Глава 1. Теоретический анализ проблемы содержательных особенностей учебно-познавательной мотивации младших школьников с разным уровнем академической успеваемости

Введение

Период младшего школьного возраста – время активного развития познавательной деятельности ребёнка, её произвольности. В связи с изменением социальной ситуации развития появляются новые интересы, мотивы. Игровые мотивы отходят на второй план, а наиболее ценными и значимыми становятся те мотивы, которые имеют отношение к учебной деятельности. Учебная деятельность полимотивирована – она побуждается и направляется разными учебными мотивами. Наиболее адекватны учебным задачам – учебно-познавательные мотивы (Д.Б. Эльконин); если они формируются у ученика, его учебная работа становится осмысленной и эффективной. В основе учебно-познавательных мотивов лежит познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Это развивает интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, и интерес к процессу деятельности – как, какими способами достигаются результаты, решаются учебные задачи. Ребёнок должен быть мотивирован не только результатом, но и самим процессом учебной деятельности.

ФГОС призван решить проблему качественного усвоения детьми учебного материала через овладение универсальными учебными действиями (УУД), т.е. способностями к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Одной из целевых установок системы начального образования, заявленных в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, является развитие учебной мотивации. Она выступает как первый шаг к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке)

Изучением проблемы мотивации и мотивационной сферы личности занимались многие отечественные и зарубежные учёные: В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, А.В. Запорожец, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, Д. Макклеланд, А. Маслоу, Г. Олпорт и др.

Изучены и разработаны психологические теории мотивации, классификации потребностей и мотивов, структура и основные функции мотивов.

Исследования Л.И. Божович, А.К. Марковой, М.В. Матюхиной, Ю.М. Орлова, Е.И. Савонько посвящены изучению характеристик, составляющих и видам учебной мотивации.

Изучение содержательных особенностей учебно-познавательной мотивации младших школьников является важным и имеет практическую актуальность в связи с необходимостью разработки психолого-педагогических рекомендаций учителям по повышению учебно-познавательной мотивации младших школьников.

Объект исследования – учебно – познавательная мотивация младших школьников.

Предмет исследования – содержательные характеристики учебно – познавательной мотивации младших школьников с разным уровнем академической успеваемости.

Цель исследования: выявить содержательные особенности учебно – познавательной мотивации младших школьников с разным уровнем академической успеваемости.

Гипотеза исследования: познавательная мотивация младших школьников с разной академической успеваемостью имеет свои содержательные особенности: (УРОВНИ)

- низкий уровень (у хорошо и отлично успевающих школьников, по сравнению с троечниками, больше выражены мотивы, связанные с содержанием и процессом учения;

- средний уровень (хорошо успевающие школьники, по сравнению с троечниками и отличниками, больше мотивированы на приобретение знаний.

Задачи исследования:

• провести теоретический анализ проблемы учебно – познавательной мотивации младших школьников для выделения теоретических оснований исследования;

• обосновать диагностический инструментарий для исследования особенностей учебно – познавательной мотивации учащихся начальной школы;

• выявить содержательные особенности учебно – познавательной мотивации младших школьников;

• провести сравнительный анализ особенностей содержания учебно – познавательной мотивации младших школьников с разным уровнем академической успеваемости;

• разработать рекомендации педагогам по повышению учебно – познавательной мотивации младших школьников.

При проведении исследования использовались следующие методы:

• теоретические методы психологического исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

• эмпирические методы: тестирование («Методика для диагностики учебной мотивации школьников» методика М.В. Матюхиной в модификации Н.Ц. Бадмаевой; методика «Направленность на приобретение знаний» Е.П. Ильина, Н.А. Курдюковой);

• методы обработки данных: количественный и качественный анализ результатов исследования с использованием методов математической статистики (критерия φ* - угловое преобразование Фишера).

Глава 1. Теоретический анализ проблемы содержательных особенностей учебно-познавательной мотивации младших школьников с разным уровнем академической успеваемости

Наши рекомендации