Технологическая карта урока. Методика подготовки к проектированию урока (учебного занятия)

Основные виды деятельности педагога:

- образовательная - осуществление целостного педагогического процесса в соответствии с программами дополнительного образования в разновозрастных группах обучающихся; создание гуманистической, развивающей педагогической среды для успешного формирования познавательной мотивации и самореализации личности; обеспечение личностно ориентированного подхода на основе использования разноуровневых заданий; формирование ценностного отношения к культуре в условиях системно-деятельностного подхода, творческого характера занятий;

- учебно-методическая - проектирование и планирование образовательного процесса, содержания и форм творческой деятельности; разработка и реализация образовательных и досуговых программ разных видов; совершенствование образовательного процесса на основе использования инновационных технологий обучения, анализа достигнутых результатов педагогического опыта; обеспечение программно-методической преемственности по отношению к общеобразовательной и профессиональной школам;

- социально-педагогическая - осуществление социальной защиты ребенка; воспитание гражданской позиции; стремления к профессиональному самоопределению обучающихся; педагогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса; создание педагогических условий для укрепления здоровья и безопасности жизнедеятельности детей; освоения национальных культурных традиций и обычаев; сотрудничество с родителями в целях полноценной социализации личности; усвоения социальных норм, нравственных правил и ключевых социальных компетенций; выявление и поддержка одаренных детей, детей, имеющих отклонения в развитии;

- культурно-просветительская - приобщение детей к ценностям мировой и отечественной культуры через различные виды и формы просветительской работы; популяризация системы дополнительного образования детей путем демонстрации творческих достижений детей на культурно-зрелищных мероприятиях;

- организационно-управленческая - организация детского творческого коллектива, управление им, создание условий для его функционирования и развития.

В соответствии с вышеперечисленными видами деятельности педагог должен организовывать и проектировать учебные занятия.

Достоинство урока определяется качеством подготовки к нему педагога. Непосредственная подготовка к уроку включает: 1) изучение содержания программы, научно-методической литературы; 2) изучение тематического плана педагога; план-конспекта занятия; 3) планирование деятельности педагога и обучающихся.

И.П. Подласый выделяет в подготовке к уроку (занятию) несколько этапов: диагностику «Диагностическая карта урока» (возможности обучающихся, мотивы их деятельности и поведения, запросы, интересы и способности; требуемый уровень обученности, характер учебного материала, его особенности и практическая значимость, реальные затраты времени на этапы занятии или вид деятельности; прогнозирование и проектирование.

Алгоритм подготовки педагога к урокуможет быть следующим:

1 этап. Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие вопросы. Достигло ли учебное занятие поставленной цели? В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его этапов? Насколько полно и качественно реализовано содержание? Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога? За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)? В зависимости от результатов, что необходимо изменить в последующих учебных занятиях, какие новые элементы внести, от чего отказаться? Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для решения воспитательных и обучающих задач.

2 этап. По результатам анализа предыдущего занятия строится модель будущего учебного занятия:

– определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности занятий);

– обозначение цели и задач учебного занятия;

– определение темы и ее потенциала, как обучающего, так и воспитывающего;

– определение типа и вида занятия;

– продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы как педагога, так и обучающихся на каждом этапе занятия;

– подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми материала занятия.

3 этап. Самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательного материала (содержания занятия); изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала, подготовка заданий; подготовка кабинета, инвентаря, оборудования и т.д.

Конечно, необходимо отметить, что в каждой конкретной ситуации предложенный алгоритм будет варьироваться, уточняться, детализироваться. Важна сама логика действий, прослеживание педагогом последовательности как своей работы, так и учебной деятельности детей, построение учебных занятий не как отдельных, разовых, не связанных друг с другом форм работы с обучающимися, а построение системы обучения, которая позволит достигать высоких образовательных результатов и полностью реализовать творческий, познавательный, воспитывающий и развивающий потенциал преподаваемого педагогом учебного предмета.

Подготовка – это разработка занятия, его проектирование и конструирование, распределение времени для каждого этапа занятия, написание план-конспекта с использованием технологической карты, подготовка методического обеспечения к учебному занятию.

Рекомендации к составлению плана-конспекта урока (занятия)

План-конспект занятия – это обязательный и необходимый учебно-планирующий документ каждого педагога. Он свидетельствует о продумывание учебного процесса, отражает поиск оптимального варианта учебного занятия, является результатом оптимизации учебного процесса. Как правило, план-конспект занятия состоит из следующих рубрик:

1. Тема раздела программы: название темы раздела берется из программы с указанием количества часов на нее.

2. Тема урока (занятия)№ ..: порядковый номер занятия с указанием количества часов на него.

3. Тип урока (занятия): определяется, исходя из целей и задач учебного занятия.

4. Цель урока (занятия): планируемый результат в форме отглагольного существительного.

5. Задачи урока (занятия): кратко перечисляется содержание этапов деятельности в форме глаголов.

6. Структура или хронокарта урока (учебного занятия)с указанием этапов и времени. Дидактическая структура учебного занятия (урока) составляется в соответствии с основными его этапами, но может менять в зависимости от типов занятия (урока).

Наши рекомендации