Технология оценки эффективности управления государственными и муниципальными унитарными предприятиями (учреждениями)

В качестве примера рассмотрим один из методов оценки эффективности управления унитарными предприятиями (учреждениями), как механизм оценки эффективности управления и использования государственного и муниципального имущества, который используется в ряде регионов Российской Федерации.

Данный метод позволяет оценить эффективность деятельности унитарных предприятий (учреждений) в количественной форме по трем основным критериям. В состав критериев оценки эффективности деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий (учреждений) входят: социальная, бюджетная и экономическая эффективность.

Социальная эффективность определяется через оценку общественной значимости, общественной полезности деятельности унитарного предприятия (учреждения), полезность товаров, работ и услуг, производимых (оказываемых) унитарными предприятиями (учреждениями), и риск повышения цен на отдельные виды социально значимых товаров, работ и услуг, производимых (оказываемых, реализуемых) этими предприятиями (учреждениями), в случае прекращения их деятельности.

Общественная значимостьунитарного предприятия (учреждения) определяется долей (в процентах) населения, являющегося потребителем производимых данным предприятием (учреждением) товаров, работ, услуг.

Общественная значимость оценивается по балльной системе:

1) 5 баллов - в случаях, если товарами, работами, услугами пользуется 50 процентов и более населения (высокое значение);

2) 3 балла - в случаях, если товарами, работами, услугами пользуется от 15 процентов до 50 процентов населения (среднее значение);

3) 1 балл - в случаях, если товарами, работами, услугами пользуется до 15 процентов населения (низкое значение).

Общественная полезность деятельности унитарного предприятия (учреждения) определяется по следующим критериям:

- социальные последствия деятельности унитарного предприятия (учреждения), в том числе создание новых рабочих мест, рост заработной платы;

- расширение потенциальных потребителей результатов деятельности предприятия (учреждения) (рост числа населения, имеющего к ним доступ);

- создание новых видов товаров, работ, услуг;

- снижение себестоимости товаров, работ, услуг (по сравнению с периодом, предшествующим отчетному).

Общественная полезность деятельности унитарных предприятий (учреждений) оценивается по балльной системе:

1) 5 баллов - в случаях, если предприятие (учреждение) имеет положительные характеристики по 4 и более из указанных критериев (высокое значение);

2) 3 балла - в случаях, если предприятие (учреждение) имеет положительные характеристики по 3 из указанных критериев (среднее значение);

3) 1 балл - в случае, если предприятие (учреждение) имеет положительные характеристики по 2 и менее из указанных критериев (низкое значение).

Риск повышения цен на отдельные виды социально значимых товаров, работ и услуг, производимых (оказываемых, реализуемых) унитарными предприятиями (учреждениями), в случае прекращения их деятельности оценивается по балльной системе:

1) 5 баллов - в случае оценки риска от 70 процентов и более (высокий риск);

2) 3 балла - в случае оценки риска от 35 до 70 процентов (средний риск);

3) 1 балл - в случае оценки риска от 0 до 35 процентов (отсутствие риска).

В целях проведения оценки под социально значимыми товарами, работами и услугами понимаются: медицинские товары, медикаменты; продовольственные товары первой необходимости; услуги жилищно-коммунального хозяйства; услуги по перевозке пассажиров; ритуальные услуги; услуги бытового обслуживания; услуги в сфере образования, здравоохранения, культуры; иные товары, работы, услуги по предложению отраслевых органов.

Бюджетная эффективность государственных и муниципальных унитарных предприятий (учреждений) - положительное влияние деятельности этих предприятий (учреждений) на доходы и(или) расходы соответствующего бюджета.

Показатель бюджетной эффективности рассчитывается как отношение поступивших в бюджет от деятельности унитарных предприятий (учреждений) денежных средств на сумму расходов на содержание этих предприятий (учреждений), понесенных соответствующим бюджетом.

К суммам поступивших в бюджет денежных средств для расчета бюджетной эффективности относятся:

1) доходы бюджета от налогов, сборов и иных обязательных платежей, установленных действующим законодательством, в части поступлений, формирующих доходную часть бюджета;

2) платежи по погашению бюджетных кредитов;

3) доходы бюджета от перечисления части прибыли предприятий;

4) арендные платежи от использования имущества и иные притоки в зависимости от конкретных условий.

К суммам расходов (оттоков) на содержание унитарных предприятий (учреждений), понесенных бюджетом, относятся:

1) предоставление бюджетных средств в виде бюджетных кредитов;

2) предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе;

3) бюджетные ассигнования, связанные с проведением определенной ценовой политики и обеспечением определенных социальных приоритетов;

4) иные оттоки в зависимости от конкретных условий.

Отдельно учитываются:

а) налоговые льготы, отражающиеся в уменьшении поступлений от налогов и сборов. В этом случае оттоки не возникают, но уменьшаются притоки денежных средств в доход бюджета;

б) государственные гарантии. Оттоки при этом отсутствуют, однако возможный риск выполнения обязательств перед кредитором по государственной гарантии уменьшает бюджетную эффективность.

При оценке бюджетной эффективности проекта учитываются также изменения доходов и расходов бюджетных средств, если предприятие (учреждение) участвует в реализации каких-либо инвестиционных проектов и проект оказывает на них влияние.

Основным показателем бюджетной эффективности является чистый доход бюджета, который определяется как разница между притоками и оттоками бюджетных средств.

Бюджетная эффективность унитарных предприятий (учреждений) оценивается по балльной системе:

1) 5 баллов - в случаях, если результат деления суммы денежных средств, поступивших в бюджет от унитарного предприятия (учреждения), на сумму расходов на содержание предприятия (учреждения), понесенных бюджетом, больше единицы (высокое значение). Предприятие (учреждение) признается бюджетно-эффективным;

2) 3 балла - в случаях, если результат деления суммы денежных средств, поступивших в бюджет от унитарного предприятия (учреждения), на сумму расходов на содержание предприятия (учреждения), понесенных бюджетом, находится в пределах от 0,85 до 1 (среднее значение);

3) 1 балл - в случаях, если результат деления суммы денежных средств, поступивших в бюджет от унитарного предприятия (учреждения), на сумму расходов на содержание предприятия (учреждения), понесенных бюджетом, меньше 0,85 (низкое значение).

Наши рекомендации