Классификация невербальных средств общения
1. Кинесические средства (кинесика) – зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, месте, взгляде, походке.
Особая роль отводится мимике– движениям мышц лица. При неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10–15 % информации. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, страдание, удивление и отвращение) все движения мышц скоординированы. Мимические выражения не зависят от национальности и культуры человека, т. е. выражаются одинаково. Основную информационную нагрузку несут брови и губы (область вокруг рта).
(Слайды: обозначение эмоций:
1. Счастье
2. Удивление
3. Страх
4. Презрение
5. Печаль
6. Отвращение
7. Гнев)
С мимикой тесно связан взгляд, или визуальный контакт. Когда человек формирует мысль, он чаще смотрит в сторону (в пространство), когда мысль полностью готова – на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше. Вообще, тот, кто говорит, меньше смотрит на собеседника, чем слушающий. Визуальный контакт свидетельствует о расположенности к общению.
С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, ведь расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю. Зрачки расширяются в приподнятом настроении, при заинтересованности чем-то (при постоянном освещении), и наоборот.
Но лицо во многих ситуациях менее информативно, чем тело, так как мимические выражения сознательно контролируются лучше, чем движения тела, особенно при лжи.
Поза – положение человеческого тела, типичное для данной культуры. Общее количество различных устойчивых положений тела около 1000. В зависимости от культурных традиций некоторые позы закрепляются, некоторые – запрещаются. Чем выше статус человека, тем более непринужденные у него позы. Поза тоже указывает на закрытость или расположенность к общению.
“Закрытые” позы (закрывается передняя часть тела, и человек стремится занять как можно меньше места в пространстве) говорят о недоверии, несогласии, критике, противодействии.
“Открытые”позы – доверие, согласие, доброжелательность.
Жесты зависят от культуры, социального статуса, эмоционального состояния. Жесты понимаются так же легко, как и позы. Жестикуляция увеличивается с возрастанием эмоционального возбуждения и при желании достичь более полного взаимопонимания.
Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах, но есть и сходные жесты:
- коммуникативные (приветствие, прощание, привлечение внимания, запреты и т. д.);
- модальные (жесты оценки и отношения);
- описательные, которые имеют смысл только в контексте речевого высказывания.
Основные коммуникативные жесты
Счастливые люди улыбаются; печальные хмурятся; сердятся – сердитый взгляд; не знают или не понимают чего-то – пожимают плечами или разводят руками; “да” – кивают; “нет” – качают головой из стороны в сторону (даже у грудных младенцев есть этот жест). Но на невербальные сигналы накладывает отпечаток и тип культуры [8].
жест “Оў кей”: в Америке – “все хорошо”, во Франции – “ноль” или “ничего”, в Японии – “деньги”, в некоторых странах средиземноморского бассейна этим жестом обозначается гомосексуальность мужчин.
Поднятый вверх большой палец: в Америке, Англии, Новой Зеландии – три значения: “голосование на дорогах”, “все в порядке”, “оскорбление” при резком выбрасывании вверх.В Греции – “заткнись”.
V-образный знак пальцами:в Великобритании и Австралии – оскорбительная интерпретация;в большинстве стран Европы – “победа”.
Но нельзя интерпретировать изолированно один жест, необходимо учитывать комплекс жестов и обстоятельств, сопутствующих им. Жесты, как и слова, поступают в виде предложений и восприниматься должны так же. Говорящий человек должен быть конгруэнтен, т. е. слова и жесты должны совпадать по смыслу, а в случае противоречия возникает ложь.
Походка – стиль передвижения, по которому легко можно распознать эмоциональное состояние человека. Самая “тяжелая” походка при гневе; самая “легкая” – при радости; самая большая длина шага при гордости; вялая, угнетенная походка – при страдании.