II. Характеристика теории.

Восприятие – это процесс категоризации прошлого опыта. Т.е. одна из главных характеристик восприятия совпадает с характеристикой познавательного процесса вообще. Бессознательное движение от признаков к категориям.

Чем более адекватна система категорий, построенная для кодирования окружающего мира, тем больше истинность восприятия в смысле успеха предсказания.

Свойства восприятия:

1. Восприятие – это процесс принятия решения. MEN L*VE WOMEN! Решить подобную задачу может как наблюдатель сам, так и его ЦНС (бессознательно – связь с Гельмгольцем).

2. Этот процесс основан на использовании отличительных признаков.

3. Процесс использования признаков содержит операцию умозаключения. Стадии: первичное выделение объекта из потока внешней стимуляции → поиск признаков, соответствующих отличительным свойствам имеющихся в распоряжении организма категорий («поиск по каталогу») → предварительная категоризация → поиск подтверждающих признаков → окончательная категоризация с резким сокращением поиска признаков.

4. Категория – набор правил, по которым можно объединять явления.

5. Категории различаются по степени готовности. Готовность полезна, т.к. она минимизирует неожиданности внешней среды и максимизирует успех в получении объектов.

6. «Истинность» восприятия – правильное отнесение объектов к категориям.

7. При неоптимальных условиях восприятие истинно в той мере, в которой готовность систем категорий отражает вероятность события.

Стадии категоризации.

ü Первичная категоризация. Явления перцептивно изолируются и оказываются обладающими пространственными, временными и количественными характеристиками (Что это: объект? звук? движение?).

ü Поиск признаков. Идет поиск признаков, соответствующих отличительным свойствам имеющихся в распоряжении организма категорий; если таких не оказалось – сознательный вопрос: «что это?». Тогда начинается поиск дополнительных признаков, которые помогут более точно отнести объект в ту или иную категорию.

ü Подтверждающая проверка.Наступает предварительная категоризация. Поиск ограничивается кругом признаков, могущих подтвердить найденную, предварительную категорию.

ü Завершение проверки.Окончание поиска признаков. Несоответствующие признаки блокируются.

Перцептивная готовность.

Перцептивная готовность – готовность категорий к восприятию. Чем больше готовность, тем меньше информации необходимо для отнесения объекта к категории. Готовность зависит от:

  1. Мотивации субъекта.
  2. Вероятности появления объекта (частоты появления). Пр.: за окном мелькнула какая-то тень, человек не видел что это было, но он скоре подумает, что это была кошка, чем то, что это был Карлсон.

11.

Один из наиболее общих взглядов на природу перцептивных процессов принадлежит известному американскому психологу Ульриху Найссеру (род. в 1928 г.), а его книга «Когнитивная пси- хология» [188] дала название целому направлению психологических исследований. Позже в своей монографии «Познание и реальность» [88], написанной во многом под влиянием общения с Дж.Гибсоном, он попытался обобщить имеющиеся теории восприятия и сформулировать интегральный взгляд на проблемы формирования перцептивного образа, вписав их в более общий контекст проблем когнитивной психологии. Мы относим его теорию к субъектно-ориентированному подходу, поскольку в ней делается акцент на внутренних когнитивных структурах субъекта, опосредующих возникновение образов восприятия.

Общая направленность теории У.Найссера — согласовать имеющиеся теории восприятия, разработав для описания перцептивного процесса достаточно общие и универсальные когнитивные структуры.

В силу своей обобщенности и поэтому значительной объясняющей силы, теория У.Найссера занимает место общей методологии в психологии восприятия, или, как еще принято говорить, метатеории.

Центральное понятие в этой теории когнитивная схема— это психическая структура, предвосхищающая принятие перцептивной системой поступающей информации. Следовательно, когнитивные схемы управляют познавательной активностью человека. В качестве набора предвосхищений схемы выступают как своего рода планы для перцептивных действий, эти планы имеются до появления образа и постоянно модифицируются в процессе его создания. Предвосхищающая функция схем обеспечивает нашему чувственному познанию преемственность прошлого опыта.

Когнитивные схемы опосредствуют восприятие на разных уровнях формирования перцептивного образа — от установочных движений органов чувств до межмодального взаимодействия анализаторных систем. Они представляют собой иерархическое образование. Фактически представление о разноуровневых схемах снимает в теории У.Найссера вопрос о традиционном различении уровней восприятия — сенсорная основа образа, его предметное значение и наполненность личностным смыслом. По У.Найссеру, уровни репрезентации чувственного опыта отражают включение в процесс восприятия различных когнитивных схем.

Когнитивные предвосхищающие схемы не имеют модальноспецифического характера, т.е. это не зрительные, слуховые или тактильные способы отображения информации, скорее это обобщенные способы поиска, получения, переработки и обобщения любой чувственной информации. Функционально схемы — это широкие распределенные системы, создающиеся для осуществления разного рода познавательной активности. Для более широкого описания этого понятия У.Найссер использовал термин из

программирования — «формат», как своего рода план или общая рамка представления чувственного опыта или осуществления перцептивной активности.

Возможность создания схем различной степени обобщенности и их постоянная модификация в ходе получения нового опыта обеспечивает нашему восприятию неограниченное развитие.

Сопоставляя понятия «схема» и «восприятие», автор вводит понятие перцептивного цикла, в котором схема — это фаза цикла, а восприятие — сам непрерывный во времени цикл. Схематическое изображение перцептивного цикла дано на рис. 24. В этом цикле схема направляет нашу перцептивную активность, выбирая объект и исследуя чувственные качества объекта, извлекая информацию, в ходе этого процесс сама модифицируется. Образ восприятия можно, таким образом, представить в виде временного среза этого цикла.

У.Найссер подчеркивал относительную независимость схемы и цикла: одинаковые схемы могут входить в различные циклы, и различные циклы могут быть реализованы разными схемами. В качестве наглядного примера циклического перцептивного процесса У.Найссер приводил гаптическое восприятие: активное осязание, ощупывание незнакомого предмета связано с осуществлением целого ряда моторных и перцептивных действий, в нем наглядно проявляется слитность сенсорной стимуляции, ее интерпретации и начала новой фазы обследования.

По своей структуре восприятие — это действие, точнее, одна из форм действия — действия внутреннего, ментального, почти скрытого от непосредственного наблюдения или самонаблюдения. Его структура аналогична предметному действию, включающему общую ориентировку в ситуации, поиск способов выполнения, исполнение и коррекцию плана действия после его окончания. Резюмируя описание функций когнитивной схемы, сформулируем ее общее определение — это внутренняя часть перцептивного цикла, специфичная воспринимаемому объекту, событию, ситуации, которая модифицируется опытом. Физиологически — это распределенная система, состоящая из функциональных единиц: рецептор, анализаторная система, эффекторы. Предвосхищающая функция перцептивных схем обеспечивает восприятию его избирательность, поскольку ничто не может быть воспринято без предвосхищения. Каждая схема обеспечивает исполнение плана перцептивного действия, поэтому это не только структура (состав) действия, но и, как отмечал У.Найссер, структура для развертывания самого действия.

Рассуждая о проблеме активности восприятия, У.Найссер писал о самоактивности перцептивных схем: для их функционирования нужна лишь чувственная информация адекватного вида. В данном смысле познавательная мотивация — это схема большой степени общности, в которую иерархически включены или «вложены» другие более элементарные схемы

Вопрос о развитии восприятия в теории У.Найссера решается достаточно ясно и логично. Человек уже рождается с ограниченным набором достаточно общих и готовых к модификации перцептивных схем, например: установочные движения органов чувств, выделение контуров из фона, грубая оценка удаленности объектов в поле зрения и др.

Оценивая данную теорию как описывающую различные уровни переработки сенсорной информации, отметим, что восприятие понимается в ней не как линейная последовательность определенных этапов, а как циклический процесс одновременного анализа и синтеза информации, который описывается как параллельная работа нескольких вложенных друг в друга схем. Мы воспринимаем объекты и события, а не сенсорные сигналы. Это означает, что при поступлении информации к органам чувств параллельно включаются схемы самого разного уровня, поэтому наш перцептивный образ оказывается детальным, означенным и эмоционально окрашенным.

I. Тип теории.

Субъектно-ориентированная (см. выше).

Наши рекомендации