Анализ психологических текстов. Ознакомьтесь с содержанием научной статьи Н.В
Ознакомьтесь с содержанием научной статьи Н.В. Умановой "Одаренные дети: их особенности и организация работы с ними" (Пахало- пя. - 2004. - № 1. - С. 42-46). Проведите следующие линии анализа:
- определите основные направления работы педагогов с одаренными детьми;
- выделите особенности развития одаренных детей;
- выделите педагогические способности и качества педагога, значимые для успешной работы с одаренными детьми;
- спрогнозируйте трудности, проблемы педагогов в работе с одаренными детьми, а также трудности, проблемы самих одаренных детей;
- обоснуйте роль индивидуального подхода к одаренному ребенку.
Тематика рефератов
- Взаимодействие семьи и школы в воспитании личности ребенка.
- Влияние средств массовой информации на воспитание личности.
- Стиль семейного воспитания и его влияние на формирование личности ребенка.
- Психологические основы воспитания застенчивых детей.
- Психологические аспекты девиантного поведения.
- Формирование психологической готовности школьников к самоопределению.
ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ
Литература 1- 5, 8, 10, 12, 13, 15-18, 20-21, 23-25, 29-30, 44
Вопросы для подготовки к занятиям
1. Психологическое содержание, место и функции оценки в структуре обучения.
2. Комплексный характер стимулирования успехов учащихся в обучении и воспитании.
3. Виды педагогической оценки.
4. Условия эффективности педагогической оценки.
5. Возрастные особенности педагогической оценки.
Требования к компетентности:
- знать психологическое содержание, место и функции оценки в структуре обучения;
- уметь использовать комплексный характер стимулирования успехов учащихся в обучении и воспитании;
- уметь использовать различные виды педагогической оценки;
- знать условия эффективности педагогической оценки;
- уметь анализировать возрастные особенности педагогической оценки и использовать эти знания в социально-педагогической сфере.
Тестовый контроль
1. В младенческом возрасте наиболее действенными формами педагогической оценки являются:
а) прямые вербальные оценки действий;
б) социально-психологические стимулы;
в) поощрения, относящиеся к демонстрируемым ребёнком знаниям, умениям и навыкам;
г) эмоционально-экспрессивные стимулы.
2. Наиболее значимыми педагогическими оценками в дошкольном возрасте выступают:
а) оценки личностного плана взрослыми людьми;
б) оценки, связанные с соблюдением внешних форм поведения;
в) социально-психологические стимулы;
г) все ответы верны.
3. Успешность ученика в обучении в большей степени зависит от его:
а) способностей;
б) задатков;
в) волевых качеств;
г) ситуации успеха, создаваемой учителем.
4. Для психологического развития ребёнка наиболее важна стимулирующая роль:
а) поощрений;
б) наказаний;
в) сочетания поощрений и наказаний в зависимости от ситуации;
г) механизмов подкрепления.
5. Педагогическая оценка различается по:
а) уровню обобщённости;
б) способам предъявления;
в) способам оценочного воздействия;
г) все ответы верны.
6. Комплексный характер педагогической оценки означает:
а) сочетание моральных и социально-психологических стимулов;
б) преобладание индивидуальных стимулов;
в) разнообразные стимулы;
г) нет верных ответов.
7. Моральная оценка педагога предполагает похвалу или порицание ученика за:
а) личностные качества;
б) результаты учебной деятельности;
в) поступки;
г) степень работоспособности.
8. Наиболее эффективной является такая педагогическая оценка, которая:
а) порождает внутреннюю мотивацию и поддерживает её соответствующей внешней стимуляцией;
б) обеспечивает результативность учебной деятельности;
в) учитывает индивидуальные особенности ребёнка;
г) создаёт благоприятные условия обучения и воспитания.
9. К способам повышения персональной значимости педагогической оценки относятся:
а) учёт индивидуальных особенностей и потребностей ребёнка;
б) оценка достижений ребёнка в значимой деятельности;
в) оценка, которую дают ребёнку значимые другие;
г) верный ответ: а, в.
10. Объективность педагогической оценки в большей степени проявляется при учёте:
а) половой принадлежности ученика;
б) возраста ученика и конкретной ситуации;
а) личного отношения педагога к ученику;
г) характера взаимоотношений учителя с родителями ученика.