиентам помощи в овладении навыками эффективного выбора в определенных областях, в которых у них имеются проблемы, например при необходимости иметь дело с лицами, обладающими властью, или при необходимости часто выступать публично.
Умелый человек
Всеобъемлющей целью консультирования по жизненным умениям является формирование умелого человека, обладающего знанием и навыками эффективного действия во всех главных областях жизни. Такие термины, как «самоактуализация», «самоосознание», «полноценно функционирующая личность», расцениваются как слишком неопределенные и чуждые повседневному языку большинства клиентов. При наличии времени и определенных обязательств, взятых на себя клиентом, консультанты по жизненным умениям стремятся привести в действие человека, умелого в широком смысле слова, а не только компетентного в конкретных областях. Умелый человек может эффективно делать правильный выбор в ряде областей, а также справляться с новыми ситуациями. Ниже перечисляются жизненные умения, необходимые умелому человеку. Эти умения сгруппированы в соответствии с пятью R укрепления психологической жизни.
Реактивность. Навыки ответного реагирования включают в себя экзистенциальное осознание, осознание чувств, внутренней мотивации, и сензитивности, связанной с тревогой и виной.
Реализм. Реализм относится к рассмотренным ранее навыкам мышления, таким как навыки ведения с самим собой разговора, позволяющего справляться с ситуацией, и навыки визуализации.
Установление отношений. Навыки общения включают в себя умение начинать беседу, раскрываться в разговоре, выслушивать собеседника, демонстрировать интерес, сотрудничать, поддерживать уверенность в себе, контролировать чувство гнева и улаживать конфликты.
Вознаграждающая деятельность. Навыки вознаграждающей деятельности включают в себя определение интересов, навыки работы, навыки обучения, навыки досуга и навыки заботы о сохранении физического здоровье.
«Добро-и-зло». Навыки типа «добро-и-зло» предполагают наличие социального интереса, выходящего за пределы непосредственной окружающей среды и этического процесса жизни.