Понятие и предмет теории государства и права. Общая характеристика теории государства и права как науки. Методы теории государства и права.

Понятие и предмет теории государства и права. Общая характеристика теории государства и права как науки. Методы теории государства и права.

Объект и предмет теории государства и права

ТГП – фундаментальная юр. дисциплина, которая является основой отраслевых юр. наук

Объект– государство и право

Предмет- закономерности появления, развития и функционирования государства и права, а также тесно связанных с ним явлений.

Теория государства и права в системе юридических и гуманитарных наук, ее роль.

Юридические науки - часть гуманитарных наук, поскольку государство и право являются социальными институтами.

юридические науки можно подразделить на виды:

-ТГП;

-историко-правовые науки (история государства и права, история политических и правовых учений);

-отраслевые юридические науки (конституционное, гражданское, административное, уголовное, финансовое, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное право и т.п.)

- прикладные науки (криминалистика, криминология, судебная статистика, судебная медицина, судебная психология, правовая кибернетика и т.п.)

ТГП тесно взаимодействует с философией, политологией, экономической теорией, социологией, психологией, этикой, историей, педагогикой и т.д.

Роль ТГП:

1) изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права.

2) исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, субъект права, правонарушение, юридическую ответственность и т.д.).

3) обобщает отраслевую научную информацию.

Задачи отраслевых (специальных) юридических наук

1) концентрируют внимание на структуры и функций

2) анализируют особенности конкретного вида общественных отношений

3) исследует закономерности и особенности собственного предмета.

Причины и закономерности возникновения государства. Типичные и уникальные формы возникновения государства.

Причины:

1. неолитическая революция – переход от собирательной к производственной экономике

2. разделение труда, история их знает три:

- отделение скотоводства от земледелия;

- отделение ремесел

- появление купечества

3. рост производительности труда и появление излишек, дополнительного продукта (богатства)

4. появление частной собственности

5. появление эксплуатации

Формы:

должности в органах государственного управления, причем наиболее ответственные места занимали лица, относящиеся к первому классу. Четвертый класс имел право лишь выступать и голосовать на народном собрании. Разделении территории Аттики на 100 общин-округов (демов), каждая из которых была создана на принципе самоуправления, во главе нее стоял старейшина (демарх).

2. Древнеримская. Формирование государства в римском обществе было ускорено борьбой между плебеями, бесправным пришлым населением, которое не допускалось к участию в управлении государством и патрициями, которые составляли коренную римскую аристократию.

3. Древнегерманская. Для этой формы возникновения государства характерно то, что образование государственности в древнегерманском обществе шло вместе с процессом завоевания обширных территорий германскими племенами (варварами). Для управления огромной территорией Римской империи, завоеванной германцами, органы родовой власти не подходили, что ускорило возникновение государства.

4. Азиатская. В странах Древнего Востока и Азии на форму возникновения государства повлияли климатические условия. Здесь органы государственной власти складывались в результате необходимости организации грандиозных ирригационных, строительных или других общественных работ.

Разнообразие концепций о сущности, целях и задачах государства.

1. Природа государственной власти, ее задачи и цели

2. Интересы различных социальных групп

3. Разнообразие идеологических подходов философов

4. Методы и перспективы ее деятельности

Теория насилия

Представители: Дюринг, Гумплович, Каутский

Сущность: главная причина возникновения государства и права лежит не в социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племён другими

Внутренний

Внешний

Теории:

1. Классическая теория разделения суверенитета между федерацией и штатами (Гамильтон, Медисон)(федерализм)

2. Сепаративная теория – тот же федерализм, но, по сути, существование центра, который может этот суверенитет отнять

3. Унитарная теория – неделимость суверенитета

Монархия.

Монархия – форма государственного правления, при котором власть принадлежит монарху, получающему власть в порядке престолонаследия. Абсолютная – власть монарха ничем не ограничена (Саудовская Аравия, ОМАН); теократическая - религиозная власть становится государственной (Ватикан). Сословно-представительная – власть монарха может быть частично ограничена органом, выражающим интересы сословий. Дуалистическая – власть монарха ограничивается двухпалатным парламентом (нижняя выбирается населением, верхняя – императором), но правительство подчиняется монарху. Парламентарная – король царствует, но не правит; монарх утверждает правительство, однако оно не отвечает перед монархом.

Факультативные признаки

1. Возможность установления гражданства субъектов федерации

2. Возможность установления своего государственного языка

3. Наличие собственной конституции у субъектов федерации

4. Асимметричный статус субъектов федерации

5. Наличие судебной системы на уровне субъектов федерации à уставной суд субъектов федерации (или конституционный, если республика).

Дополнительно (В.В. Лазарев. Общая теория права и государства)

Известными ресурсами эффективного управления и внутрен­ней стабильности располагает и демократическое федеративное го­сударственное устройство. Федерализм ведь нельзя сводить к про­стому географическому делению страны (особенно многонацио­нальной) на территориальные единицы с вертикальной подчинен­ностью и полной зависимостью от политики центра. Не все подда­ется централизации и нуждается в ней, да и государственная муд­рость и административный гений целой страны совсем не ограни­чены политической элитой, обосновавшейся в столице.

Следует помнить, что само понятие федерализма возникло с потребностью устройства государства в такой форме, которая, обеспечивая единство и согласованное функционирование круп­ного государства как целостной организации политической влас­ти, допускает существование и развитие в его пределах струк­турных единиц, выступающих, в свою очередь, как относительно самостоятельные государства или государственные образования. На этой концептуальной основе возникли и развиваются феде­ративные государства, хотя конкретно-исторические условия могут определить своеобразие той или иной формы федерации.

В одном случае модель будет достаточно простой, если цент­ральное правительство выступает арбитром, координирующим ре­гиональные правительства, разрешает противоречия между ними и осуществляет то, что лучше поддается централизации (напри­мер, внешнюю безопасность, эмиссию денег, свободу внутренней торговли, контроль за федеральными энергетическими програм­мами и т.п.). Иная конструкция складывается в государственном устройстве, при котором, не отрицая региональной или нацио­нальной автономии, следует усилить собственную власть, учиты­вая национальные и этнические особенности, требуется контро­лировать последствия возможных конфликтов.

Какие бы варианты ни рассматривались, ясно, что федератив­ное государственное устройство не будет достаточно стабильно, если отдельные субъекты в силу своего этнического состава име­ют различные взаимоотношения с центральным правительством. В такого рода «асимметричных» федерациях сохраняется почва для борьбы регионов за привилегии, права, признание своих уни­кальных обстоятельств, одновременно сохраняется угроза целост­ности федеративного государства.

Более того, «асимметрия» в правовом статусе субъектов не может не сопровождаться «асимметрией» прав граждан. Человек, живущий в области, где избиратели не имеют контроля за местной исполнительной властью, пользуется меньшими правами, чем граждане, скажем, национальных республик, где такой контроль существует. Указанная борьба, вызванная объективными обстоя­тельствами и сознательными действиями, чревата дестабилизиру­ющими последствиями, особенно при такой форме государствен­ного устройства, которая рассматривает центр в качестве единст­венного источника реформирования. Центральное правительство оказывается втянутым в распределение дифференцированных привилегий среди регионов, а регионы ищут способы воздействия и контроля над центральным правительством.

В федеративном государстве локальные конфликты, возник­шие в отдельных регионах, подрывают позиции центрального пра­вительства в принципе слабее, чем в унитарном государстве, где региональные столкновения вынуждены становиться объектом внимания центра. Федеративное устройство позволяет субъектам федерации искать решения на месте и лишь в случае неудачи при­влекать к решению вопроса федеральное правительство.

Личные права и свободы

ГРАЖДАНСКИЕ (ЛИЧНЫЕ) ПРАВА И СВОБОДЫ— неотчуждаемые, естественные права человека, отражающие ценность жизни человека, его достоинство и неприкосновенность.
Эти права и свободы составляют первооснову правового статуса человека и гражданина. Большинство из них носят абсолютный характер, т. е. являются не только неотъемлемыми, но и не подлежащими ограничению.

Право на жизнь. Это право провозглашается всеми международно-правовыми актами о правах человека и почти всеми конституциями стран мира как неотъемлемое право человека, охраняемое законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Во многих странах, особенно находящихся под влиянием католической церкви, право на жизнь рассматривается как основание для запрещения абортов, а в отдельных странах (например, в Словакии) в конституциях есть норма об охране жизни еще до рождения человека.

Право на жизнь, прежде всего, предполагает проведение государством миролюбивой внешней политики, исключающей войны и конфликты. Государство обязано организовать эффективную борьбу с преступностью, и особенно с террористическими акциями. Гарантиями права на жизнь служат системы здравоохранения и, в частности, предупреждения детской смертности; охраны от несчастных случаев на производстве; профилактики дтп; пожарной безопасности и др.

Достоинство личности. Конституция РФ защищает достоинство личности, устанавливая абсолютный принцип: "Ничто не может быть основанием для его умаления". В самом тексте ст. 21 этот принцип дополняется запретом подвергать человека пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, а также без добровольного согласия медицинским, научным или иным опытам.
Целям защиты достоинства служат многие нормы Конституции:

  • право на достойную жизнь,
  • неприкосновенность частной жизни,
  • защита человеком своей чести и доброго имени,
  • запрет сбора информации о частной жизни,
  • запрет насильственного проникновения в жилище и др.

Особенно важны гражданско-правовые гарантии, закрепленные в Гражданском кодексе (1994 г.). Здесь жизнь, здоровье, достоинство, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право на имя и авторство и другие конституционные личные права и свободы квалифицируются как нематериальные блага (ст. 150). Неимущественные права и блага, принадлежавшие умершему человеку, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные права, он вправе возложить на нарушителя обязанность денежной компенсацииуказанного вреда. Для защиты чести, достоинства, деловой репутации гражданин вправе обращаться в суд, причем допускается защита чести и достоинства гражданина и после его смерти.

Право на свободу и личную неприкосновенность. Право на свободу есть не что иное, как сама свобода, т. е. возможность совершать любые правомерные действия. В этом праве заложено ограничение для свободы других людей, и особенно должностных лиц, обладающих возможностью применения принуждения к людям.
В неразрывной связи с ним находится (но не совпадает) личная неприкосновенность человека, которая распространяется на его жизнь, здоровье, честь, достоинство. Никто не вправе силой или угрозами принуждать человека к каким-то действиям, подвергать его истязанию, обыску или наносить вред здоровью. Человек вправе сам распоряжаться своей судьбой, выбирать свой жизненный путь (вступать в брак, участвовать в голосовании, поступать на работу и т. д.). Наиболее сильные гарантии свободы и безопасности личности выступают в форме уголовно-правового запрета любых обратных действий граждан и должностных лиц. Ограниченияэтой свободы допускаются только на основе закона и в законных формах, все меры принуждения должны находиться под судебным контролем.

Право на частную жизнь. Частную жизнь составляют те стороны личной жизни человека, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием других. Это - своеобразный суверенитет личности, означающий неприкосновенность его "среды обитания".

Институт неприкосновенности частной жизни включает много разнообразных гарантий, которые содержатся в различных статьях Конституции, а специально - в ст. 23 и 24:
а) Устанавливается право человека на личную и семейную тайну, на защиту своей чести и доброго имени.
б) Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
в) Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
г) Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Следовательно, любое лицо вправе обратиться с требованием в государственное, общественное или частное учреждение, например, для получения сведений об экологической безопасности в зоне проживания или о наличии фонда заработной платы на предприятии.

Неприкосновенность жилища. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лициначе, как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Правом на охрану жилища обладают лица, являющиеся его собственниками, законными арендаторами или проживающие по договору найма. При этом жилищем признается и место временного пребывания (гостиница, дом-интернат, общежитие, пансионат). Неприкосновенность распространяется на личные вещи и бумаги, что исключает незаконные обыски и выемки документов. Но в жилище могут вселяться люди, имеющие на это право, - такие действия не являются нарушением его неприкосновенности даже в случаях несогласия остальных проживающих.

Национальная принадлежность. Конституция России устанавливает, что каждый вправе определять и указывать свою национальность и никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальности.

Гораздо существеннее связанное с национальностью право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

В Российской Федерации эти конституционные нормы реализуются через Закон о языках народов РСФСР от 25 октября 1991 г. Язык общения устанавливается самими людьми без всякой регламентации, никаких юридических норм использования языков народов Российской Федерации в межличностных, неофициальных контактах, как и в деятельности общественных и религиозных объединений, не существует. Пользование законными правами не зависит от знания человеком того или иного языка. Устанавливается ответственность за отказ в обслуживании граждан в сфере услуг и коммерческой деятельности под предлогом незнания языка. Гражданам России предоставлено право обращаться в государственные органы страны на родном языке или на любом другом языке народов России, которым они владеют. Аналогичное право касается участия в судопроизводстве. Защите национальных интересов граждан Российской Федерации в деле развития культуры языка и т. д. способствует Федеральный закон "О национальной культурной автономии"от 17 июня 1996 г.

Свобода передвижений и места жительства. Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства принадлежит каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации.

Более подробно эти вопросы регулируются Законом о праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации от 25 июня 1993 г.

Закон ограничивает свободу передвижения в определенных районах (в пограничной полосе, закрытых военных городках, закрытых административно-территориальных образованиях, зонах экологического бедствия, на территориях, где введены особые условия и режимы проживания в связи с опасностью инфекционных или массовых инфекционных заболеваний и отравлений людей, чрезвычайное или военное положение). Следовательно, за пределами таких районов никакие ограничения свободы передвижения любым видом транспорта или пешком не допускаются.

Свобода совести и вероисповедания. Под свободой совести понимается право человека как верить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбранной им религии, так и быть атеистом, т. е. не верить в Бога.

Свобода вероисповедания означает право человека на выбор религиозного учения и беспрепятственное отправление культов и обрядов в соответствии с этим учением.

Свобода совести и вероисповедания подробно регламентируется Федеральным законом о свободе совести и о религиозных объединениях 1997 г.

Свобода мысли и слова. Все демократические конституции мира закрепляют эту свободу, видя в ней основу для свободы печати, оппозиции, критики, инакомыслия и прав меньшинства.

Признание свободы слова требует и признания возможности ее ограничения - не только этического и культурного, но и юридического. Поэтому в Международном пакте о гражданских и политических правах прямо устанавливается необходимость на основе закона ограничить свободу слова для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения.

Конституция РФ гарантирует свободу мысли и слова, но она сразу же устанавливает, что не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Действие НПА во времени

Действие правовой нормы во времени начинается с момента вступления в юридическую силу содержащего ее нормативно-правового акта и прекращается с момента утраты последним юридической силы.

Вступление в силу нормативно-правовых актов может определяться:

· Принятием или подписанием акта. С момента принятия до недавнего времени вступали в силу большинство нормативных актов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания России. Многие нормативные акты Правительства РФ и сегодня вступают в силу с момента их подписания.

· Моментом опубликования акта. ФКЗ, ФЗ, акты палат ФС, НПА вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, а акты Президента России по истечении 7 дней, если только в самих законах или актах не установлен другой порядок их вступления в силу.

· Датой, указанной в самом нормативно-правовом акте. Отсрочка во времени, как правило, предусматривается для нормативных актов повышенной сложности или значения. Именно таким образом вступали в силу действующие Уголовный, Гражданский, Арбитражный процессуальный и Налоговый кодексы РФ. Цель такой отсрочки - обеспечить, чтобы до вступления НПА в силу все заинтересованные лица могли тщательно изучить содержащиеся в нем правовые нормы и подготовиться к их реализации.

· Наступлением определенных условий. Вступление в силу нормативно-правового акта в целом или отдельных его положений может быть увязано, например, с принятием и введением в действие другого акта.

· Специально принятым нормативным актом.

Прекращение действия нормативно-правового акта определяется следующими моментами:

· Истечением срока действия акта. Устанавливается временной период действия акта, и по истечении указанного срока он прекращают действовать.

· Наступлением определенных условий. Иногда в самом нормативно-правовом акте используется указание на то, что он действует вплоть до вступления в силу иного правового акта.

· Прямой отменой акта. Так отменяется большинство НПА. В этом случае издается специальный акт о прекращении действия НПА, либо такая отсылка содержится в новом нормативном акте с однородным предметом регулирования.

· Заменой действующего акта другим. Такой способ характерен для нормативных актов бывшего СССР, действующих на территории Российской Федерации вплоть до момента принятия российских нормативных актов, регулирующих аналогичные правоотношения

Действие НПА в пространстве

Действие правовой нормы в пространстве ограничивается всей территорией государства или территорией отдельных его частей. В России федеральные нормативно-правовые акты вступают в силу и действуют одновременно на всей территории страны. Региональные нормативные акты распространяют свое действие на территорию соответствующего субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления - на территорию города, поселка или иного муниципального образования.

Соответственно в пространстве нормативно-правовые акты в зависимости от своего вида могут действовать трояким образом:

а) распространяться на всю территорию государства;

б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны;

в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответ­ствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории (включающая в себя сушу, недра, воздушное и водное пространство), которая находится под суверенитетом данного государства и на которую го­сударство распространяет свою власть. Суверенитет государства распростра­няется на территорию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству и находящих­ся в открытом море или космосе.

Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью. Прин­цип экстерриториальности означает, что в пределах границ любого государ­ства в соответствии с нормами международного права могут находиться уча­стки территории и лица, на которых не распространяется юрисдикция данного государства.

Действие НПА по кругу лиц.

В тексте НПА должно содержаться описание субъектов, которым адресованы его нормы. НПА распространяются на всех лиц, находящихся на территории государства, включая иностранцев, лиц без гражданства, структурные подразделения иностранных и международных организаций. Причем в отношении граждан самого государства нормативно-правовые акты действуют как на территории государства, так и за его пределами.

Однако из этого правила имеются ис­ключения:

а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъекта­ми ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Во­оруженных Силах России);

б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и админи­стративной ответственности по российскому законодательству;

в) некоторые НПА РФ распро­страняют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве, Уголовный кодекс).

Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной НПА, может определяться также по признаку пола, по возрас­ту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.

Виды правовых норм.

1. По субъектам правотворчества - исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества.

2. По социальному назначению и роли в правовой системенормы можно подразделить на

  • учредительные (нормы-принципы),
  • регулятивные (нормы — правила поведения),
  • охранительные (нормы — стражи порядка),
  • обеспечительные (нормы-гарантии),
  • декларативные (нормы-объявления),
  • дефинитивные (нормы-определения),
  • коллизионные (нормы-арбитры),
  • оперативные (нормы-инструменты).

3. По предмету правового регулирования различают нормы

  • конституционного,
  • гражданского,
  • уголовного,
  • административного,
  • трудового и иных отраслей права.

Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.

4. По методу правового регулирования:

императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы.

5.По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.

Структура нормы права.

Кратко структуру нормы права можно выразить следующей формулой: «Если, то, иначе».

Структура нормы права включает следующие элементы:

  • Гипотеза – формулирует условия, при которых действует норма:
    • Простая гипотеза (односоставная) – формулируется только одно условие;
    • Сложная гипотеза (многосоставная) – несколько условий;
  • Диспозиция – указывает на суть и содержание самой нормы.
  • Санкция – последствия для лица в случае соблюдения или несоблюдения той или иной диспозиции.
    • Санкции позитивного характера (награды, медали, почетное гражданство, пенсия, пособия, материнский капитал)
    • Санкции негативного характера
    • Альтернативные санкции – государственные органы и должностные лица должны решить, какую из альтернатив выбрать

Иногда в статье закона формулируется только часть нормы, другие ее части следует обнаруживать в других статьях или ином нормативном акте. Отсюда следует необходимость различать норму права и статью закона.

Понятие и предмет теории государства и права. Общая характеристика теории государства и права как науки. Методы теории государства и права.

Объект и предмет теории государства и права

ТГП – фундаментальная юр. дисциплина, которая является основой отраслевых юр. наук

Объект– государство и право

Предмет- закономерности появления, развития и функционирования государства и права, а также тесно связанных с ним явлений.

Теория государства и права в системе юридических и гуманитарных наук, ее роль.

Юридические науки - часть гуманитарных наук, поскольку государство и право являются социальными институтами.

юридические науки можно подразделить на виды:

-ТГП;

-историко-правовые науки (история государства и права, история политических и правовых учений);

-отраслевые юридические науки (конституционное, гражданское, административное, уголовное, финансовое, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное право и т.п.)

- прикладные науки (криминалистика, криминология, судебная статистика, судебная медицина, судебная психология, правовая кибернетика и т.п.)

ТГП тесно взаимодействует с философией, политологией, экономической теорией, социологией, психологией, этикой, историей, педагогикой и т.д.

Роль ТГП:

1) изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права.

2) исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, субъект права, правонарушение, юридическую ответственность и т.д.).

3) обобщает отраслевую научную информацию.

Задачи отраслевых (специальных) юридических наук

1) концентрируют внимание на структуры и функций

2) анализируют особенности конкретного вида общественных отношений

3) исследует закономерности и особенности собственного предмета.

Наши рекомендации