Технологическая карта урока. Урока по окружающему миру во 2 классе по программе «Школа России».

Конспект

Урока по окружающему миру во 2 классе по программе «Школа России».

Тема: «Дикие и домашние животные».

Учителя:

Васильева Оксана Ивановна, учитель I категории, МКОУ «ВСШ №1»,

Колесникова Елена Петровна, учитель высшей категории, МКОУ «ВСШ №1»,

Ромашова Елена Васильевна, учитель I категории, МКОУ «ВСШ №1»,

Усынина Вера Леонидовна, учитель высшей категории, МКОУ «ВСШ №1»

Руководители: Камаева Евгения Олеговна,

Шатных Ольга Алексеевна

Г. Курган, 2015

Тема: «Дикие и домашние животные».

Главная дидактическая цель урока:организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию представлений о диких и домашних животных, их сходстве и различиях; о разнообразии домашних животных, их значении для человека.

Задачи:

· Обучающая: учить безошибочно распределять животных на диких и домашних.

· Развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать, находить сходства и различия.

· Воспитывающая: воспитывать интерес и позитивное отношение к природе, бережное отношение к животным.

· Здоровье сберегающая: создание благоприятного психологического климата на уроке;

· индивидуальный подход к каждому ребенку;

· создание ситуации успеха;

· разно уровневые задания и вопросы;

· двигательная активность на уроке (использование физминутки)

Тип урока:урок изучения нового материала.

Вид: частично-поисковый, технология критического мышления.

Методы работы:словесные, наглядные, практические.

Формы работы: индивидуальная, в парах, групповая.

Планируемые результаты урока:

ü Предметные:

· Находить связи в природе, между природой и человеком.

· Сравнивать объекты природы, делить их на группы.

· Соотносить группы животных и их существенные признаки, различать диких и домашних животных.

· Выделять характерные особенности домашних животных.

ü Метапредметные:

v Регулятивные:

· Принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие с поставленной задачей.

· Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

· Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.

v Познавательные

· Работать с разными видами информации и ориентироваться в ней.

· Отличать новое от из уже известного с помощью учителя.

· Добывать новые знания.

· Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

· Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

v Коммуникативные:

· Развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе и в паре.

· Развивать умение принимать коллективное решение.

ü Личностные:

  • Развитие интереса к учебной деятельности.
  • Развитие способности к самооценке на основе критерия успешности.

Формы работы: индивидуальная, в парах, групповая.

Оборудование:

1.Компьютер.

2.Мультимедиа.

3.Набор карточек « Дикие и домашние животные».

4.Индивидуальные карточки с животными.

5.Учебник: А.А. Плешаков « Окружающий мир», «Рабочая тетрадь», «Тесты». (2 класс)

6.Сигнальные карточки.

Технологическая карта урока.

Этап урока Цели этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты
1. Организационный этап. Цель: подготовить учащихся к уроку Приветствие, фиксация готовности учащихся, организация внимания школьников, мотивация учения. Создание положительного настроя учащихся на урок. Начинаем ровно в срок Наш любимейший урок. Дружно за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Пусть сегодня для нас всех На урок придёт успех! -С каким настроением начнём урок, у вас знаки- настроения, покажите мне. Какой выбрали вы. Почему?   Приветствуют учителя, включаются в деловой ритм. Организовывают своё рабочее место под руководством учителя. Активное слушание. Личностные:формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные:прогнозирование предстоящей работы. Коммуникативные: развиваем умение строить речевое высказывание.
2. Этап актуализации знаний. Цель: актуализировать имеющие знания о растениях. Мотивировать обучающихся к изучению новой темы.   Создание ситуации, при которой возникает необходимость получения новых знаний. Детям предлагается провести блиц-опрос о растениях по карточкам «Закончи предложение». • Такие растения, как крыжовник, смородина, малина, на­зывают... (кустарниками). • Растения, плоды которых человек употребляет в пищу, на­зывают... (плодовыми). • Растения, из которых получают волокна, называют... (пря­дильными). Это лен, хлопок. • Растения, которые человек выращивает на полях, а в пищу употребляет семена (зерна), называют... (зерновыми). • Яблоня, груша, слива — фруктово-ягодные... (деревья). • Помидор, огурец — ... (травянистые) растения. • Растения, которые человек выращивает на клумбах, в цвет­никах, называют... (декоративными). • Растения, которые выращивает человек, называют... (куль­турными). • Лук, чеснок, капуста, картофель — это... (овощные) растения. Проверка:«Опрос по цепочке». Молодцы, так много узнали о растениях. Задает вопрос: Расшифруйте анаграмму и скажите: кому будет посвящен наш урок? ЕЫНТОВИЖ Учитель предлагает детям заполнить первые 2 графы маркировочной таблицы. Выслушивает ответы.  
Я знаю Я хочу узнать Я узнал
     

-Ребята, сегодня на уроке вы попытаетесь ответить на поставленные вами вопросы.

-Вспомните, на какие группы делятся животные?

Технологическая карта урока. Урока по окружающему миру во 2 классе по программе «Школа России». - student2.ru Животные

звери птицы рыбы насекомые земноводные

-Назовите признаки различных групп животных и приведите примеры.

Индивидуальная работа учащихся по карточкам.   (обучающийся задает вопрос одному из сверстников, который правильно ответив на него, задает следующий вопрос другому обучающемуся)     Обучающийся задает вопрос одному из сверстников, который правильно ответив на него, задает следующий вопрос другому обучающемуся.   Дети расшифровывают анаграмму. Дети заполняют две графы таблицы, что они знают о животных и что бы они хотели узнать. Дети озвучивают свои записи.     Вспоминают группы животных, составляют кластер. Фронтальная работа. Личностные: Проявление познавательной активности. Метапредметные: Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Предметные: Повторение пройденного материала. Умение сравнивать объекты природы, делить их на группы.  
3. Этап изучения новых знаний и способов деятельности. Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися нового материала, создать содержательные и организационные условия учащимися методики восприятия изучаемого материала. Учитель ставит проблемный вопрос: Подумайте, на какие еще группы можно разделить всех животных. Сообщить о том, что в конце урока дети должны будут сформировать представление о том, на какие еще группы можно разделить всех животных. —Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. Прочитайте тему урока на с. 72 учебника. Какие учебные задачи мы поставим перед собой? —Проверьте свои предположения. Прочитайте, что говорит нам Муравьишка. Предлагает отгадать загадки. Демонстрирует презентацию с загадками о домашних животных. • Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (Корова.) • Кто не прядет, не ткет, а людей одевает? (Баран, овца.) • У кого рога длиннее хвоста? (У козы.) • Хвост крючком, нос пятачком. (Свинья.)   — Как можно назвать всех этих животных? (Домашние животные.) Учитель предлагает детям объяснить название домашние животные, используя этимологию.     —Каких домашних животных разводят в нашем крае? —Для чего человек выращивает домашних животных? На доске появляется таблица.
- продукты питания - шерсть - транспортное средство - охрана жилища - декоративное значение

— Как человек заботится о животных?

Учитель ставит проблемный вопрос: Кто знает, как появились домашние животные?

Давным-давно, когда еще не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, очень редко находили они себе пищу. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников.

— А какие еще есть животные?

- Загадки о диких животных. По мере отгадывания появляются картинки (волк, медведь, бобры, белка, лягушка, лиса).

  Кто зимой холодной Ходит злой, голодный? (Волк)     Зимой спит, Летом ульи ворошит. (Медведь)
  Водяные мастера Строят дом без топора, Дом из хвороста и тины. И добротные плотины. (Бобры)   И по соснам, и по елям Быстро бегает она, Видит, шишки где поспели, И грибы видит она. (Белка)  
 
  Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка. (Лягушка)     Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый - краса! Как зовут её? (Лиса)

Как назовём этих животных?

(карточка со словом “дикие” появляется над группой картинок)

Кто заботится об этих животных? Чем жизнь диких животных отличается от жизни домашних животных?

Дети выясняют, что им необходимо, чтобы разделить всех животных на две группы. (Называют группу диких и группу домашних животных).   — О жи­вотных — Дикие и домашние животные. — Ответы детей.     Отгадывают загадки, по характерным признакам выделяют группу домашних животных.   Объясняют, что значит домашние животные с помощью этимологии слова. (Люди кормят их, готовят комбикорм, косят и сушат траву, пасут в загонах. Строят им жилища: для поросят - свинофермы, для коней – конефермы и т.д.. Ветеринары заботятся о потомстве, делают прививки, лечат питомцев.) Вывод: домашних животных содержат люди – кормят, ухаживают, оказывают медицинскую помощь, строят им жилища, заботятся о потомстве. — Ответы детей. — Рассматривают иллюстрацию в учебнике с.73. —(При­мерный ответ. Животные дают человеку мясо, жир, молоко, кожу, яйца, пух, перья, шерсть, мед, воск, лекарства, охраняют жилье. Животных человек использует как транс­портное средство. Человек получает радость от общения с животными.)     —(Примерный ответ. Кормит, чистит, следит за их здоровьем. Летом для домаш­них животных заготавливаются корма, до наступления холодов утепляются жилища. Зимой и весной у домашних жи­вотных рождаются детеныши, человек ухаживает за ними.) Работа в группах. Заранее подготовленные обучающиеся рассказывают в группах интересные дополнительные сведения.   Чтение «Странички для любознательных» Прием – «инсерт»   Дикие животные. Отгадывают загадки.   - Дикие животные.     Дикие животные живут в лесах, полях, на лугах, живут самостоятельно в природе: добывают себе пищу, строят себе жилища, ухаживают за своим потомством. Люди кормят их, строят им жилища, заботятся о потомстве. Личностные: Проявление самостоятельности в разных видах деятельности, проявление интереса к поставленной проблеме, учиться выражать свое мнение. Метапредметные: Развитие умения постановки познавательной цели с помощью учителя. Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять. Фиксирование предполагаемого индивидуального затруднения (отсутствие необходимой информации о животных) Работа с разными видами информации. Осознание ответственности за общее дело. Умение работать в группе. Предметные: Соотносить группы животных и их существенные признаки Различать диких и домашних животных. Выделять характерные особенности домашних и диких животных.  
Динамическая пауза (этап физической разрядки) Цель: Смена вида деятельности Создает условия для снятия переутомления у детей. Активная физминутка с животными (презентация). - Группа каких животных участвовала в физминутке? Повторяют движения за героями из презентации. Группа домашних животных. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
4. Этап первичной проверки понимания обучающимися изученного материала. Цель: сформировать у детей представление о диких и домашних животных с помощью тренировочных упражнений в учебнике и в рабочей тетради.   Предлагает рассмотреть рисунки из учебника с. 72 и определить животных, которые там изображены.   — Отметьте зелеными фишками диких животных, а желтыми домашних. После выполнения работы, предлагает проверить себя с помощью «светофорчиков» желтого и зеленого цвета. — Что вы можете рассказать об этих животных? (Учащиеся рассказывают все, что знают об этих животных, учитель дополняет их ответы, показывает картинки, фотографии, слайды, видеофрагменты.)   Выполнение заданий в рабочей тетради.№ 1 (с. 50). (Вариант 1 подчеркивает диких животных, вариант 2 — домаш­них. Проверка в парах.) №2 (с. 50). (Вариант 1 — первая строка, вариант 2 — вторая строка.)   Ответы детей.   Отмечают в учебнике фишками разного цвета диких и домашних животных. Определенный сигнал светофора соотносят с названием животного.     Работа в парах. Каждый вариант выполняет свое задание, взаимопроверка по образцу (на доске). Личностные: Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности. Проявляют познавательную самостоятельность и активность Умение адаптироваться к сложным учебным ситуациям Метапредметные: Высказывание своего мнения. Аргументация своего мнения. Выполнение действий по заданному алгоритму. Контроль деятельности по ходу выполнения задания. Предметные: Соотносить группы животных и их существенные признаки, различать диких и домашних животных.
5.Этап закрепления изученного. Цель: обеспечить закрепление учащимися знаний. Проводит тест. («Окружающий мир. Тесты. 2 класс », с. 27-28)   Оценивает учащихся.     Проводит игру «Да-Нет», направленную на закрепление изученного. Путем размышлений отвечают на вопросы теста. (Самостоятельно читают вопросы и выбирают правильный ответ.) Самопроверка по образцу на доске. Дети работают с сигнальными карточками.   Личностные: Ответственное отношение к выполнению заданий. Регулятивные: Умения вести самостоятельный отбор информации; Умение выполнять учебное действие; Контроль деятельности по ходу выполнения задания; Оценивать достигнутые результаты. Коммуникативные: Умение работать индивидуально. Предметные: Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
6. Этап подведения итогов учебного занятия. Цель: установить степень усвоения темы; подвести итогпроделанной работы на уроке. Учитель предлагает заполнить 3 графу в маркировочной таблице.   -Сегодня на уроке мы говорили о диких и домашних животных. Чем же домашние животные отличаются от диких? - На какие 2 группы можно ещё разделить всех животных? -Чем домашние животные отличаются от диких? -Приведите примеры диких и домашних животных. Наблюдайте за животными чаще. Возможно, они помогут вам приблизится к пониманию живого языка природы, и вы воскликните: «Мир – прекрасен!» Как люди могут помочь диким животным? Игра «Верно. Неверно.»   Разорять гнезда птиц и жилища животных и прикасаться к ним! Ловить и уничтожать насекомых. Вырубать деревья. Ловить и уносить домой здоровых птенцов птиц и детенышей животных. Зимой делай кормушки для птиц и животных!   -Послушайте стихотворение и подумайте, как мы должны относиться ко всему живому на Земле?   Дерево, цветок, трава и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. Нор звериных, птичьего гнезда Разорять не будем никогда. Пусть птенцам и маленьким зверятам Хорошо живется с нами рядом.   -«Мы в ответе за тех, кого приручили», - Антуан де Сент-Экзюпери. Человек — часть природы. По мере развития цивилизации и об­особления в городах и селениях люди испытывали все большую потребность окружить себя животными и растениями. Настойчи­вое стремление человека приблизить к себе природу не случайно. Общение с животными делает людей добрее, а их жизнь — интерес­нее, дает много новых знаний и впечатлений. Однако любой зверь, большой или маленький, требует к себе любви и внимания, а еще нужно тратить на него время. Не все питомцы одинаково адапти­руются к соседству с человеком. Прежде чем заводить животное, обязательно познакомьтесь с его повадками и другими особенно­стями. Учитесь ухаживать за своими питомцами, если они у вас есть. Будьте ответственными и милосердными хозяевами. Дети заполняют таблицу и озвучивают её содержание.   Дети работают с сигнальными карточками.     Человек должен бережно относиться ко всем живым существам, что нас окружают.     Личностные: Проявление познавательной инициативы. Формировать у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. Метапредметные: Осознанно использовать речевые средства для представления полученных знаний. Высказывание своего мнения. Аргументация своего мнения. Развитие умения делать выводы. Предметные: Закрепление знаний о группах животных и их существенных признаках. Умение оценивать достигнутые результаты.  
7. Этап информации обучающимся о домашнем задании.   Чтобы продолжить наше удивительное путешествие в мир животных запишем домашнее задание. Дома вы ещё раз прочитаете в учебнике о диких и домашних животных на с.72-75 и в тетради выполните задание на странице с.51. Задание № 3,4. Задание по выбору: · Найти другие легенды о животных; · Сочинить сказку о диких или домашних животных. · Разработать памятку «Правила ухода за домашними животными». Дети записывают домашнее задание. Личностные: Понимание обучающимися цели и содержания д/з. Проявление познавательной активности при выборе д/з. Метапредметные: Умение работать индивидуально самостоятельно в домашних условиях. Предметные: Повторение пройденного материала дома.
8. Этап рефлексии деятельности. Цель: инициировать рефлексию по вопросу эмоционального состояния.   Использует приём «Синквейн».   -Ребята, покажите, с каким настроением вы закончили урок. Зелёный цвет– урок удался, чувствовал себя хорошо, интересные задания, все понял. Жёлтый – всё было обычно, задания простые, не все понял. Красный – скучный урок, ничего полезного и интересного. Дети коллективно составляют синквейн. Показывают сигнальными карточками состояние своего настроения. Личностные: - Эмоционально-ценностное отношение к изучаемой деятельности. Регулятивные: - умения осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с поставленной целью. Коммуникативные: - умения осознанно использовать средство устной речи. Предметные: - умения систематизировать знания по теме.  

Наши рекомендации