Методика диагностики потребностей наркозависимых
Описываемая «Методика диагностики потребностей наркозависимых» (МДПН) предназначена для диагностики потребностей пациента, удовлетворяемых посредством употребления наркотиков.
Она основана на практике работы с наркозависимыми, которые, зачастую зная о вредных последствиях употребления наркотиков, тем не менее, продолжают это делать. Значит, можно предположить, что наркотики, пусть косвенно и кратковременно, но все же удовлетворяют те потребности, которые в реальной жизни фрустрируются и остаются неудовлетворенными.
В психотерапии наркоманий важно знать те мотивы пациента, которые побуждают его прибегать к помощи наркотиков, и помочь ему найти социально приемлемые способы реализации потребностей. Потому что в противном случае велика вероятность того, что он вновь начнет принимать наркотики, несмотря на прохождение им курса детоксикации и реабилитации.
Предлагаемая методика предназначена для краткосрочной диагностики потребностей пациента, когда имеются временные ограничения в работе с ним, и ориентирована на определение «мишеней» и целей для психотерапевтической работы.
Важно!
МДПН используется только в условиях круглосуточного стационара и ни в коем случае в амбулаторной работе.
Дело в том, что воспоминания об эйфорическом состоянии способны вызвать сильнейшее компульсивное влечение к наркотику и привести к рецидиву. После прохождения курса пациент нуждается в эмоциональном выравнивании, а иногда и в медикаментозном вмешательстве.
Описание методики
МДПН состоит из 6 шагов:
1.Присоединение к пациенту.
2.Описание пациентом своих переживаний при наркотическом опьянении.
3.Фиксирование гипотез специалиста о потребностях пациента, удовлетворяемых посредством наркотика.
4.Выяснение наличия этих потребностей в повседневной жизни пациента, когда он находится трезвом состоянии.
5.Определение условий, препятствующих реализации потребностей пациента.
6.Выявление актуальной потребности пациента.
Остановимся подробнее на каждом из шагов.
1. Присоединение к пациенту.
Специалист старается узнать причину, побудившую пациента обратиться за помощью именно в данный момент. При этом важно проявлять эмпатию, стараясь увидеть ситуацию глазами пациента, избегать критики в его адрес. Это способствует установлению атмосферы доверия и безопасности, необходимой для дальнейшей работы.
Важно показать пациенту, что психолог или психотерапевт воспринимает его не как безнадежно больного, а как вполне здорового человека, но имеющего определенную проблему. Это способствует повышению самооценки пациента и его ответственности через изменение психотерапевтических отношений «врач - пациент» на деловые «специалист - клиент».
2. Описание пациентом своих переживаний в состоянии наркотического опьянения.
Психолог предлагает пациенту рассказать о переживаниях, испытываемых им после приема наркотика. Необходимо отметить, что пациент может при этом испытать затруднение, так как наркотические переживания порой трудно вербализовать. Для преодоления этой проблемы можно использовать медитативное погружение: психолог предлагает пациенту представить, будто он сейчас приобретает очередную дозу наркотика, затем
принимает его, - и просит рассказать о возникающих при этом чувствах и образах. Описывать переживания можно посредством возникающих эмоций, чувств, физиологических ощущений, желаний, а также сравнивать восприятие себя и окружающего мира как в измененном, так и в обычном состояниях сознания. При этом важно, чтобы пациент рассказывал события в настоящем времени, как если бы это происходило «здесь и сейчас». Как показывает опыт, это способствует его погружению в описываемое состояние.
Во время рассказа пациента психолог может иногда задавать вопросы, ориентированные на уточнение испытываемых эмоций и желаний. Важно, чтобы вопросы задавались в настоящем времени, чтобы они не сбивали пациента с мыслей и не нарушали «погружение».
3. Фиксирование гипотез специалиста о потребностях пациента, удовлетворяемых посредством наркотика. Во время рассказа пациента, психолог фиксирует на бумаге фразы, которые могут указывать на потребности пациента, удовлетворяемые наркотиком. Если пациент даст согласие, то для этой цели можно использовать диктофон. Затем аудиозапись прослушивается в присутствии пациента, а психотерапевт, останавливая кассету в нужных местах, задает ему вопросы, ориентированные на прояснение, уточнение испытываемых эмоций и желаний.
Если пациент проходит длительный курс реабилитации, то описание переживаний в состоянии эйфории можно предложить ему в качестве домашнего задания, с просьбой зафиксировать свой рассказ на бумаге. На следующий сеанс психотерапии пациент приносит с собой записанный фрагмент, и специалист диагностирует его потребности.
4. Выяснение наличия выявленных потребностей в повседневной жизни пациента, когда он находится трезвом состоянии.
Психотерапевт своими вопросами старается определить, присутствуют ли в трезвой жизни пациента те потребности и чувства, которые он испытывает в состоянии наркотической интоксикации. Приведем примеры задаваемых пациенту вопросов:
- Чувствуешь ли ты подобное в трезвом состоянии?
- В каких ситуациях ты это чувствуешь?
- Хочешь ли ты что-то подобное, когда ты трезвый?
- При каких обстоятельствах ты это хочешь?
5. Определение условий, препятствующих реализации потребностей пациента.
Терапевт старается выяснить возможности и способы пациента удовлетворить потребности в трезвом состоянии. На этом этапе обычно обнаруживаются ситуации, в которых пациент испытывает фрустрацию, и выявляются его психологические защиты. Пример последовательности задаваемых вопросов:
- Как ты это делаешь в трезвом состоянии?
- Что тебе мешает сделать это?
- Что ты при этом чувствуешь?
- Как ты обычно поступаешь в такой ситуации?
6. Выявление актуальной потребности пациента.
Если в процессе работы у пациента выявляется несколько потребностей, удовлетворяемых через употребление наркотика и не реализующихся в трезвом состоянии сознания, то терапевт проводит работу на выявление наиболее актуальной из них на данный момент времени в целях проведения психотерапии. Пример задаваемых вопросов:
- Что для тебя сейчас более важно?
- С чего бы ты хотел начать работу?
- Что бы ты выбрал из всего перечисленного для психотерапевтической работы?