Сказки за компанию разминка

Это – для смеха, хорошего настроения и разминки мозгов. И для создания забавных коротеньких сказок.

Играют два человека или больше.

На что наткнётся взгляд – то и попадает в вашу сказку. Например, один говорит:: «Мы варим суп…», – другой «…в кресле». «Мы моем голову…шваброй».

Впрочем, иногда получаются и грустные вещи: «В выходной день мы идём…к телевизору. Мы завтракаем вместе…с телевизором. Я делаю уроки рядом…с телевизором. Вместе с бутербродами в ранец я кладу…телевизор…»

Потерялась буква. Берёте сказку и рассказываете её без этой самой буквы.

Попробуйте прямо сейчас!

Откройте любую книгу и выхватите взглядом три – четыре слова наугад. Подберите к каждому из них слово с противоположным значением. (или что-то контрасту, противоположное) Например, вы выхватили слова: «правила – четвёртый – помогая – ух». Контраст может оказаться таким: «беспредел – ноль без палочки – мешая – караул». (Пусть не смущают вас правила грамматики: контраст-то мой, что хочу, то с ним и делаю!). Составьте из этих слов предложение. Н., вот что получилось: «На улице Беспредельной девочка по имени Мешая караулила Ноль без Палочки». … или… «Маленький – маленький Ноль потерял свою палочку в тот самый момент, когда беспредельно радовался, что с Караулом ему повезло. Вот как это случилось…»

Слово по ассоциации. Воспользуйтесь первым попавшимся существительным и назовите по ассоциации ещё десять слов. Интересная цепочка получится! хватаёте из неё предпоследнее – это будет ваш сказочный герой. Берите второе – это конкурент. А раз конкурент, то … А что они станут делать?

Тайнопись

Эту игру мы почему-то называли «английской», ходя не знаю, из Англии она родом или ещё откуда-то. Никто не помнит, как вообще она появилась в нашем доме.

Но за этой игрой мы провели множество весёлых праздников и вечеров.

Игра проводилась в письменном виде, в вид ответов на вопросы. И некоторые листочки – оказывались такими забавными, что выбрасывать было жаль. Мы их складывали в стеклянную вазу. А потом, как-то так само получилось, мы стали придумывать сказки, по этим листам. Просто так, на ходу, для смеха. Тогда она казалась совсем пустой/ бесполезной, но приятной тратой времени. Теперь же я понимаю, что были эти очень важные вечера. Раскованность, открытость для смеха и необидных шуток, общение – что может быть важнее для дома, для атмосферы семьи.

Попробуйте и вы. Чем больше будет народу – тем лучше. (Если есть нечитающие дети – что ж, пишите за них. Только сначала заполните свой листок, а потом дополнительный).

Сядьте все в круг. Игра проходит в три этапа.

1) Записать ответы на вопросы.

Всем участникам игры выдаются узкие полоски бумаги (если лист тетрадный поделить на 4 части в длину – в самый раз; ? тетрадного листа, разрезанного по вертикали) и карандаш. Ведущий задаёт первый вопрос: «Кто это был?». Все пишут. (например: кот, большой зелёный крокодил, моя мама, и т. п. – что захочется написать). Затем загибают листик так, что написанное не было видно, и передают соседу справа.

Потом – задаётся второй вопрос – Ответил на вопрос – прикрой свой ответ и передай листок соседу. Это обязательное условие: что там написали на листике до тебя, видеть/читать нельзя. Когда (((все вопросы закончатся (их всего пять), ведущий говорит: «Стоп!».

2) Подготовка к монологу

Делается небольшая пауза; каждый разворачивает тот листочек, который находится в данный момент у него, прочитывает. (Это надо,

чтоб разобрать почерк и слова, чтобы потом вслух это прочесть красиво). Вслух можно зачитывать всё подряд, что там на листочке записано. А можно придумать короткую сказку на базе этих слов.

3) Чтение и хохотание.

По очереди (каждый) зачитывает то, что там в его листочке получилось. Получается разное. Но чем дольше идёт игра – тем больше в неё втягиваешься, тем она веселее.

Вопросы:

Первый вопрос: «Кто это был?»

Второй вопрос: «Где находился?»

Третий вопрос: «Что делал?»

Четвёртый – «Что с ним/с нею случилось?»

Пятый: «…люди прибежали и сказали…Что?»

Отвечать можно одним – двумя словами, но можно и целым предложением. То есть сколько дополнительных слов вы употребите в ответе – решаете сами.

По сути, у каждого на листке будет записано одно сложное предложение.

Чтобы превратить его в сказку-рассказку, добавляйте слова типа: однажды… вдруг… оказывается… и т.п. и т.п.

Сказки по пословицам

Пословицы, поговорки и пр. – отличный сюжет для новой сказки. Там, конечно, нет развёрнутого сюжета, но зато есть двойной смысл: прямой и переносный. Этим и пользуйтесь. И сказку сочините, а заодно и ребёнка научите этот второй смысл понимать.

Да и для развития речи полезно: вы без труда вложите в детскую головку такие понятия, как аллегория /иносказание, метафорический смысл, гротеск (и т. п.)

Ведь дело не в терминах, а в том, чтоб образные выражения (и прочее) вошли в лексикон, в активную речь.

Вот как можно сделать это.

Возьмите какую-либо поговорку/пословицу/крылатое выражение. Ну, например,

«И на солнце есть пятна». Для начала спросите у ребёнка, как он думает, что это значит. Даже если человек пока не понимает, «где здесь собака зарыта», всё равно выслушайте его версию. Это полезно «вчетверне»: во-первых, так вы проявляете уважение к человеку, а попутно настроитесь друг на друга; во-вторых, весьма вероятно, ребёнок выдаст что-то интересное и весьма необычное (с детьми часто такое случается); в-третьих, выдвигая какую-то версию, он начнёт думать, рассуждать, стоить предположения, т. е. подходить к процессу творчески, что никому ещё не повредило; в-четвёртых, он заинтересуется (сам, а не по чьей-то указке): в самом деле, а как это: солнце в пятнах?

В общем, сначала разбираетесь с прямым смыслом фразеологического оборота.

Потом переходите к переносному.

Проще всего взять и растолковать. Сложнее, но лучше будет, если и здесь вы не кинетесь в разъяснения, а натолкнёте ребёнка, подведёте к нужному выводу так, чтоб его самого «озарило».

Скажите:

– Солнце какое? (Доброе, ласковое, жаркое, согревающее…» – ответит ребёнок).

– А пятна? Когда они бывают и где? Какие они? Даже малыши запросто ответят на ваш вопрос: в чём – в чём, а в пятнах, кляксах и чумазости они большие специалисты.

– А что с пятнами надо делать? Ясно же: отчищать, отмывать. Вот и тема для вашей сказки, вот и сюжет. Придумайте двух – трёх героев – и в путь, отмывать на солнышке пятна.

«Солнышко ты моё…», – говорим мы своим малышам. И слыша сказку о солнышке, которое не осуждают за то, что на нём появились пятна), а любят и помогают, ребёнок примеряет это отношение на себя. Это очень важно, чтобы наши солнышки с раннего детства знают: даже с

пятнами (недостатками и ошибками) мы их любим не меньше, чем «чищенных и отмытых».

Пословиц так много, что, пожалуй, нет ни одной жизненной ситуации, чтобы хоть одна какая-то не подошла. Пользуйтесь: одно предложение может заменить речи и спичи, разрядить обстановку, поддержать и утешить.

Как знать, когда пригодится она. Быть может, через много – много лет, когда покажется, что удача отвернулась, когда всё валится из рук и жизнь повернулась не светлой своей стороной, а дом далеко, и попросить о помощи некого, ваш дорогой ваш человек вдруг вспомнит ту старую сказку из детства, вместе придуманную, и, ухватившись за неё, как за соломинку, выплывет. Потому что и соломинки спасают, если протягивают руку помощи из детства.

Пословицы – поговорки чаще всего дают лишь направление вашей сказке, (общую фабулу, первый толчок). Но зато какой! Сколько всего можно напридумывать!

У семи няней дитя без глаза (но это, скорее, сказка для родителей)

Сколько волка не корми, он всё равно в лес смотрит

Кто хвалится, тот с горы свалится

Старый друг лучше новых двух

В трёх соснах заблудиться…

Или в море обид, в котором можно запросто утонуть, если не заметишь лодочки, на бортике которой написано: «Прощение».

Маленькая собачка до старости щенок

Если бы да кабы, то во рту росли грибы (ну тут уже и напрягаться не надо – образ настолько явный).

Проще всего сделать так: разбираете оба смысла (и прямой, и переносный), а для сказки берете смысл буквальный, прямой

Невелик муравей, а горы копает

Как видите, воспитательный момент тут выражен настолько ярко, что так и хочется в дело его пустить.

Без труда не вытащить рыбку из пруда

Море по колено. Сказка, которая просто необходимо нашим беспечным деткам, которые стали постарше. И другой вариант для них – Сказка про море обид, в котором можно запросто утонуть, если не заметишь лодочки, на бортике которой написано: «Прощение».

Просто – определяйтесь: что рассказываете и зачем. Маленькое уточнение: не старайтесь в каждую сказку вложить глубокий воспитательный смысл, иногда неплохо дать себе только одно задание: как следует поразвлечься. Но знаете, что удивительно? Когда вы придумываете от души, когда сами настроены на добро – никакого специального воспитания и не надо: всё получается само собой.

Наши рекомендации