Технология программно-целевого проектирования
Важную роль в социальной работе может сыграть технология программно-целевого проектирования, задача которой — выработка организационных моделей решения социальных проблем, координирование механизмов их реализации. В силу своей комплексной природы, сочетания определенности и гибкости такие технологии, применяющиеся для развития системы учреждений социального обслуживания, могут обеспечить ее долгосрочные перспективы и функциональную насыщенность.
Технологическая схема проектирования позволяет сформулировать исходные цели, проанализировать современное положение дел и данные, полученные на основе экспертных заключений и поисковых прогнозов, выявить варианты решения задач и оценить их в соответствии с критериями непротиворечивости, совместимости с программами других продуцентов социальных программ, комплексности, интегративности, ресурсной доступности.
Алгоритмы разрешения социальных проблем не могут разрабатываться без учета и соблюдения основных принципов прогнозного проектирования:
• принцип научного обоснования нормативной модели решения;
• принцип научного обоснования эксплоративной модели решения;
• принцип социальной целесообразности и целеобусловленности. предполагающий соответствие ожидаемых эффектов нормативным (ценностным) целям общественного развития;
• принцип социально-воспроизводственной ценности и соответствия проектируемых перемен физиологической, психической и социальной природе человека;
" принцип комплексности, интегративности, сопоставления различных видов моделей;
• принцип реалистичности и реализуемости, предполагающий не только адекватное выдвижение целей, но и опору на действительные, поддающиеся учету социальные ресурсы.
Процесс проектирования начинается с постановки целей, которые должны быть достигнуты в ходе решения данной задачи. Цель деятельности — это, во-первых, идеальное представление о результате, новом, измененном состоянии системы, являющемся итогом всей деятельности, во-вторых, возникновение в сознании человека сверхзадачи, которая и заставляет его продвигаться вперед, не отклоняясь в сторону.
В деятельности социального менеджера, руководителя органа социального управления или учреждения социальной службы такая сверхзадача-цель заставляет преодолевать препятствия, неприступные при наличии слабой мотивации, поддерживать работоспособность на всем протяжении реализации программы, несмотря на возможную усталость и снижение энтузиазма, стимулирует привлечение сотрудников и соратников и делегирование им части полномочий по осуществлению проекта. В результате каждый участник по итогам изменений в конце каждого определенного периода будет оценивать прогресс трансформируемого объекта, а следовательно, эффективность собственных усилий.
При постановке целей следует придерживаться некоторых правил:
• цели и задачи должны быть максимально интенсивными, но достижимыми;
• все цели должны быть четко распределены во времени и иметь конкретное выражение;
• характер целей должен соответствовать характеру и предназначению деятельности организации;
• цели должны быть реальными, иначе психологически они теряют свой смысл в качестве мотиваторов.
Проект развития должен предусматривать возможность и объем привлечения инвестиций, которые с точки зрения всей социальной системы должны рассматриваться как капиталовложения на мезоуровне, связующем микроуровень повседневной жизни населения соответствующей территории и макроуровень социальной политики государства. Эту системную связь можно представлять в виде вертикали, на одном конце которой — органы государственного управления с их широкими социальными целями (проблемы стабилизации, а затем и ускорения социально-экономического развития, регулирования распределения и потребления, справедливого распределения социальных благ и услуг, вопросы занятости, сохранения окружающей среды, проблемы доступа к образованию и культуре и др.), а на противоположном конце — индивиды, которые надеются на достижение собственного благополучия (не только материального, но и духовного, в том числе морального).
Механизмом связи между ними и являются разнообразные социальные проекты, которые могут различаться по масштабам, заявленным целям и методам их разрешения. Неразрывность такой вертикальной связи требует очень тщательного анализа целен и задач проекта, исследования возможностей ресурсного обеспечения его осуществления. Ибо к числу основных задач проекта относится, кроме всего прочего, формирование вертикальной проницаемости социума, налаживание эффективных связей между активной инициативой «снизу вверх» (участие населения в разработке и реализации локальной социальной политики, контроле за ее осуществлением) и четкой направленностью волевых и управленческих импульсов «сверху вниз» (политические, правовые акты, организационные меры, инвестиции, осуществляемые государством). Социальный проект должен способствовать созданию континуального поля для двух этих взаимосвязанных, но взаимопротивоволожных процессов.
Избираемые инициаторами проекта цели (табл. 11.1) должны базироваться на постулатах новой парадигмы приоритетов общественного развития, являющихся атрибутами правового гражданского общества и социального государства. К ним относятся: приоритетность личностного начала над групповым; ориентация процессов управления и самоуправления на высокое качество жизни;
определение основных видов социальных услуг, социальной помощи и поддержки, гарантируемых населению государством; активное использование местного самоуправления в выработке и реализации социальной политики на локальном уровне; неумолимая потребность непрерывного повышения квалификации и профессионализма кадров социальной сферы и т.д.
Таблица 11.1
Классификация целей
Признаки классификации | Виды целей |
1. Содержание | Социальные, экономические, организационные, технические, научно-технические, политические, комплексные |
2. Приоритетность | Главные (основные, ключевые, основополагающие); второстепенные (побочные, вспомогательные) |
3. Длительность (период реализации) | Стратегические, тактические, оперативные, текущие |
4. Форма фиксации | Официально предъявленные, подразумевающиеся |
5. Потребность | Желательные, нежелательные, надуманные |
6. Степень обоснованности | Обоснованные, слабо обоснованные, необоснованные |
7. Реалистичность | Реальные, осуществимые; нереальные, неосуществимые |
8. Уровни управления | Общегосударственные (федеральные), отраслевые, региональные, на уровне учреждения (организации), их структурных единиц |
9. Политический смысл | Фактически выполняемые; декларируемые, провозглашаемые |
10.Объем | Общие, частные, локальные |
11. Характер | Конечные, промежуточные |
12. Степень выполнения | Выполненные полностью, частично, невыполненные |
К сожалению, ясность и «самоочевидность» выбора целей могут быть иллюзорными — нередки достаточно типичные ошибки, свойственные руководителям социальной отрасли или учреждений социального обслуживания (табл. 11.2).
Таблица 11.2