Объяснение нового материала. Конспект урока по русскому языку в 6 классе.

Конспект урока по русскому языку в 6 классе.

Тема: Наречие как часть речи

Цель урока: дать понятие о наречии как о части речи;

Задачи: 1) обучающие: - рассмотреть общее значение, происхождение, особенности наречия как части речи, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий в предложении и словосочетании;

2) развивающие: - сформировать у учащихся умение находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении;

- развить ассоциативное мышление учащихся и память;

- расширить словарный запас уч-ся за счёт употребления в речи наречий,

3) воспитывающие:-воспитывать эстетический вкус учащихся,

- пробудить интерес к живописи;

- заинтересовать учащихся изучать русский язык.

Тип урока:объяснение нового материала.

Оборудование:учебник,подготовленная к уроку доска, раздаточный материал.

Ход урока:

I.Мотивация учебной деятельности.

Организационный момент.

Учитель: - «Здравствуйте, ребята! Очень рада вас всех видеть сегодня на уроке. Открыли тетради, подписали число и классная работа.

II.Актуализация опорных знаний учащихся. Проверка ранее полученных знаний.

Учитель:-Теперь разберите данное предложение по членам и укажите части речи.(на доске написано предложение)

Неожиданно потянуло откуда-то легким ветерком, солнечной теплотой…

Учитель: - «Давайте проверим, как вы справились с заданием». ( Один человек выходит к доске, остальные проверяют в тетради — коллективная проверка).

Учитель: - «Все ли части речи в этом предложении вам известны? Найдите слово, часть речи которой вы еще не можете определить? (неожиданно). Вот с ней нам и нужно познакомиться на этом уроке. А чтобы мы с ней познакомились и узнали поближе, к нам в гости придёт одна из частей речи. Так давайте же будем внимательны и активны на этом занятии».

III. Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Учитель: -«Чтобы нам с вами полностью изучить, что же это за особенная часть речи, давайте послушаем рассказ самого Наречия».

1. Выступление мальчика в роли Наречия.(сообщение дано заранее и подготовлено одним из учеников)

-Я ещё совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-.Он был известен ещё в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие

И если буквально перевести моё имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему чёткость.

Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.

Хочу обратить внимание на мою главную особенность – неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложениях я чаще всего бываю обстоятельством.

Учитель: -«Узнали, что это за часть речи? (да, это наречие)

Поэтому тема нашего сегодняшнего урока-«Наречие как часть речи».

Объяснение нового материала.

1. Знакомство с понятием наречие.

Учитель:- Ребята, как вы думаете, почему у наречия такое название? Ведь известно, что имена существительные обозначают предметы, которые существуют,имена прилагательные – «прилагаются к существительным», местоимения встают на место других имён. А наречия?

- Послушайте стихотворение и подумайте, что здесь можно выделить как признаки наречия.

Что это за части речи?

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю нашу речь.

Меня вам надо знать, беречь!

Есть у меня семёрка слуг,

Проворных, удалых,

И всё, что вижу я вокруг, -

Всё знаю я от них.

Они по зову моему

Являются в нужде.

Зовут их Как и Почему,

Зачем, Куда, Откуда, Когда и Где.

Учитель:- «Давайте откроем тетрадочки и запишем основные признаки наречия. Что из того, что сегодня рассказало вам Наречие можно записать, чтобы в дальнейшем отличать его от других частей речи? (ответы ребят и параллельная запись в тетради. Если затрудняяются ответить, спросить мальчика, который играл роль Наречия.

-зависит от глагола

- не изменяется

-обозначает признак признака

-служит для украшения речи

- записать вопросы к наречию, (спросить, к чему еще задаем мы эти вопросы?- к обстоятельству), значит в предложении наречие является обстоятельством).

Общий вывод учителя: Подведем итог.

(Наречием называется неизменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия или поясняет где, когда происходит действие, куда оно направлено, и отвечает на вопросы: Как? Где? Куда? Откуда? Когда? и др.Обратите внимание: наречие не изменяется по числам, по падежам, не имеет признаков рода, окончаний. В предложении наречия выполняют роль второстепенных членов предложения (обстоятельств). Наречие всегда делает речь красивой, даёт более точное представление о месте и времени.

Учитель:- «Обратитесь сейчас к параграфу учебника, прочитайте правила, которые там даны о наречии».

Наши рекомендации