Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию. Отвечая на первый вопрос, назовите основные этапы в истории развития представлений о предмете психологического познания
Отвечая на первый вопрос, назовите основные этапы в истории развития представлений о предмете психологического познания. Раскройте понимание предмета в современной психологии и дайте описательную характеристику психическим явлениям человека (психические процессы, психические состояния и психические свойства личности). Объясните сущность проблемы плюрализма относительно предмета современной психологии и охарактеризуйте возможные подходы к её решению.
При ответе на второй вопрос раскройте конкретные параметры отличия психологии от других наук (по специфике предмета, задачам, научным предпосылкам и др.). Приведите примеры, раскрывающие естественнонаучную и гуманитарную специфику психологии, возможности управления человеком, одновременного выполнения человеком функций субъекта и объекта психологического познания.
Ответ на третий вопрос начните с объяснения значения внешних и внутренних факторов в развитии психологической науки (Л.С.Выготский). Охарактеризуйте психологию как науку в системе «трех координат»: предметно-логической, социальной и личностной (М.Г.Ярошевский). Приведите примеры влияния данных факторов на возникновение, распространение, развитие психологических концепций.
При ответе на четвертый вопрос, приведите известные Вам классификации наук (Б.М.Кедров, Ж.Пиаже, Г.Саймон и др.). Охарактеризуйте связь психологии с философией, естественными и общественными науками. Приведите примеры, раскрывающие роль психологического знания в педагогике, экономике, технических науках и др.
Пятый вопрос начните с выделения возможных критериев классификации отраслей современной психологии. Дайте характеристику отраслям психологии, изучающим различные аспекты развития психики, деятельности человека, отношения личности и общества, а также, возникшим на стыке с другими научными дисциплинами. Покажите роль общей психологии в данной структуре. Объясните специфику теоретических и прикладных отраслей психологии, соотношение науки и практики в современной психологии.
Отвечая на шестой вопрос, дайте определение методологии науки и объяснительного принципа. Раскройте сущность основных объяснительных принципов психологии (принцип развития, принцип системности, принцип детерминизма). Поясните, как изменилось содержание принципа детерминизма в истории психологии. Приведите примеры из психологической практики, отражающие сущносрассмотренных объяснительных принципов..
Ответ на седьмой вопрос начните с определения понятий «метод» и «методика». Охарактеризуйте основные общенаучные (наблюдение и эксперимент) и собственно-психологические методы исследования; назовите их разновидности, условия применения, достоинства и недостатки. Опишите классификацию методов, данную Б.Г.Ананьевым.
При ответе на последний, восьмой вопрос назовите сферы проявления психической жизни человека и психологического знания (религиозные и культовые обряды, художественное творчество и фольклор, социальные практики и быт человека). Выделите основные критерии отличия житейской и научной психологии. Приведите примеры, отражающие связь житейской и научной психологии.
Практические задания
1) Составьте аннотацию к статье А.Р.Лурия [13]*.
2) Составьте по 5 вопросов к работам Петухова В. В., Столина В. В. [14]*, Б.Ф.Ломова [12]*, В.А.Иванникова [11]* с целью проверки усвоения содержания данных работ другими студентами (для использования данных вопросов на семинарском занятии).
3) Заполните таблицу:
«Объяснительные принципы психологии»
Объяснительный принцип психологии | Содержание принципа |
4) Заполните таблицу «Этапы развития представлений о предмете психологического познания»
Исторический период | Предмет психологического познания | Представители | Основные идеи |
5) Составьте матрицу характеристик научной и житейской психологии по заданным критериям:
Критерий сравнительного анализа | Научная психология | Житейская психология |
Субъект познания | ||
Степень обобщения знаний | ||
Форма репрезентации (язык) знания | ||
Степень объективности и рациональности знания | ||
Способ передачи опыта | ||
Методы получения знания | ||
Область применения |
6) Законспектируйте характеристики основных отраслей психологии.
7) Запишите примеры психических процессов (эмоциональных, познавательных, волевых), психических состояний и свойств личности (не менее 7 – 10 примеров для каждого психического явления).