СКАЗКА-сокровищница народной мудрости. Русские народные сказки. Сказки о животных и бытовые сказки.

Сказка-весьма популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, нередко таинственные и страшные события, действие же имеет приключенческий характер. Это отличается многоэпизодичностью. Он отличается законченностью, драматической напряжённостью, чёткостью и динамичностью развития сюжета. Положительный герой, преодолевая трудные препятствия, всегда достигает своей цели.

Сказке свойственен счастливый конец. В произведениях этого жанра всё сосредоточено вокруг основного персонажа и его судьбы.

Сказка отличается строгой формой, обязательностью определённых моментов, а также устойчивостью компонентов. В ней почти не даётся картин природы и быта, действие как бы обнажено. Она не имеет таких замедляющих действие элементов, как былин, но ей присущи почти постоянные композиционные особенности: зачины и концовки, повторения эпизодов, трёхступенчатое строение сюжета, введение персонажей, животных и предметов, обычно чудесных, которые помогают герою достигать цели.

Свои научные работы по изучению в том числе и сказок посвятил А.Н. Афанасьев («Поэтические воззрения славян на природу» в трёх томах (1866-1869 гг.)), Ф.И. Буслаев («Перехожие повести» (1874 г.)).

Для развития исследования сказок важное значение имела работа известного фольклориста Ю.М. Соколова. В ряде статей и в учебнике «Русский фольклор» (1938 г.) он подробно рассмотрел сказки, их идейно-художественное значение.

В 1228 году вышла книга В.Я. Проппа «Морфология сказки». Книга Проппа и статьи А.И. Никифорова, особенно «К вопросу о морфологическом изучении народной сказки» (1928), положили начало к структуралистическому подходу к этому жанру.

В 1946 г. В.Я. Пропп выпустил книгу «Исторические корни волшебной сказки», где пытался показать возникновение волшебной сказки и обосновать появление определённых функций персонажей.

Особое глубокое воздействие оказывают на детей сказки. В них дети впервые знакомятся с разнообразными увлекательными сюжетами, богатым поэтическим языком, активно действующими героями, которые постоянно решают трудные задачи и побеждают враждебные народу силы.

Народ разработал три основных вида сказочных повествований: о животных, волшебные сказки и сатирико-бытовые. Каждый из этих видов имеет свой круг сюжетов, свои темы, образы и поэтику. В единый фольклорный жанр их объединяет фантастика. Она является основным средством воплощения идейного замысла сказочника. Без фантастики невозможна и немыслима сказка.

В детский быт и детское чтение входят сказки о животных. Они составляют десятую часть всего русского сказочного репертуара и насчитывает около пятидесяти сюжетов.

Сказкам о животных свойственны образность и стремление запечатлеть реальный облик зверей. Их возникновение связано с эпохой падения мифологических представлений народа о жизни, когда человек стал покорять природу, приручать животных. Поэтому в животном эпосе прозаически освещаются некогда обожествляющиеся человеком звери. С развитием классовых отношений и классовой борьбы появилась и сатирическая трактовка зверей, которые стали восприниматься как определённые социальные типы людей.

Многие сказки о животных аллегоричны. Этому способствовал тот факт, что каждый из персонажей-животных переходит из сказки в сказку, сохраняя неизменную характеристику и действуя в устойчивых сюжетных формах.

Лиса, волк, медведь олицетворяют ненавистных народу лиходеев бояр, дворян и помещиков. Каждый из них плутует и обманывает по-своему. Лиса, волк и медведь воплощают мораль «хозяев» жизни.

Положительными героями-животными чаще всего являются зайчик, мышь, лягушка, ворона, дятел, дрозд и особенно кот: Котофей Иванович, кот-красавец, кот - баюн, гусельник.

Волшебные сказки занимают одну пятую часть русского сказочного фольклора, насчитывая около ста пятидесяти сюжетов. Именно волшебные сказки ученные относят к самым характерным классическим формам сказочной поэзии народа. В них создан особый сказочный мир, чудесно преобразующий всё реальное и земное, особый тип сказочного героя - идеального выразителя народных стремлений. Здесь постоянно проходят волшебные превращения, оживают мёртвые, появляются многочисленные чудесные помощники и противники героя.

В волшебных сказках изображаются острейшие конфликты между положительным героем и враждебными ему силами, утверждается победа справедливости и добра над коварством и жестокостью. Крестьянский сын торжествует над царём и придворными, младший брат над угнетающими его старшими братьями, гонимая трудолюбивая падчерица - над злой мачехой и её изнеженной тунеядкой дочерью. («По щучьему велению», «Иван-царевич и серый волк», «Хаврошечка», «Морозко» и другие).

Следует выделить цикл волшебных сказок, имеющих особое отношение к народной педагогике.

Сказки «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко» несомненно обработаны, а возможно, и специально созданы народными сказочниками для детей. Героем их является ребёнок или же напоминающее его существо. Они также олицетворяют лучшие нравственные черты народа, борются и побеждают, вызывая особое ликование у детей. Возвеличивая героя-ребёнка, разрабатывая и ряд специфических детских тем (любовь сестры к младшему брату, наказанное непослушание, судьба маленькой сиротки), это сказки, однако, были органическим звеном всей традиции русской волшебной сказки. И в детских волшебных сказках мы видим контрастные образы, раскрывающие народные представления о добре и зле, ускоренный темп повествования, нарастающий драматизм, троекратные повторы важнейших сюжетных мотивов, устойчивые стилистические формулы (так называемую «обрядность»).

Позднее животного и волшебного эпоса возникли сатирико-бытовые сказки: они отразили дальнейший рост вольнолюбия и критицизма народа, дальнейший рост реалистических тенденций его устно-поэтического творчества.

Действие сатирико-бытовой сказки протекает в реальной бытовой обстановке русской деревни. В ней нет волшебных образов, предметов, превращений. Её положительный герой (мужик, батрак, солдат) побеждает врагов (царя, барина, попа, купца, кулака) не с помощью чудес. А благодаря своим умственным и нравственным качествам. Но побеждает всегда и везде. Побеждает вопреки тому, что в действительности народ оставался угнетённым. Народ и здесь рисовал социальную утопию.

Социально бытовые сказки очень коротки: в центре сюжета как правило - один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов, события, которые служат предметом повествования, можно определить, как нелепые, смешные, странные, необычные, хотя они совершаются в правдоподобной жизненной обстановке. В этом типе сказок широко развит комизм поступков и словесный комизм, что делает их сатирическим, ироническим и юмористическим. Повествование очень простое. Развит диалог изложение от лица условного рассказчика, который выполняет роль пояснений и ремарок.

ПРЕДАНИЯ

Предания в народе называют «былями».

Для них характерна историческая тематика. Предания сохраняют память о событиях и деятелях истории.

Этот вид устного народного творчества имеет большое познавательное значение, так, как в преданиях рассказывается об очень далёком прошлом, о времени, от которого, как правило, не сохранилось других свидетельств. То, о чём говорится в преданиях, обычно воспринимается и рассказчиком и слушателями как действительно происходившее.

Ряд особенностей придают преданиям реалистический характер: исторический материал, имеющий порой местную окраску, точное указание времени и места событий, бытовые детали, нередко ссылка на традиционность повествования («старик рассказывал «говорят»), незначительная роль в сюжетах фантастических элементов. Предания не только повествуют о событиях и действиях исторических лиц, но и объясняют их причины, это увеличивает познавательную ценность рассказов.

Предания близки к историческим песням, но имеют прозаическую форму, а не стихотворную. От сказок предания отличаются тем, что в них повествуется о реально существующих фактах, хотя порой трактуемое с некоторой долей вымысла, отличаются и «свободной формой», предания не имеют устойчивых зачинов н концовок, определённых ходов развития сюжета,. От бытового устного рассказа предания отличаются тем, что говорит о далёком прошлом, а также тем, что повествователь выступает участником или свидетелем события, рассказываемого в преданиях.

В преданиях мы узнаём о походе Олега на Царьград, о его смерти от укуса змеи, о мести Ольги древлянам за смерть Игоря, о сватовстве князя Владимира к Рогнеде, о Кожемяке, об Иване Грозном, о Ермаке и о Степане Разине, о Пугачёве, о Петре I и др.

БЫЛИНЫ

Былины воспроизводят социальные типы в собирательных образах, исполненных художественной фантазии. Это возвышает историзм былины, так как её образы являют собой художественное обобщение исторической мысли народа. Как правило, не связывая себя с передачей отдельных конкретных событий и лиц, былина остаётся вернейшим выражением исторического сознания и памяти народа.

Свойство былин как искусства, запечатлевающего историческую реальность в обобщённых образах, обработанных со всей силой фантазии, так существенно, что, что не приняв во внимание эту черту эпоса, нельзя составить о нём верного понятия. Эпос передаёт понимание истории, очерчивает социально-исторические типы общественных деятелей, вскрывает исторический смысл общественных событий, потрясавших Русь в борьбе за этническую целостность и государственную независимость. Наконец, певцы былин обнаруживают проницательный взгляд на социальные противоречия в обществе.

Как выражение исторической мысли, былины воспроизводят идеалы социальной справедливости, славят защитников достоинства, чести и человеческих прав народа.

Рано поняв это, учёные стали именовать былины героическими эпосами. Героика должна быть понятна не только как тематическая характеристика былин, но как примета самого их жанра.

Былины - это патетические песнопения, повествующие о великих деяниях необыкновенных людей. С таким жанрово-тематическим свойством прямо связана песенно-стихотворная форма былин. Ритмическая организация слова предоставляла певцу былин особые возможности художественного изображения и, главное, была сопряжена с повышенной экспрессией поэтического выражения.

Соединив все эти признаки, получим такое определение былин: это героические песни, возникшие как выражение исторического сознания народа в восточнославянскую эпоху и развившиеся в условиях раннефеодальной Руси; имея целью возвеличить социальные и нравственные этические идеалы народа, былины отразили историческую действительность в образах, жизненная, реальная основа которых обогащена фантастическим вымыслом; Былинные песнопения обладают торжественно-патетическим тоном: стихотворно-ритмическая организация, стилистика отвечают их назначению прославить необыкновенных людей и величественные события истории.

В устном народном творчестве существуют следующие былины:

Былины о Святогоре. Былины о Дунае.

Былины об Илье Муромце. Былины об Алёше Поповиче.

Былина о Вольге и Микуле.Былина о Садко и др.

Вопросы для самоконтроля:

1.Что такое Фольклор?

2.Какие малые фольклорные жанры вызнаете?

3.Какие виды сказок вы знаете, каковы их особенности?

4.Чем они отличаются от былин и преданий?

Список литературы по теме:

• Н. И. Кравцов, С. Г. Лазутин. Русское устное народное творчество. М., Высшая школа 1983 г.

• В. П. Аникин, Ю. Г. Круглов. Русское народное поэтическое творчество. 1987 г.

• Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия. Сост. Ю. Г. Круглов. Л. Просв. 1987 г.

4. Детская литература: учебник для студ.СПО/ под ред. Е.О.Путиловой.-М.:Академия, 2015.

5. Детская литература. Выразительное чтение. Практикум. Под ред. Т.В.Рыжковой.- М.: Академия, 2015

Раздел 3. Литература Древней Руси и эпохи Просвещения в детском чтении.

Тема 1.3.Литература Древней Руси и эпохи Просвещения. Истоки русской детской литературы. Первые детские писатели.

Цели и задачи:

1.Установить истоки русской детской литературы. Познакомить с Букварями и Азбуковниками

2.Назвать первых детских писателей. Познакомить с журналом «Детское чтение для сердца и разума».

Основные понятия по теме: рукописная книга, грамматика, книгопечатание, славянская культура, кнингоиздание, букварь, история детской литературы, средневековые верши.

План изучения темы:

• Возникновение детской литературы. Появление первых печатных книг.

• Детская литература XVII века. Общий характер детской литературы.

• Рукописные детские книги. Появление первых печатных книг для детей.

Наши рекомендации