Просмотр газет и обсуждение впечатлений от проведенных интервью учащимися у педагогов

- Что нового вы узнали об учителе?

- Чему удивились?

- Что заинтересовало вас?

- Есть ли что-то общее у вас с учителем (одинаковые качества или, может быть, привычки, мечты или си­туации неудачи)?

3.Эксперимент «Зачем нужны правила?»

Ведущий. Ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мы проведем с вами настоящее научное исследование! Кто может сказать, что означает слово «исследование»? (Звучат ответы учащихся.)

В целом вы все определили правильно. Да, это изучение чего-то нового, пока еще неизвестного другим. Но научное исследование отличается тем, что с самого начала ученый ставит перед собой какой-то вопрос, на который и ищет с помощью исследования ответ. Прежде чем записать какое-нибудь очень серьезное и важное утверждение, ученые проводят много экспериментов. Они обязательно проверяют, правильны ли их выводы.

Вот и мы сегодня попробуем задать себе вопрос и методом эксперимента найти на него ответ.

Сначала мы откроем тетрадки, в которых запишем дату и с новой строки — «Эксперимент». А вот вопрос, на который мы будем искать ответ (запишем с новой строки): «Зачем человеку в жизни нужны разные правила?»

Можете ли вы сейчас ответить на этот вопрос, без эксперимента? (Дети наперебой высказывают самые разные версии.)

Что же у нас получилось? Каждый из вас думает по-своему, согласия между вами нет. И самое интересное, что все говорят правильно. Так? Вот именно для того, чтобы найти один ответ для всех, исследуя проблему (а у нас с вами и обозначилась проблема: нет единого мнения), ученые и проводят эксперименты. Значит, у эксперимента всегда должна быть цель: зачем надо делать то-то и то-то.

Так и запишем в тетрадках с новой строки: «Цель — найти причину, которая заставляет людей жить по правилам».

(В это время учитель на доске рисует заготовку для игры в «крестики-нолики». Дети радостно узнают этот рисунок.)

Нарисуйте в своих тетрадках поле для игры в «крестики-нолики», и начнем наш эксперимент! Я вам обещаю, что смогу всех победить! (Часть ребят не соглашается с этим утверждением.) Посмотрим, посмотрим.... Итак, я начинаю первая.

Проходя по классу, ведущий в каждой тетрадке рисует крестик в любой клетке. Затем предлагает детям сделать ответный ход «ноликом» и продолжает игру. Дойдя до третьего хода, учитель, нарушая правила игры, зачеркивает крестики так, как ему хочется, заявляя каждому ученику: «Я победила!» Это вызывает бурный протест. Но необходимо дойти до самого последнего игрока, продолжая нарушать правила. Самых «крикливых» можно успокоить, шепча на ушко, что надо подождать окончания эксперимента.

— Ой! Как вы кричите! Почему?

Дети кричат наперебой:

– Вы нарушили правило!

– Так не играют!

– Так нельзя!

– Почему вы так делаете?

– Это нечестно!

- Что я делала? Правильно, я нарушила правило! А теперь давайте успокоимся и как настоящие ученые попробуем найти ответ: что произошло? Что вызвало такой крик и такое возмущение? Сначала попробуем заглянуть в себя, «зрачками внутрь», как говорят англичане.

(Дети постепенно успокаиваются.)

- Попробуйте ответить на вопрос: «Что вы чувствовали, когда я не по правилам объявила себя победителем? Какие чувства появились у вас?»

(Учитель спрашивает каждого, записывая ответ на доске.)

- Итак, возмущение, чувство, что тебя обманули, обида, задумчивость, недовольство, шок, раздражение, гнев, злость...

Давайте запишем эти слова, которые рассказывают о вашем состоянии, в тетрадках.

Скажите, это чувства светлые, приятные или темные, некрасивые?

(Практически хором звучит, что это темные, некрасивые чувства.)

- Вот как! Вы единогласно решили, что это темные, некрасивые чувства! Единогласно, ребята! Все чувствовали одно и то же, все говорят одно и то же. И что же вам захотелось сделать, когда вдруг вы почувствовали боль обиды?

- Правильно, вы начали кричать! Почему? Потому что я не хотела сразу остановиться в своих нарушениях, а вы не могли меня остановить! Так?

(На этот раз удивительно, но дети уже не кричат, они стараются говорить спокойнее. Видно, как они медленно анализируют сами себя, свои чувства в контексте слов и действий.)

- Какой вывод мы можем сделать? Правильно. Когда кто-то нарушает правила, другому человеку становится плохо: он чувствует, что его хорошее настроение и надежду разрушили, сломали. Все согласны? Тогда запишем вывод в тетрадках: «Нарушая правила, человек разрушает светлые чувства другого человека».

- Ребята! Сможем мы сейчас ответить на наш вопрос: «Зачем человеку в жизни нужны правила?»

(Звучат ответы детей.)

- Значит ли это, что жизнь по правилам может помочь людям быть добрее?

- А будут ли к нам другие люди хорошо относиться, если мы будем нарушать правила?

- Так зачем людям нужны правила?

- А сейчас вы сами должны попробовать ответить на сложный вопрос, который вы много раз задавали мне. «Почему случается так, что учителя иногда или часто повышают голос на вас во время урока? Что означает повышенный тон голоса учителя?»

- Ребята! Вам понравилось проводить эксперимент? Экспериментальным методом вы самостоятельно смогли определить, как вы должны вести себя не только на уроке, но и в повседневной жизни. Если мы с вами хотим жить в мире, если мы с вами хотим иметь много друзей, если мы с вами не хотим разрушать свое хорошее настроение, мы должны помнить наш вывод: «Нарушая правила, мы разрушаем светлые чувства к нам со стороны другого человека. Мы теряем друзей. Мы начинаем обижаться, плакать, страдать. И все только потому, что сами не соблюдаем правила, которые установлены в обществе».

- Источником нарушения порой становится не один ученик, а несколько человек, и не один раз за урок. Подумайте, можно ли сложить те «темные» чувства, которые вы сами назвали, и поместить их в сердце одного человека — учителя.

Дети охотно соглашаются с тем, что именно так часто и происходит. После этого задать вопрос «на засыпку»:

- Можно ли платить за добро злом? Учителя, которые вас учат, дарят вам новые знания. Можно ли разжигать в душе человека страдания и боль, думая только о своих сиюминутных желаниях и капризах?

Предлагается назвать известные учащимся правила поведения на уроке, чтобы не обидеть учителя, чтобы не настроить его против себя

- Нарушение правил приводит весь мир человеческих отношений в состояние, которое вы сами называли. И вы сами сказали, что это темные, некрасивые чувства, они разрушают отношения людей.

- Я хотела бы пожелать вам всегда помнить, что ваше хорошее настроение зависит только от того, умеете ли вы соблюдать правила.

4. Упражнение «Слушаем внимательно»(смотри занятие №8)

Обсуждение итогов занятия

Все участники высказываются о том, что понравилось, удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем до­вольны, какие чувства испытывали.

Домашнее задание.

Ритуал прощания.

Занятие № 10. Наш класс

Цель:Определение уровня сплоченности класса, способствование созданию дружественной обстановки и атмосферы поддержки в классе

Задачи:

1.способствовать формированию навыков взаимодействия в классе

2.помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие

2. Упражнение «Что я люблю делать»

Ведущий. В школе мы все собираемся вмес­те, здесь нас ждут друзья, учителя. Каждый из вас — ин­тересная личность, достойная уважения, каждый вносит собственный вклад в наши отношения, в дела класса. Передавая мяч друг другу, назовите свое имя и скажите о том, что каждый из вас любит делать и что у вас хоро­шо получается. Можно также сказать о том, чему вы мог­ли бы обучить других ребят.

После того как все участники выскажутся, они могут сказать друг другу о том, чему каждый из них хотел бы на­учиться у других.

3. Упражнение «Коллективная геометрия»

Ведущий. Соберитесь тесной кучкой вокруг меня. Когда я скажу «На­чали», вы закроете глаза и начнете двигаться в любую сторону самым хаотичным образом, стараясь, жужжать как пчелы, соби­рающие мед. Через некоторое время я хлопну в ладоши. Вы должны мгновенно замолчать и застыть в том месте и в той по­зе, где вас застал сигнал. Не открывая глаза и ни к кому не при­касаясь руками, попробуйте выстроиться в круг. Это должно происходить в полной тишине, иначе вам не удастся почувствовать ни людей, стоящих рядом, ни той совершенной фигуры, какой является круг. Наш круг может оказаться с острыми угла­ми. Когда все участники игры займут свои места и остановятся, я хлопну в ладоши трижды, вы откроете глаза и посмотрите, ка­кую фигуру вам удалось создать.

- Как вы думаете, чему учит нас эта игра?

- Какое новое знание о себе и о других дает эта иг­ра?

- Что мешало и что помогало справиться с заданием?

- О чем важно помнить, чтобы успешно выполнить задание?

4. Проективная методика «Коллективное рисование»

Ведущий. Вам предстоит сейчас на данном ватмане нарисовать картину на тему «Наш класс». Во время рисования вы должны будете выполнить ряд условий:

1. в данном процессе все должны принимать участие,

2. постарайтесь, чтобы у вас получился единый рисунок,

3. каждый может выбрать любой цвет и место для своей работы на ватмане

Во время работы рекомендуется включить музыку для создания рабочего настроения. На выполнение отводится 10 минут.

Обсуждение после работы:

- Получился ли у вас единый рисунок?

- Нравится ли вам данная работа?

- Кто был автором данного сюжета?

- Все ли принимали участие в рисовании?

- Какое настроение было у вас во время рисования и почему?

- Какие качества личности мешают или что помогают успешно справиться с данным заданием?

Обсуждение итогов занятия

Все участники высказываются о том, что понравилось, удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем до­вольны, какие чувства испытывали, какие вопросы остались неразрешенными.

6. Домашнее задание.Напишите правила, которые помогут вам в коллективной работе

Ритуал прощания

Занятие № 11. Вот я какой!

Цель: Создание ситуации осознания ценности и уникальности каждой личности

Задачи:

1. расширить представление учащихся о себе и своих одноклассниках, научиться принимать другого человека и находить в нем положительные качества.

2. создать условия для развития коммуникативных способностей учащихся

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие

Наши рекомендации