Особенности закупок, осуществляемых бюджетными, автономными учреждениями, государственными, муниципальными унитарными предприятиями и иными юридическими лицами

Бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств в соответствии с требованиями Закона.

При наличии Положения о закупке, принятого бюджетным учреждением в соответствии ФЗ от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках ТРУ отдельными видами юридических лиц» и размещенного до начала года в ЕИС, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году закупки:

1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в порядке, установленном законодательством РФ, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

3) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Принятое бюджетным учреждением решение об осуществлении указанных закупок не может быть изменено в текущем году.

В соответствии с ч. 25 ст. 112 бюджетное учреждение вправе принять Положение о закупках, осуществляемых по ФЗ № 223 до 1 апреля 2014 года. До 1 апреля 2014 года бюджетные учреждения осуществляют закупки в соответствии с Законом.

При предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы РФ

- автономным учреждениям,

- государственным унитарным предприятиям,

- муниципальным унитарным предприятиям

на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения Закона. При этом в отношении таких юридических лиц применяются положения Закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.

При предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения Закона, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством РФ в рамках договоров об участии РФ, субъекта РФ или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

ГЛАВА 2. ПЛАНИРОВАНИЕ.

Планирование закупок

Планирование закупок посредством формирования, утверждения и ведения:

1) планов закупок (вступает в силу с 01.01.2015 г.);

2) планов-графиков (вступает в силу с 01.01.2015 г.).

План закупок – совокупность необходимых сведений для планирования закупок в среднесрочной перспективе. Формирование плана закупок привязывается к сроку действия соответствующего уровню заказчика закона о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, т.е. фактически на 3 года. План закупок формируется заказчиком в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ и носит более общий характер по сравнению с планом-графиком закупок.

План-график формируется заказчиком в соответствии с планом закупок и является основанием для закупки товаров, работ и услуг в течении очередного финансового года. План-график определяет конкретный перечень информации в отношении каждой закупки.

Планы закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Планы закупок формируются заказчиками исходя из целей осуществления закупок:

1) достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами РФ, государственными программами субъектов РФ, муниципальными программами;

2) исполнения международных обязательств РФ, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является РФ;

3) выполнения функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

В планы закупок включаются:

· идентификационный код закупки (далее – ИКЗ);

· цель осуществления закупки;

· наименование объекта и (или) наименования объектов закупки и описание таких объекта и (или) объектов закупки;

· объем финансового обеспечения для осуществления закупки;

· сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;

· обоснование закупки;

· информация о закупках инновационных и высокотехнологичных ТРУ;

· информация об обязательном общественном обсуждении закупки ТРУ.

Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок устанавливаются Правительством РФ.

Норма о формировании заказчиками планов закупок вступает в силу с 01.01.2015 г.

Планы-графики

Все нормы данного раздела (планы-графики) вступают в силу с 01.01.2015 г. (за исключением специально оговоренного в разделе).

Планы-графики содержат перечень закупок ТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.

Планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок.

В план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки:

1) ИКЗ;

2) наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик этого объекта,

• количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги,

• планируемые сроки,

• периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги,

• Н(М)Ц контракта (далее – Н(М)Ц контракта), цена контракта, заключаемого с единственным П(ПИ),

• обоснование закупки,

• размер аванса (если предусмотрена выплата аванса),

• этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно);

3) дополнительные требования к участнику закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований;

4) способ определения П(ПИ) и обоснование выбора этого способа;

5) дата начала закупки;

6) информация о размере предоставляемых обеспечения соответствующей заявки УЗ (далее – УЗ) и ОИК;

7) информация о применении критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта (в случае применения указанного критерия) при определении П(ПИ);

8) информация о банковском сопровождении контракта.

Порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения федеральных нужд, устанавливается Правительством РФ.

Порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд и требования к форме планов-графиков установлены Постановлением Правительства РФ от 21.11.2013 г. № 1044 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов-графиков закупок ТРУ для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов-графиков закупок ТРУ» (ч. 5 и 6 ст. 21 Закона).

Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации вправе определить перечень дополнительной информации, включаемой в планы-графики.

План-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком в течение 10 рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены (норма вступает в силу с 01.01.2016 г.).

План-график подлежит изменению заказчиком в случае внесения изменения в план закупок, а также в следующих случаях:

1) увеличение или уменьшение Н(М)Ц контракта, цены контракта, заключаемого с единственным П(ПИ);

2) изменение до начала закупки срока исполнения контракта, порядка оплаты или размера аванса;

3) изменение даты начала закупки и (или) способа определения П(ПИ), отмена заказчиком закупки, предусмотренной планом-графиком;

4) реализация решения, принятого заказчиком по итогам проведенного в соответствии со ст. 20 настоящего ФЗ обязательного общественного обсуждения закупок и не требующего внесения изменения в план закупок;

5) в иных случаях в соответствии с порядком формирования, утверждения и ведения планов-графиков, установленным ч. 4 и 5 настоящей статьи.

Внесение вышеуказанных изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за 10 календарных дней до дня размещения в ЕИС извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении П(ПИ) закрытым способом.

Утвержденный заказчиком план-график и внесенные в него изменения подлежат размещению в ЕИС в течение 3 рабочих дней с даты утверждения или изменения плана-графика, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

Комментарии: По действующему законодательству порядок ведения плана-графика регулируется Приказом МЭР и КФ № 20н.

п.2 ст. 112 Заказчики размещают в ЕИС или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014 и 2015 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона, с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.

ч. 3 ст. 112 в 2014 и 2015 годах:

расчет совокупного годового объема закупок, предусмотренного частью 1 статьи 30 (СМП), частями 1 и 2 статьи 38 (контрактная служба заказчика), частью 2 статьи 72 (ЗК), пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 (ЕП) Закона, производится заказчиками без использования планов-графиков;

Комментарии: вышел новый приказ МЭР № 544 20.09.2013 г, «Об особенностях размещения на официальном сайте РФ в «Интернет» для размещения информации по размещению заказов на поставки товаров выполнения работ, оказания услуг, планов график размещения заказов на 2014 – 2015 гг.»

Обоснование закупки

Обоснование закупки связывается с целью закупки.

При формировании плана закупок обоснованию подлежат:

• объект и (или) объекты закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки,

• требования к закупаемым заказчиком ТРУ (в том числе предельная цена ТРУ) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

При формировании плана-графика обоснованию подлежат:

1) Н(М)Ц контракта, цена контракта;

2) способ определения П(ПИ), в том числе дополнительные требования к УЗ.

По результатам мониторинга закупок, аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной.

Положения данной статьи вступают в силу с 01.01.2015 г.

Наши рекомендации