Профессиональное обучение, осуществляемое государственными и муниципальными учреждениями

На основании Закона о профессиональном развитии «человеческих ресурсов» и для проведения профессиональной подготовки государство, муниципальные органы, а также Корпорация содействия найму — КСН (особое некоммерческое юридическое лицо) открывают учреждения профобучения.

1. Учредители и виды профессионального обучения, осуществляемого государственными и муниципальными органами. В число подобных учреждений профессионального обучения входят центры развития «человеческих ресурсов», политехнические колледжи и центры, центры профессионального развития для инвалидов, Политехнический университет. Работу государства в качестве учредителя от его имени выполняет КСН, за исключением профессионального обучения инвалидов. В итоге КСН учреждено 93 подобных учебных заведения, а префектуральными органами — 276.

Курсы повышения квалификации (12-часовые) рассчитаны на 120 тыс. человек и существенно отличаются от базисной подготовки (1—2 года) и переподготовки (3 месяца — 1 год).

Тренинг управления персоналом

2. Изменение функций ГМПО. Услуги, предоставляемые учреждениями ГМПО, отражают перемены в государственной политике по отношению к профобучению. В послевоенный период содержание профобразования неоднократно изменялось. Сразу после войны ГМПО способствовало уменьшению безработицы. С 1950-х годов, когда экономика стала восстанавливаться, ГМПО содействовало экономическому процветанию. После этого в течение долгого времени стремились к расширению базисной подготовки, главным объектом которой являлись только что окончившие младшую среднюю школу, и она была ориентирована в основном на подготовку квалифицированных рабочих обрабатывающей промышленности для мелких и средних предприятий.

После войны в качестве одной из мер борьбы с безработицей местные органы самоуправления, получив субсидии государства, организовывали для них различные общественные работы. Однако в то время начала проявляться тенденция к закреплению безработных на организуемых властями общественных работах, что породило ряд проблем. В 1963 г. был подготовлен закон, заменяющий абсорбцию безработных путем организации общественных работ содействием в устройстве на работу в частные предприятия. В тот год резко возросло число мест в системе переподготовки.

Послевоенная система ГМПО в основном готовила квалифицированных рабочих и в меньшей степени занималась переобучением безработных. С начала 1970-х годов потребовалась реорганизация системы ГМПО, связанная с повышением общего образовательного уровня населения и быстрым научно-техническим прогрессом. Нефтяной шок 1973 г. сопровождался ростом уровня безработицы главным образом среди людей среднего и старшего возраста. В связи с этим основной задачей профобучения стало усиление мер по трудоустройству этих людей. Для того чтобы справиться с подобными требованиями, был предпринят ряд новых мер: четкое разделение функций (1978 г.) между муниципальными учреждениями профобучения и профессиональными учебными заведениями, учрежденными КСН; создание политехнических колледжей, готовивших техников; гибкая организация курсов по переподготовке (более частый набор учащихся) и повышению квалификации в соответствии с региональными потребностями.

Создание политехнических колледжей означало переключение учебных заведений ГМПО, ограничивавшихся подготовкой квали-

Приложения

фицированных рабочих, на подготовку техников (инженерно-технического персонала) из выпускников старшей средней школы. При учебных заведениях ГМПО и ранее в ограниченных масштабах организовывались курсы обучения управленцев и подготовки к сдаче государственного экзамена на профессиональную квалификацию. Теперь они получили большое развитие исходя из концепции непрерывного пожизненного обучения.

3. Разделение функций между учреждениями профобучения. Современные учебные заведения КСН, ранее осуществлявшие в основном базисную подготовку выпускников младшей средней школы или переподготовку безработных, преобразовывались либо в политехнические колледжи, либо в политехнические центры, которые осуществляли переподготовку и повышение квалификации, а муниципальные заведения профобучения, занимаясь главным образом базисной подготовкой, осуществляли переподготовку и повышение квалификации.

В учебных заведениях КСН ранее проводилась стандартизированная подготовка выпускников младшей средней школы в соответствии с унифицированным учебным планом. Однако в последующем получили развитие курсы повышения квалификации и переподготовки в соответствии с нуждами предприятий и многопрофильная подготовка квалифицированных рабочих. Инструкторы должны были уловить потребности региона в профобучении, взять на себя ответственность за разработку учебных планов и методов преподавания в тех сферах, в которых они почти не имели опыта. Была организована их стажировка, с тем чтобы они могли соответствовать новым требованиям. В политехнические колледжи было привлечено большое число профессоров, обладающих степенями докторов и кандидатов наук. В 1993 г. 25 учебных заведений профобучения были перепрофилированы в политехнические колледжи.

В 1985 г. Закон о профессиональном обучении был преобразован в Закон о профессиональном развитии «человеческих ресурсов». В области ГМПО был разработан курс на повышение гибкости различных видов обучения в соответствии с запросами региона, вводились новые дисциплины.

4. Выводы, сделанные в результате анализа целей обучения в системе ГМПО. После Второй мировой войны при возобновлении ГМПО главная цель внутрифирменного обучения заключалась в

Тренинг управления персоналом

подготовке многопрофильных квалифицированных рабочих, обладающих теоретическими знаниями и использующих в своей работе и «руки», и «голову». От ГМПО требовалась подготовка узкого специалиста, для которого прежде всего важны «руки». Поэтому акцент в обучении выпускников младшей средней школы делался на овладении «ручной» работой путем повторения. Считалось, что для соответствия требованиям предприятий необходимо выработать навыки, которые сразу же могли быть применены на работе. Однако из требований к способностям, предъявляемых работодателем к поступающей на работу молодежи, главным была способность к обучению, а не умения, которые бы сразу могли быть применены. В условиях, когда по мере развития НТР все больший акцент делался на технические знания, способность к адаптации и решению проблем, традиционные методы обучения в системе ГМПО перестали соответствовать положению дел в обществе. В последние годы имидж ГМПО постепенно меняется.

В определении цели профобучения важно внимание к личным образовательным нуждам. После войны ГМПО согласно законодательству было направлено на повышение социального и экономического положения рабочих, однако на самом деле акцент делался на обеспечение квалифицированными рабочими и регулирование спроса и предложения рабочей силы. Внимание к пожеланиям проходящих подготовку было недостаточным. Ранее ГМПО для только что окончивших младшую среднюю школу было своего рода «старшей средней школой», что привлекало многих' желающих учиться в этой системе. Однако с ростом числа поступающих в старшую среднюю школу профподготовка начала сталкиваться с трудностями в наборе учащихся. При повышении квалификации в политехнических колледжах и центрах с самого начала уделялось большое внимание формированию надежды на повышение статуса, что придавало привлекательность, которой не имело прежнее ГМПО.

(Травин В. В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. 2-е изд. М.: Дело, 1997. 336 с.)

Приложения

Наши рекомендации