Требования к результатам освоения содержания дисциплины
3.1.Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:
Общекультурных компетенций (ОК):
Способность к использованию на практике навыков и умений в организации научно-исследовательских и научно-практических работ, в управлении коллективом (ОК-5):
Знать: основные признаки конфликта и конфликтной ситуации, структуру и динамику конфликта, специфику, определяющую качество и особенности конфликтов в организации;
Уметь: осуществлять психологический и административный анализ конфликта в организации, прогнозировать, предупреждать и определять конфликтную ситуацию различных направлений и стадий протекания;
Владеть: навыками контроля и регулирования конфликта в организации, методами и технологиями по оптимизации последствий конфликта в коллективе.
Профессиональных компетенций (ПК):
Способность и готовность к комплексному профессиональному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-19):
Знать: методы и способы диагностики конфликта в организации и способы оценки индивидуального и группового уровня конфликтности коллектива;
Уметь: подбирать и применять современные методы урегулирования конфликта в группе;
Владеть: методами организации и проведения социально-психологических процедур по профилактике и разрешению конфликтов в организации.
Способность разрабатывать новые средства воздействия на межличностные и межгрупповые отношения и на отношения субъекта с реальным миром (ПК-21):
Знать: специфику динамики конфликтов в различных социальных сферах;
Уметь: организовывать собственную работу, осуществлять руководство в соответствии с нормами профессиональной деятельности психолога; в
Владеть: методами организации психологического воздействия и взаимодействия с другими сотрудниками организации, с целью управления конфликтной ситуацией.
Содержание и структура дисциплины
Содержание модулей дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
1. | Понятие организационного конфликта | Подходы к определению конфликта. Отличительные признаки конкуренции и конфликта. Функции конфликта: позитивные и негативные. Этапы развития: возникновение ситуации, осознание ее как конфликтной, взаимодействие, разрешение. Виды конфликта: конструктивный и деструктивный, реалистический и нереалистический, ресурсов и информации, отношений, задачи и процесса. Поведение в конфликтынх ситуациях: соперничество, сотрудничество, уступчивость, избегание. Социальная реальность как объективная среда конфликта. Роль субъективного фактора в возникновении конфликтав коллективе. Социально-экономический фактор в возникновении конфликта. Социально-психологический климат в группе. Кризисы, конфликты в жизни группы и особенности стадий групповой динамики. Воздействие на группу со стороны макро- и микросреды. Власть и лидерство. Межличностный конфликт в социально-психологической структуре группы. Микрогрупповой конфликт. Конфликт между подгруппами. Групповой конфликт. Динамика проявления уровней конфликта. Изучение конфликта в отечественной и зарубежной психологии. Уровни исследования конфликтов. Специфика исследования конфликтов в разных науках. Способы исследования конфликта и его причин. Зарубежные модели конфликта. |
2. | Управление конфликтом в организации | Понятие социального партнерства как системы отношений. Способы сочетания интересов работодателей и работников. Принципы социального партнерства. Ответственность сторон социального партнерства. Вовлеченность и сопричастность всех членов группы. Сопричастный менеджмент. Вовлеченность группы и эффективность деятельности. Делегирование полномочий в организации. Полномочия и их виды. Выполнение правил делегирования полномочий. Ответственность и делегирование полномочий. Критическая роль делегирования полномочий. Развитие межличностного взаимодействия в конфликте. Модели развития межличностного конфликта. Факторы определяющие выбор типа взаимодействия в конфликтной ситуации. Объект и субъект конфликта. Стили поведения психолога в конфликтной ситуации. Этический кодекс психолога, работающего в организации. Превентивные меры и технологии преодоления конфликтов в психологической практике. |
3. | Урегулирование и разрешение конфликтов в организации | Диагностика конфликта и установление источников его возникновения. Параметры конфликтного столкновения: участники, объекты разногласий, предмет конфликта, характер и степень остроты противоречий, «сценарий» развития взаимодействия. Понятие институционализации и легитимизации конфликта: процесс и этапы. Структурирование и редукция конфликта в организации. Готовность конфликтующих сторон соблюдать принятые нормы и правила в процессе разрешения конфликта. Возникновение конфликтов, выбор стратегии реагирования. Показатель завершения конфликта. Сравнительный анализ понятий: разрешение, соглашение, управление, урегулирование, завершение. Стратегии разрешения: уход, приспособление, конкуренция, компромисс, сотрудничество. Аргументы в пользу применения каждой стратегии. Схема социально-психологической работы по модели арбитража и по модели посредничества. Руководитель фирмы в роли арбитра: ограничения и психологический риск. Требования к подготовке арбитра и посредника. Основные достоинства процедур по управлению конфликтов. Условия эффективного применения процедур посредничества и арбитража при разрешении конфликтных ситуаций. Виды посредничества. Использование других социально-психологических технологий (Т-группы, «круглые столы», тренинг сензитивности). Развитие медиации в России. Институты примирительных процедур. Легализация и перспективы развития медиации. Готовность к применению медиации и ментальность граждан Российской Федерации. |
Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зач.ед. (108 час.).
Вид работ | Трудоемкость, час. | |
№ семестра | Всего | |
Общая трудоемкость | ||
Аудиторная работа: | ||
Лекции (Л) | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Лабораторные работы (ЛР) | - | |
Самостоятельная работа: | ||
Проектное задание (ПЗ) | ||
Эссе (Э) | - | |
Тест рубежного контроля (ТРК) | ||
Самостоятельное изучение модулей | ||
Контрольная работа (К)* | - | |
Самоподготовка | ||
Подготовка и сдача экзамена | ||
Вид итогового контроля | экзамен |
Модули дисциплины, изучаемые в 1 семестре.
№ модуля | Наименование модуля | Всего | Л | ПЗ | ЛР | Внеауд. работа СР |
Понятие организационного конфликта | - | |||||
Управление конфликтом в организации | - | |||||
Урегулирование и разрешение конфликтов в организации | - | |||||
Итого: | - |
Практические занятия
№ занятия | № модуля | Тема | Кол-во часов |
Понятие организационного конфликта и подходы к его определению. | |||
Виды конфликта. | |||
Причины возникновения конфликтов в организации. | |||
Модель проявления конфликта в группе. | |||
Исследование конфликтов в отечественной и зарубежной психологии. | |||
Развитие системы социального партнерства. | |||
Вовлеченность и сопричастность. | |||
Делегирование полномочий. | |||
Развитие межличностного взаимодействия. | |||
Конфликтологическая компетентность. | |||
Диагностика конфликта и установление источников и проблем. | |||
Правовое обеспечение в процессе институционализации и легитимизации конфликта. | |||
Методы и средства урегулирования конфликта. | |||
Модели разрешения конфликтов: переговоры, арбитраж. | |||
Медиация в России. |