Классификация потребностей, необходимость их диагностики

Трудно назвать общепринятую классификацию мотивов личности. Тем не менее, на уровне наиболее глобальных потребностей, значимых в детском возрасте, имеется больше согласия, чем в классификации мотивов, актуальных уже для подросткового возраста. И это не случайно, так как мотивационная сфера личности развивается по пути дифференциации.

Итак, глобальные потребности, свойственные человеку буквально с первых лет жизни:

I. Первичные природные, организмические потребности:

I.1. Витальные потребности жизнеобеспечения.

I.2. Потребности органического удовольствия(эрогенные, прасексуальные потребности, которые в детском возрасте частично удовлетворяются ощущениями вкусового, осязательного и иного сенсорного удовольствия).

I.3. Потребности движения и новизны(в двигательных играх, физической разрядке, впечатлениях).

II. Первичные социальные, индивидные потребности:

II.1. Потребность в общении и любви окружающих(в контакте и приятии со стороны родителей и других людей).

II.2. Потребность самоутверждения и достижения(состязательные мотивы роста личных успехов и возможностей).

II.3. Потребности познания и когнитивного консонанса(в построении связной и непротиворечивой картины мира).

III. Высшие личностные, вторичные потребностиразвиваются у детей уже, как правило, в подростковом и юношеском возрасте в благоприятных обстоятельствах — на базе удовлетворенных природных и социальных потребностей (но не развиваются в случае их хронической фрустрации и подавления — такова позиция по этому сложному вопросу сторонников гуманистической психологии):

III.1. Потребность в сострадательной любви(это альтруистический эквивалент природной эгоистической потребности в любви окружающих, необходимый базис психической зрелости взрослого человека как родителя и воспитателя собственных детей).

III.2. Потребность в продуктивной самореализации(в создании прагматически или эстетически ценных продуктов собственной созидательной и творческой активности).

III.3. Потребность смысла жизни(в построении стройной системы из знаний и верований и в реализации моральных ценностей в собственной жизни).

Внутренний дискомфорт от ощущения неудовлетворенности плюс определенный ситуационный стимул могут вызывать психическое состояние, которое характеризуется актуализацией определенной потребности. Потребность ищет своего удовлетворения в определенном предмете (А.Н. Леонтьев, 1971). Когда она находит этот предмет, то в опыте образуется устойчивая связка "потребность–предмет", которая и становится движущим мотивом поведения. Например, в период младенчества едва ли не большая часть потребностей ребенка опредмечивается в образе матери. Но в принципе одна и та же потребность может сформировать у людей разные мотивы поведения. Например, случаи формирования психических нарушений, связанных с неадекватной сексуальной ориентацией (гомосексуализм, нарциссизм, сексуальный фетишизм и т.п.) = примеры образования неадекватных связок "потребность–предмет". В этом случае первичная потребность сексуального удовольствия находит удовлетворение в природно и социально неадекватном объекте и способе своего удовлетворения.

Природная незапрограммированность связок "потребность–предмет" у человека (по сравнению с животными, у которых эти связки, как правило, закреплены инстинктивно) создает для него не только преимущества гибкой адаптации, но и риск драматических ошибок псевдоадаптации.

Мотивация - побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

Мотив - побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности; осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности; материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок и ради которого они осуществляются. (Психология: Словарь/Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.-М.,1990.-С.219).

В отечественной психологии мотив понимается как осознанная потребность (А. Г. Ковалев, 1965), как предмет потребности (А. Н. Леонтьев, 1975) и отождествляется с потребностью (П. С. Симонов, 1981).

В содержании мотива можно выделить как специфическое, индивидуально-неповторимое, определяемое конкретной ситуацией, так и устойчивое, для которого данный конкретный предмет или явление не более чем одна из возможных форм воплощения. Такое устойчивое предметное содержание характеризует уже не столько сам предмет потребности, сколько личность, испытывающую эту потребность.

Мотивация не только определяет (детерминирует) деятельность человека, но и буквально пронизывает большинство сфер его психической деятельности. X. Хекхаузен (1986) различал мотив и мотивацию следующим образом. Понятие «мотив» включает, по его мнению, такие понятия, как потребность, побуждение, влечение, склонность, стремление и т. д. Мотив задается целевым состоянием отношения «индивид среда». Мотивы формируются в процессе индивидуального развития как относительно устойчивые оценочные отношения человека к окружающей среде. Люди различаются по индивидуальным проявлениям характера и силе тех или иных мотивов. Поведение человека в определенный момент мотивируется не любыми или всеми возможными мотивами, а тем из самых высоких мотивов, который при данных условиях больше всех связан с возможностью достижения цели (действенный мотив). Мотив остается действенным, т.е. участвует в мотивации поведения до тех пор, пока не будет достигнута цель либо изменившиеся условия не сделают другой мотив более насущным для данного человека.

В отличие от мотива X. Хекхаузен определяет мотивацию как побуждение к действию определенным мотивом. Мотивация понимается как процесс выбора между различными возможными действиями, как процесс, регулирующий и направляющий действие на достижение специфических для данного мотива состояний и поддерживающий эту направленность. О деятельности говорят, что она мотивирована тогда, когда она направлена на достижение цели конкретного мотива. От мотивации зависит, как и в каком направлении будут использованы различные функциональные способности человека, его интересы и стремления.

Мотивационная сфера личности – это сложная система разнохарактерных мотивов (установок, потребностей, интересов), отражающих различные стороны деятельности человека и его социальные роли.

Направленность личности – это устойчивое доминирование какого-либо влечения, интереса, определяющее вектор поведения; это совокупность однонаправленных мотивов.

При диагностике мотивации пытаются экспериментально активизировать типы мотиваций, при этом валидность методики складывается из валидности диагностической ситуации и адекватности оценочных шкал предмету диагностики. Отсюда прямые методы диагностики (анкеты, опросники), не создающие актуальную ситуацию, имеют низкую валидность даже при правильном содержании.

Диагностика определенного мотива однозначно не обуславливает диагностику соответствующего ему вида мотивации. Необходимо учитывать вклад детерминант конкретной ситуации. Таким образом, интенсивность актуальной мотивации складывается из интенсивности латентного мотива и интенсивности ситуационных детерминант мотивации. Эта особенность используется в экспериментальных и диа­гностических процедурах, когда через разные типы инструкций пытаются актуализировать разные типы и уровни мотивации в экспериментальной ситуации.

Наши рекомендации