Тема 2.Сказки о животных и бытовые сказки

В бытовых сказках действие происходит в реальном мире, и герои их – обыкновенные люди. Но реалистическими их назвать нельзя: и жизненные обстоятельства, в которых действуют герои, и их поступки необычны. О происходящем здесь можно сказать: такое бывает только в сказке.

Среди бытовых сказок немало смешных и забавных. Сказка весело смеется над глупостью и жадностью, от кого бы они ни исходили. Это может быть и свой брат-мужик, который нередко бывает не только сверхнаивным простаком, но и круглым дураком. Он меняет корову на козу, козу на кошку, кошку на иголку, а потом ее теряет – и все обходится хорошо. Дурак делает все невпопад, но сказка его “прощает”, показывая мир наизнанку, мир, живущий не по “правилам”, – и потому смешной, комический. Герой попадает в абсурдные ситуации или делает совершенно немыслимые вещи (накрывает обгорелые пни горшками: “ребяткам холодно”), и невероятность происходящего делается источником смешного.

Герои бытовых сказок – простые люди, но их отличают от всех прочих сообразительность, находчивость, а то и хитрость. Если сказка сталкивает мужика и барина, простолюдина и царя, бедного и богатого, то победителем неизменно будет тот, кто ниже по своему социальному, положению.

Хитрость и находчивость героя бытовой сказки часто проверяются мудреными загадками и испытаниями. Простой повар, выдавая себя за монаха, отгадывает трудные загадки, которые задает ему царь. Девочка-семилетка выполняет немыслимые требования царя: предстать перед ним ни голой, ни одетой, ни с подарком, ни без подарка. Сильные мира сего – неразумные попы, жадные судьи, самоуверенные бояре – должны признать свое поражение в столкновении с простым человеком.

Встречается два типа героев бытовых сказок. Один – это хитрец, человек ловкий и находчивый. Другой – простак, остающийся в дураках. Тот и другой могут быть людьми разного социального положения, но чаще находчивыми оказываются люди, ничем внешне не примечательные: мужик, солдат, смекалистые юноши и девушки.

Многие бытовые сказки говорят о проделках хитрецов. Их сюжеты похожи на сказки о животных, где речь также идет о хитрецах. Происхождение этих сказок относится к глубокой древности, когда звери, по людским понятиям, еще говорили. Эта условность и сохраняется в сказках, которые у нас читают и рассказывают обычно маленьким детям. Малышей забавляет, что звери могут не только говорить, но и вести себя по-человечески, быть умными и глупыми, хитрыми и легковерными. Поэтому почти все сказки о животных смешны и забавны. Их персонажи получают простые, однозначные характеристики: лисичка – плутовка, волк – сер и глуп, медведь – неповоротливый тугодум. Вот эти трое чаще всего и действуют в русских сказках. Остальные животные появляются гораздо реже и тоже получают однозначную характеристику: еж сообразителен, заяц труслив и всегда обижаем.

К диким животным иногда присоединяются домашние. Русские сказки предпочитают кота. По характеру он сродни лисе – проказлив, но сообразителен. Обычно же домашние животные выступают сплоченным коллективом – как звери, решившие зимовать в лесу (русская сказка “Зимовье зверей”, похожая на известную сказку братьев Гримм “Бременские музыканты”). Встречаясь с дикими животными, домашние неизменно одерживают победу как более находчивые и сообразительные. У них нет страшных зубов и когтей, и главным их “оружием” становится ум. Изредка появляется в сказках о животных и человек. Обыкновенно он оставляет в дураках хищных животных, но бывает и простофилей (как старик, из саней которого притворившаяся мертвой лиса побросала рыбу).

В сказках о животных всегда побеждает слабый, но хитрый и сообразительный. Волк встречает лакомящуюся рыбой лисичку и может отобрать ее силой, но лиса, знающая о жадности волка, отправляет его ловить рыбу на хвост, и тот терпит позорное поражение. Маленький котишка запугал медведя, волка и зайца своей непривычной внешностью и урчанием.

Поскольку русские сказки о животных давно стали детскими, это отразилось и на их форме. Они превратились в маленькие сценки: в них почти нет никаких описаний и преобладает диалог. Иногда сказка строится как цепочка однотипных фрагментов: встреч, просьб. Это сказки о колобке, теремке, о том, как курочка искала для петушка водички.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ АНАЛИЗА НА ЗАНЯТИЯХ

Сказки для чтения и анализа из сборника А.Н. Афанасьева “Народные русские сказки”: “Лисичка-сестричка и волк”, “Кот и лиса”, “Зимовье зверей”, “Вершки и корешки”, “Теремок”, “Мужик и барин”, “Шемякин суд”, “Семилетка”, “Беспечальный монастырь”, “Каша из топора”.

Вопросы и задания

1. Чем отличаются бытовые и сказки о животных от волшебных?

2. Можно ли назвать бытовые сказки реалистическими? Обоснуйте свою позицию.

3. Над кем смеется бытовая сказка и почему?

4. На примере нескольких бытовых сказок покажите, как в них создается смешное. Какие качества человека подвергаются осмеянию и почему?

5. Кто и почему оказывается победителем в бытовых сказках? Проиллюстрируйте свой ответ примерами из сказок.

6. Что общего в сказках о животных и бытовых сказках? Покажите это на примере конкретных сказок.

7. Что забавного в сказках о животных? Подтвердите свой ответ анализом сказок.

8. Какие характеристики получают звери в сказках о животных? Приведите примеры из сказок. Какова цель этих характеристик?

9. По каким признакам лесные звери в сказках о животных противопоставляются домашним? Обоснуйте свой ответ примерами из сказок.

10. Есть ли мораль в сказках о животных? Докажите свою позицию.

11. Один из исследователей назвал детские сказки о животных “сказками драматического жанра”. Какие основания имел он для этого?



РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Тема 3. Сказочная повесть Антония Погорельского "Черная курица, или Подземные жители": особенности поэтики и композиции

Одним из первых крупных прозаических произведений в русской литературе XIX века, героем которого становится ребенок, явилась романтическая повесть Антония Погорельского(Алексея Алексеевича Перовского, 1787–1836) “Черная курица, или Подземные жители” (1829). О своевременности появления книги свидетельствовал тот факт, что повесть с похвалой была встречена литературными противниками писателя, не говоря уже о детской аудитории, для которой предназначалась. Читатель-ребенок в фантастическом произведении Погорельского нашел пищу для ума и воображения. Читатель-взрослый увидел продолжение традиции волшебно-рыцарского романа, долгое время пользовавшегося популярностью в качестве развлекательного чтения.

В произведении А. Погорельского современники обнаружили также – и не без оснований – подражание немецким романтикам, в особенности Гофману, почему и окрестили потомка знатной российской фамилии (А.А. Перовский – внебрачный сын князя Разумовского, в числе владений которого была и усадьба Перово под Москвой) “русским Гофманом”. Но значение “Черной курицы...” для истории отечественной литературы этим не исчерпывается. Это не только эксперимент по “пересадке” немецкой фантастики на русскую почву, который, несомненно, удался, но и положительный литературный опыт создания нравоучительной прозы о ребенке и для него; характерный пример сказочной повести, поэтика, художественные особенности которой определяются романтической литературной эпохой, а также связывают письменную литературу с традициями национальной устной словесности.

Чрезвычайно существенными для истолкования и анализа повести оказываются следующие обстоятельства.

1.Повесть Погорельского автобиографична. Существует версия, что “Черная курица” – мемуары в виде волшебной сказки о реальном пансионе, в котором учился Перовский. Герой (Алеша) носит имя мальчика, о котором и для которого эта сказка написана – Алексея Константиновича Толстого, тезки и родного племянника Погорельского, в будущем самобытного писателя.

С бытом семьи в поместье Погорельского связан мотив большой дружбы Алеши с курочками. Алеша выкупил у кухарки курицу Чернушку, отдав за нее все свое состояние – золотой империал.

Тоскливая нежность к детям сопровождала писателя всю жизнь: своих он не имел. А из собственного детства вынес Антоний Погорельский печаль одиночества. Семейное предание гласило, что во время одной из многочисленных вспышек ярости отец Алеши Перовского объявил о своем решении отослать сына в закрытый пансион, с глаз долой. Алеша бежал, упал с забора, неудачно приземлился и с той поры хромал.

В своеобразной изоляции провел писатель и значительную часть зрелой жизни. Одиночество отозвалось и в выборе псевдонима. Погорельский означает “затворник в селе Погорельцы Черниговской губернии (Северная Украина)”, где Алексей Перовский начал писать. Имя Антоний, видимо, параллель к имени святого Антония Печерского, из-за княжеских козней когда-то переселившегося из Киева в Чернигов.

2.Художественный метод Погорельского в “Черной курице” – романтический, а частным проявлением романтизма является так называемое романтическое двоемирие, т.е. сосуществование в художественном мире произведения двух планов изображения – реалистического и ирреального (идеального). Ирреальный план повествования делает “Черную курицу” близкой к сказке, реалистический – к бытовой повести. В этом заключается принципиальное своеобразие произведения А. Погорельского как литературной сказки. Примечательно, что самим автором произведение определено как “волшебная повесть”, а бытие героя-ребенка в ней представлено как бы в двух измерениях: воображаемом и действительном. Внешняя линия жизни Алеши в изображении писателя отличается бытовой точностью и конкретностью. Но многие поступки главного персонажа-человека автор сказочной повести объясняет также глубинными, внутренними потребностями детского сознания, его духа. И эти ощущения формирующейся личности положены автором в основу фантастических событий произведения. Таким образом, романтическое двоемирие “волшебной” повести Погорельского носит специфический, “детский”, характер.

3.Важнейшей художественной особенностью повести как литературной сказки оказывается и то, что в композиционном совмещении двух ведущих планов повествования проявляют себя традиции нескольких фольклорных (устных) и письменных эпических жанров: мифа, сказки, былины, средневекового рыцарского романа, романтической фантастической повести. Поэтому произведение Погорельского с интересом читается не только детьми, интуитивно улавливающими в нем близость к органичной для их восприятия сказке, но и взрослыми, способными увидеть более сложный подтекст фантастического романтического повествования.

4.Характер чудесного в “волшебной повести” Погорельского специфичен. Особый смысл здесь приобретает прием грезы (видения, сна). В силу некоторых психофизиологических особенностей детского возраста греза оказывается как бы пограничным для сознания ребенка состоянием между действительностью и явью, а значит, помогает писателю в организации фантастического внутреннего мира литературной сказки.

5.Судить о жизни по меркам наивно-простодушного, незамутненного детского сознания – давняя традиция русской классической литературы. У ее истоков стоял А. Погорельский. Объективность взгляда на героя и мир создается в произведении наличием нескольких точек зрения на происходящее. Смысл всякой сказки – в достижении победы, и, пройдя путь испытаний, мальчик ее достигает. Но достижение это невозможно без выполнения одного очень важного условия. Какого? Эту проблему в индивидуальном порядке и. должен решить для себя каждый маленький читатель повести. Только так может состояться открытие ребенком мира, только так может быть завоеван “статус совершеннолетия”, к которому и стремится Алеша. А автор “Черной курицы...” мудро направляет поиски ребенка на этом пути познания.

В создателе первой русской литературной прозаической сказочной повести счастливо совпали качества писателя-романтика и талант педагога. Со своей детской читательской аудиторией он хотел и умел говорить серьезно о серьезных вещах.

Вопросы и задания

1. Пользуясь учебником “Детская литература” под редакцией Е.О. Путиловой, литературными энциклопедиями, подготовьте ответы на следующие вопросы:

– какое место занимает творчество А. Погорельского в истории русской литературы первой трети XIX века?

– каковы причины обращения писателя к созданию произведений для детей и юношества?

2. Перечитайте экспозицию повести (абзацы 1–7). В каком времени и пространстве разворачивается сюжет произведения? Какими художественными средствами задаются эти художественные характеристики?

3. Найдите в сказочной повести образы, создающие бытовой мир. Как они характеризуют жизнь Алеши?

4. Найдите в повести описание приготовлений учителя к встрече важного гостя. С чьей точки зрения (автора или героев) оно дается? Какое значение это имеет для понимания того, что впоследствии произошло с Алешей?

5. Каким в произведении предстает реальный, бытовой мир? С чьей точки зрения он дан?

6. Понаблюдайте за поведением Алеши в сцене с кухаркой, едва не изловившей Чернушку, и в последующей сцене в дортуаре (спальне). Какие черты характера мальчика и особенности восприятия мира ребенком здесь открываются? Что переживает и о чем думает Алеша? Какими видятся истоки детской грезы автору произведения и его читателю?

7. Перечитайте видения Алеши. Чем волшебный мир отличается от реального?

8. Проследите путь Алеши и Чернушки во время первого и второго путешествий в подземное царство. Какую роль в них выполняет каждый из персонажей? Где здесь реальное, а где фантастическое? Какие предметы и события показались герою-мальчику самыми важными? Почему?

9. Как в “Черной курице...” создается образ чудесного?

10. Чьи точки зрения представлены в сказочной повести? Определите суть каждой позиции.

11. Определите внешние и глубинные причины поступков Алеши. Что в произведении помогло вам это сделать?

12. Найдите примеры проявления фольклорной и письменной эпической традиции. Какую роль они играют?

13. Охарактеризуйте средства собственно языковой выразительности в повести Погорельского: особенности синтаксиса, тропы, синонимические ряды, используемые символы и аллегории, устойчивые обороты речи. Какую роль они играют в произведении? Какие из них дают представление об индивидуальном, авторском стиле самого Погорельского, а какие – об особенностях языка литературной сказки 20–30-х годов XIX века?

14. Опишите, что произошло с Алешей после получения волшебного дара. Как в этом фрагменте повести проявляется педагогическая направленность произведения?

15. Покажите, как в “Черной курице” отражается процесс созревания детской души.

16. Обратитесь к эпилогу повести. Что изменилось, а что осталось неизменным во взаимоотношениях героев? К какому выводу побуждает автор своего читателя?




Наши рекомендации