Проблема личности в социальной психологии. Для социологии личность выступает как продукт общественных отношений, как выразитель и как конкретный носитель этих отношений

Для социологии личность выступает как продукт общественных отношений, как выразитель и как конкретный носитель этих отношений, как субъект общественной жизни, как элемент общности.

Личность понимается как свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в прямом и косвенном взаимодействии данного лица и делающих его субъектом труда, познания и общения.

Важным регулятором поведения личности является Я-концепция – совокупность представлений человека о себе, взаимосвязанных с его самооценкой. Роль Я-концепциии:

1) способствует достижению внутренней согласованности личности;

2) определяет характер и особенности интерпретации приобретенного опыта;

3) служит источником ожидания относительно собственного поведения и самого себя.

Специально вопрос о структуре личности освещался К.К. Платоновым, выделившим в структуре личности различные подструктуры:

1)биологически обусловленная подструктура (темперамент, половые, возрастные свойства психики);

2)психологическая подструктура, включающая инд. свойства отд. псих. процессов;

3)подструктура соц. опыта (приобретенные ЗУНы);

4)подструктура направленности личности (влечения, желания, склонности, интересы, идеалы, убеждения). По А. Г. Ковалеву структура личности образуется путем соотношения психических процессов, состояний и свойств, что в конечном итоге обусловливает формирование «сложных структур» личности: 1) темперамента ¾ «структуры природных свойств», под которыми разумеются нейродинамические свойства мозга; 2) направленности, включающей систему потребностей, интересов и идеалов; 3) способностей, представленных системой интеллектуальных, эмоциональных и волевых свойств; 4) характера как структуры, синтезирующей свойства первых трех сложных структур. В структуре личности Р. Мейли выделял 3 компонента: темперамент, характер и способности. По его мнению, каждая из этих составляющих личности определяет ее действия в некотором аспекте: темперамент определяет энергетику, динамику действий; способности являются механизмами осуществления действий; характер придает действиям смысл и целенаправленность21. Модель Э. Бернаочень напоминает модель личности по З. Фрейду. Он приписывает личности три подсистемы, называя их «эго-состояниями», каждое из которых вполне сопоставимо с фрейдовскими инстанциями «Я», «Оно» и «Сверх-Я». Первая инстанция ¾ «родитель», осуществляющая и олицетворяющая контроль, запреты, санкции, догмы, заботу, могущество. Вторая инстанция ¾ «ребенок», олицетворяющий аффективные комплексы и представленный в двух возможных вариантах: а) ребенок естественный (ему присущи веселье, фантазия, движение, импульсивность); б) ребенок адаптированный, т. е. бунтующий против «родителя» или отчуждающийся. Третья инстанция ¾ «взрослый», олицетворяющий рациональность, компетентность, независимость, способность к вероятностной оценке ситуаций. Модель А. Маслоув качестве основы личности рассматривал мотивационную сферу, с чем согласны многие исследователи. Эту сферу А. Маслоу представлял в виде иерархической системы потребностей от первичных физиологических до «вершинных» духовных. Все потребности, по его мнению, являются врожденными образованиями. Осознание и удовлетворение вышестоящих в иерархии потребностей, а следовательно, и их участие в мотивации поведения личности возможно только при условии удовлетворения потребностей, расположенных ниже (хотя возможны отдельные исключения).

Наглядно система А. Маслоу изображается обычно в виде так называемой «пирамиды потребностей», в основании которой расположены «физиологические потребности». Далее по восходящей в порядке очередности: «потребности в безопасности и защите»; «потребности принадлежности и любви»; «потребности в уважении, в том числе в самоуважении»; «потребности самоактуализации».

Послойная структура личности: Хофман и Браун: внешним слоем яв-ся идеалы, внутр. – глубинные инстинктивные желания;

Клягесомпредложена схема, вкл. компоненты личности и характера: материя, структура, движущие силы.

Кетеллуказывал на 3 аспекта личности: интересы, способности, темперамент.

Рубинштейн рассматривал личность в 3х планах: направленность, способности, темперамент и характер.

Мид– Я; меня (каким меня видят др.); самость человека, личностное Я.

Причину изменений в обществе следует искать в специфике структуры личности.

СП выясняет каким образом и в каких конкретно группах личность усваивает социальные влияния и как она реализует свою соц. сущность.

В СП изучаются те стороны личности, к-рые характеризуют социальные связи и отношения человека. Это Я-концепция (важный регулятор поведения личности; это совокупность представлений человека о себе, взаимосвязанных с его самооценкой), соц.установки, ценности, нормы, формы социального поведения, его мотивы и мотивация.

Для соц. психолога предметом изучения и профес. внимания яв-ся самоэффективность, локус контроля, самопрезентация, самоуничижение, самовосхваление.

Самоэффективность – уверенность человека в том, что он компетентен, способен достичь высоких результатов в том или ином виде социальной деятельности.

Чувство собственного достоинства – это чувство удовлетворенности собой, гордости за себя.

Самоуважение – положительное отношение к себе, принятие себя таким, каким есть.

Локус контроля – проявляется в том, что ищет и находит объяснение поведению людей.

Самопрезентация – представление себя другим людям или выбор человеком таких форм социального поведения, которые направлены на то, чтобы произвести впечатление окружающих.

Самоуничижение – это такое социальное поведение чел-ка, когда он недооценивает, осуждает, унижает самого себя, представляя в невыгодном свете вглазах окружающих.

Самовосхваление – когда человек переоценивает себя, представляя себя в глазах окружающих лучше, чем он есть на самом деле.

Наши рекомендации