III. Дыхательная, артикуляционная и речевая разминка. 1. Дыхательная разминка

1. Дыхательная разминка.

Упражнение «Пушинки на ладошках»

2. Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Кто сильнее»

— Ваши губы плотно сжаты. Они решили помериться силой: кто окажется сильнее? Верхняя губа давит на нижнюю, а ниж­няя — старается оттеснить верхнюю. Повторить несколько раз.

3. Речевая разминка.

— Найди лишнюю букву, слог, слово?

а) а, у, р, о, ы;

б) ма, ра, ла, ны, св;

п) река, речка, ручей, ручка, ручеек.

        Р Е К А  
        С И Н А
        Д Я Т Е Л
С П А С и Б    
    П Е н А л    
Б Е Р Ё А        

IV. Подготовка к восприятию произведения

1. Кроссворд «Родина»

— Назовите, пожалуйста, слова, которые для вас являются самыми родными и дорогими. (Мама, папа, друг, школа и т. д.)

—Пpaвильно! И еще есть одно дорогое слово, о нем вы узна­ете, если правильно разгадаете кроссворд.

По горизонтали:

1. Течёт, течёт — не вытечет,

Бежит, бежит — не выбежит.

2. Про какое дерево говорят: «Мерзнет, дрожит на ветру»?

3. Живёт в лесу работник — Лесной носатый плотник.

4. Вежливое слово.

5. Место, где лежат карандаши, ручки, ластики.

6. Белые сапожки, зелёные серёжки. Ответ: Родина.

Слово учителя.

— В мире есть самый лучший уголок — край, где мы роди­лись и живем. Мы называем его родным краем или Родиной. Кажется, что все здесь давным-давно знакомо. Привычные дома, деревья, речушка, лес. Даже с закрытыми глазами можно найти угол дома, куст сирени, за которыми вы прячетесь во время игр. Вы хорошо знаете свою улицу, свой город. Но в то же время очень многое остается неизвестно.

Когда мы произносим слово Родина, перед нами как бы рас­крываются бескрайние просторы — леса, поля, горы, реки, моря. Зажигаются огни городов, похожие на земные созвездия.

Беседа.

— Что же такое Родина? Какие чувства испытывает каждый человек к своей родине?

— С чего начинается любовь к Родине?

— Как называется наша Родина?

— Какое красивое название, у нашей страны — Беларусь! Вы только вслушайтесь в музыку этого слова. Откуда же взялось такое красивое слово? Существует множество легенд о проис­хождении этого названия.

V. Работа с текстом В. Липского, И.Сергеевой «Весть издалека»

1. Чтение произведения учителем (с. 120).

2. Проверка эмоционального восприятия произведения.

— Что интересное вы для себя узнали?

3. Анализ произведения, выборочное чтение.

— Откуда пошло название Белая Русь? Найдите в тексте и прочитайте.

— Что означало и означает слово «белый». Расскажите.

— Что слышится в имени нашей земли? Прочитайте.

— Что вы еще знаете о Белой Руси?

4. Чтение произведения учащимися:

а) «жужжащее - чтение;

б) чтение «цепочкой» по предложению.

5.Подробный пересказ текста учащимися.

Физкультминутка

VI. Работа в группах

Задание для 1 группы

— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

• Родная земля — матушка, чужая сторона — мачеха.

• Жить — Родине служить.

• Береги землю родную, как мать любимую.

Задание для 2 группы

1. Прочитайте стихотворение.

Люблю свой дом...

Люблю свой дом, свою речушку,

Люблю в ней каждую ракушку

И каждый камушек на дне,

И мостик-радугу над ней!

Люблю свой лес в зелёной майке,

Ромашки на лесной лужайке.

Люблю я солнце, добрый ветер,

А маму — больше всех на свете!

В. Ланцетти

2. Ответьте на вопросы.

— Какие чувства высказаны в стихотворении?

— Почему автор любит свою Родину? Докажите.

Задание для 3 группы

1. Прочитайте стихотворение.

С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре.

С хороших и верных товарищей.

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

Стой песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

М. Матусовский

2. Отпетые на вопросы.

— Какие, чувства вызывает стихотворение?

— Почему нужно любить свою Родину?

Задание для 4 группы

1. Прочитайте стихотворение.

Поезжай за моря-океаны.

Надо всею землёй пролети:

Есть на свете различные страны.

Но такой, как у нас, не найти.

Глубоки наши светлые воды,

Широка и привольна земля,

И гремят, не смолкая, заводы,

И шумят, расцветая, поля...

М. Исаковский

2. Ответьте на вопросы.

— О чем говорится в стихотворении?

— Почему нужно любить свою Родину?

Наши рекомендации